Пояснительная записка по направлению «Художественно – эстетическое развитие»
для детей младшего дошкольного возраста
Реализация программных задач образовательных областей «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в рамках совместной деятельности воспитателя с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения), а также образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Богатство и красота мира постепенно открываются ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее постоянно меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту, которая повсюду: и в многоцветий осенних листьев, и в одежде людей и кукол, и в предметах быта, украшенных народными мастерами.
|
|
Приобщение детей к искусству начинается с их знакомства с народным творчеством и классикой. Ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; любуется формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера.
Отличительная особенность художественной деятельности детей — ее синкретичность и импровизационность: дети легко объединяют различные виды искусства — рисуют или импровизируют на музыкальных инструментах, одновременно сочиняя несложный сюжет или напевая. В художественной деятельности формируются художественные способности детей, прежде всего сенсорные, связанные с восприятием искусства.
В раннем детстве развитию этих способностей благоприятствует высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, художественное слово, яркие произведения изобразительного и театрального искусства. Чтобы дети не выросли равнодушными к миру прекрасного, необходимо, используя возрастные особенности, приобщать их к этому миру как можно раньше.
Образовательная область | Задачи ФГТ | Задачи программы «ИСТОКИ» | Интеграция образовательных областей. |
«Художественное творчество» Чтение художественной литературы | На достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: -развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); -развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия эстетического вкуса | Образовательная область «Художественное творчество» Образовательные задачи. Второй год жизни: — обогащать сенсорный опыт за счет действий с предметами и народными игрушками (матрешки, петушки, свистульки и т.д.), включать эти средства в ознакомительные предметные игры; — давать возможность наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес, замечать следы карандаша или краски на бумаге, подражать изобразительным действиям взрослого, вызывать эмоциональную реакцию на яркие цвета красок, объемную форму лепки («шарики», «колобок», «мячики» и т.д.); — поощрять желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями; — поощрять возникновение ассоциативных образов (в линиях, пятнах), — называть предметы, получившиеся у ребенка на рисунке, в лепке («солнышко», «заборчик», «цветочки» и т.д.). Третий год жизни: — знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, народными игрушками (семеновская матрешка, городецкая лошадка, дымковский петушок); — знакомить с иллюстрациями книжной графики художника Ю. Васнецова; — учить узнавать образы объемных предметов в плоскостном изображении; предлагать детям рассматривать созданные ими рисунки, лепку, аппликацию, находить сходство с предметами, явлениями; — знакомить с видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией, вызывать и поддерживать интерес к ним; — поддерживать создание ассоциативных образов в художественной деятельности; — поддерживать желание сотворчества со взрослыми, использовать игровые приемы, помогающие вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ; — интегрировать рисование, аппликацию и лепку с целью обогащения содержания и средств выразительности; — поощрять желание экспериментировать с художественными материалами (красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками), поддерживать самостоятельный выбор этих материалов, фона листа бумаги, помогать осваивать технические навыки: правильно держать кисточку (карандаш), аккуратно брать краску, промывать кисть, отряхивать ее о край баночки, рисовать на всем пространстве листа, учить ориентироваться на листе бумаги, обучать созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм, в сотворчестве с воспитателем дополнять готовые изображения ритмом мазков, цветовых пятен; — познакомить с пластическими материалами (глина, пластилин, масса для моделирования) и их свойствами, помогать создавать и видоизменять простые формы, учить сравнивать их с реальными предметами; — помогать осваивать приемы лепки, раскатывая комок глины в ладонях, видоизменять комок пальцами, соединять части; — знакомить с бумагой разных цветов и фактуры, учить приемам наклеивания заранее вырезанных взрослым готовых форм и создания выразительных аппликативных образов; — проявлять интерес к работам детей, рассматривать и обсуждать их. Образовательная область «Чтение художественной литературы» Образовательные задачи. Второй год жизни: — развивать способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание; — знакомить с произведениями, в которых отражены явления природы, узнаваемые ребенком эпизоды, игровые и бытовые ситуации; — учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок; — помогать узнавать литературные произведения и их героев при многократном чтении и рассказывании; — побуждать самостоятельно рассматривать книги, специально изданные для детей раннего возраста, соотносить предметы, живые объекты с рисунками и иллюстрациями, отвечая на элементарные вопросы («Кто это?», «Где у зайки ушки?» и пр.). Третий год жизни: — развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; — вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает; — стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами; — учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него; — побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций; активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций («Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?», «Где мышка?», «А это что?»). | Коммуникация Чтение детям художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность Коммуникация Здоровье Познание Социализация Безопасность |
|
|
|
|