Множество задач педагогического исследования предполагает те или иные сопоставления. Мы сопоставляем группы испытуемых по какому-либо признаку, чтобы выявить различия между ними по этому признаку.
Мы сопоставляем то, что было «до воздействия», с тем, что стало «после наших экспериментальных воздействий».
Мы сопоставляем эмпирическое распределение значений признака с каким-либо теоретическим законом распределения.
Мы можем сопоставлять два эмпирических распределения между собой с тем, чтобы доказать неслучайность выбора альтернатив или различия в форме распределений.
Мы можем сопоставлять два признака, измеренные на одной и той же выборке испытуемых, чтобы установить степень согласованности их изменений.
Мы можем сопоставлять индивидуальные значения, полученные при разных комбинациях каких-либо существенных условий, с тем, чтобы выявить характер взаимодействия этих условий в их влиянии на индивидуальные значения признака.
Краткая классификация методов представлена в таблице.
|
|
Задачи | Условия | Методы |
1.Выявление различий в уровне исследуемого признака | а) 2 выборки испытуемых б) 3 и более выборок испытуемых | Q-критерий Розенбаума; U-критерий Манна-Уитни; ϕ*-критерий, вычисленный на основе углового преобразования Фишера; S-критерий тенденций Джонкира; H-критерий Крускала-Уоллиса |
2.Оценка сдвига значений исследуемого признака | а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых; | Т-критерий Вилкоксона; G-критерий знаков; ϕ*-критерий, вычисленный на основе углового преобразования Фишера; χ2-критерий Фридмана; L-критерий тенденций Пейджа; |
3.Выявление различий в распределении признака | а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим б) при сопоставлении двух эмпирических распределений; | χ2-критерий Пирсона; λ-критерий Колмогорова-Смирнова m-биномиальный критерий; χ2-критерий Пирсона; λ-критерий Колмогорова-Смирнова; ϕ*-критерий, вычисленный на основе углового преобразования Фишера; |
4.Выявоение степени согласованности изменений | а) двух признаков; б) двух иерархий или профилей | r-коэффициент ранговой корреляции Спирмена r-коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий | а) под влиянием одного фактора б) под влиянием двух факторов одновременно | S-критерий тенденций Джонкира; L-критерий тенденций Пейджа; Однофакторный дисперсионный анализ Фишера Двухфакторный дисперсионный анализ Фишера |