Помимо множества различных точек зрения к определению понятия формы государства, профессор Венгеров А.Б. также вывелтипологию форм государства, основанную на ее главных признаках. В типологии выделяются следующие виды: 1)монократический (единовластный); 2)сегментарный (смешанный); 3)поликратический (многовластный).[14]
1. У монократического вида формы государстваглавным признаком является принцип единовластия. Он характеризуетсясосредоточением всей государственной власти у одного лица (например, фюрер[15] в фашистской Германии),или сосредоточением всей государственной власти у группы лиц, или сосредоточением всей государственной власти в советах ив партийно-государственной номенклатуре (СССР).
Монократическому виду формы государства свойственны отсутствие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и доминирование определенной идеологии (фашистской, коммунистической, религиозной и т.д.).
В своей работе Анатолий Борисович Венгеров выделил разновидности монократической формы государства:
а)теократическая форма (греч.теос – Бог, крат – власть). Власть принадлежит религиозной организации. В основе государственной доктрины лежит религиозное учение, на базе которого формируются все государственные и общественные институты и системы: судопроизводство, образование, государственная служба, официальные праздничные дни;
б) экстремистская форма (фашистская Германия);
в) милитаристская форма (правление военного центра, например, КНДР);
г) монократическая форма в условиях тоталитарного социализма.
2. Следующая поликратическая (многовластная) форма государствапрямо противоположна монократической. Для нее главными признаками в отличие от предыдущей будут являться:
а) принцип разделения властей;
б)демократические методы управления;
в) идеологический и политический плюрализм;
г) свободой вероисповедания и т.д.
Разновидности поликратической формы государства:
а) традиционные государства (США, Великобритания)
б) постсоциалистические государства (Россия, страны СНГ и др.).
1. Сегментарная форма государства, по мнению А.Б. Венгерова, являетсяпромежуточной(др. греч. – отрезок целого). У неетак же имеется разделение ветвей власти, функций по управлению государством, но нет системы «сдержек и противовесов». Ведущую роль играет исполнительная власть, роль судебной власти традиционно слаба, а законодательная власть принижена. Местное самоуправление может существовать в отдельных административно-территориальных единицах, но выборные органы находятся под жестким контролем чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами. В государственном режиме преобладают авторитарные методы управления. Число политических партий нередко ограничено законом, массовые общественные организации находятся под опекой государства. Государственная власть в условиях сегментарной формы государства лишь в малой степени открыта для общества.
Эта форма также имеет свои разновидности:
а) сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);
б) более авторитарная форма (Нигерия, Сенегал, Марокко).
Венгеров А.Б. основал свой подход на видах политического режима, а с точки зрения Александра Федоровича Черданцева форма государства определяется не только политическим режимом, но и типом государства (например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному – республика), соотношением классовых сил, конкретно-исторических условий (в Германии в результате победы антигитлеровской коалиции фашистский режим был заменен буржуазно-демократическим), национального состава страны (мононациональные – унитарные государства, например, Армения, Дания, Египет, Япония; многонациональные – федеративные, например, ряд стран Восточной Европы, Россия, Азия и др.), традиций (в Англии традиции ограниченной монархии), идеологии (например, исламская религиозная идеология обусловливает такую форму правления, при которой светский руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в себе светскую и религиозную власть).[16]
Я разделяю обе точки зрения авторов, так как они оба верно классифицировали типологию формы государства и дополнили труды друг друга.
Подробно изучив типологию формы государства, я сделала вывод, что форма государства зависит от многих факторов (политических, экономических, правовых, географических, религиозных и др.). Так, например, наша страна относится ко второму типу, так она обладает всеми признаками поликратической формы государства, а именно: главным признаком является принцип разделения властей, также России присущи демократические методы управления, идеологический и политический плюрализм, свобода вероисповедания. Точно также по признакам можно классифицировать и зарубежные страны, например, фашистская Германия относится к монократическому виду, так как вся власть сосредоточена в руках одного правителя, разделение властей и местное самоуправление практически отсутствует, права и свободы граждан не признаются и систематически нарушаются, существует обязательная государственная идеология.