Методика Е.И.Морозовой изучения адаптационных возможностей

ребенка раннего возраста к ДОУ [приложение1]

В основу методики, разработанной Е.И.Морозовой, положены выделенные ею критерии, характеризующие поведение ребенка в ситуации адаптации к ДОУ:

· эмоциональный фон,

· активность,

· направленность поведения.

Ситуация 1. «Знакомство».

Цель: изучение форм взаимодействия ребенка со взрослым

Ход исследования: Педагог выступает в роли незнакомого взрослого. Он заходит в групповую комнату и предлагает ребенку поиграть. Если ребенок отказывается следовать за ним, он берет на руки, успокаивает, ласкает, предлагает игрушки. При появлении первых игровых действий ребенка, взрослый выходит из активного контакта. Если ребенок долго бездействует, взрослый побуждает его с помощью речи: «Поиграй. Смотри, какие интересные игрушки». Если этого недостаточно, взрослый сам начинает играть, побуждая ребенка к подражанию своим действия, вызывая совместные игровые действия.

Далее ребенку предлагается регламентированное задание: бросание мелких предметов в сосуд. После чего ребенка взрослый берет на колени и рассказывает короткую сказку, а затем организует эмоционально – речевой контакт в виде словесно-тактильной игры – потешки («Коза – коза», «Бодашки»).

Ситуация 2. «Зайчики».

Цель: выявление эмоционального состояния, вызванного стрессирующим фактором (ограничением времени), на выполнение ребенком усвоенного перцептивного действия.

Ход исследования. Ребе6нка отводят в комнату, где стоят коробочки разной формы, закрытые крышками. Взрослый предлагал посмотреть, что в них находится. Открыв их, ребенок обнаруживал маленьких зайчиков. Взрослый предлагает ребенку определенный сюжет игры – повести зайчиков погулять в лес. Потом зайчики возвращались, и взрослый, на глазах у ребенка вкладывал их в коробки и закрывал крышками, обучая ребенка подбирать соответствующую крышку с помощью целенаправленных проб. Игра повторяется три раза. На четвертый раз появляется собака, которая хотела схватить зайчиков. Им предлагается быстро убежать и скрыться в своих домиках, которые ребенок как можно скорее должен закрыть крышками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: