Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста[1].
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.
|
|
Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.
Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.
Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе программы все три формы социализации реализуются одновременно, хотя содержательно они представлены по-разному.
На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является
|
|
основой для перехода ребенка на следующий уровень — персонализации, который характеризуется индивидуальным выбором поведения, формированием ценностных ориентации. Через социально ориентированную деятельность нужно стремиться направить ребенка на другой субъект социальной жизни, развить восприимчивость, эмпатию.
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- активность участников;
- наличие обратной связи на занятиях;
- коммуникативная эффективность;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
- социально-личностное развитие.
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.
Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
Образовательная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения будущих первоклассников"» разработана на базе кафедры специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета; НОУ ОЦ «ДИВО» г. Нижнего Новгорода. Программа апробирована в НОУ ОЦ «Диво» и школе №78 г. Нижнего Новгорода.