Количество рабочих дней в году – 247 дней;
Количество рабочих месяцев в году – 10 (из-за погодных условий);
Количество рабочих дней в неделю – 5 дней;
Продолжительность рабочей смены – 8 часов;
Количество смен в зимний период – 1 смена, в летний период – 2 смены.
Объем земляных работ – 70 % летом; 30 % - зимой.
Распределение годового объема земляных работ Qг = 780·103 м3 по месяцам
Таблица 3. Месячный объем годовых работ
май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | 109,2 | распутица | 46,8 | 46,8 | 46,8 | 46,8 | 46,8 | распутица |
Qл = 546тыс. м3; | Qз = 234тыс. м3; |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
a) Распределяем годовой объем работ по сезонам с учетом того что производится работ летом – 70 %; 30 % - зимой.
летом – Qл = 780·0,7 = 546 тыс. м3;
зимой – Qз = 780·0,3 = 234тыс. м3;
b) Распределяем объем работ по месяцам с учетом того что из-за распутицы число рабочих месяцев 5 – летом, 5 – зимой:
|
|
Qл =546:5 = 109,2 тыс. м3;
Qз =234:5 = 46,8 тыс. м3;
Результаты заносим в таблицу 1
Рассчитываем необходимое количество машин для земляных работ на каждый месяц по формуле:
Nр.г.= , (1)
где
Qг - годовой объем работ, м3;
nсм – количество рабочих смен;
Qсм – сменная производительность машины, м3;
Кт.г. – коэффициент технической готовности (Кт.г = 0,85);
К – коэффициент сменности (К = 1,5)
Определяем эксплуатационные производительности заданных машин
Эксплуатационная производительность одноковшовых экскаваторов
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
Qсм = 8 , м3/смeну; (2)
где
v – ёмкость ковша, м3;
tц – продолжительность рабочего цикла, с;
kн – коэффициент наполнения ковша;
kр– коэффициент разрыхления;
kв – коэффициент использования рабочего времени.
Для экскаватора Komatsu PW200-7
v = 0,55 м3;
tц = 16 с;
kн = 1;
kр= 1,15;
kв = 0,65.,,,,,,,,,,,,,,,,
Qсм = 8 0,55 0,65= 559,52м3/смену
Количество экскаваторов
Nэ.= =4,42, принимаем 4 экскаваторов.
Эксплуатационная производительность автосамосвала КамАЗ – 55111
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
где:
– вместимость кузова транспортного средства, м3;
t1 – продолжительность загрузки кузова транспортного средства, ч;
S – расстояние транспортирования грунта к месту ее укладки, км;
vр – скорость транспортирования грунта, км/ч;
vх – скорость холостого хода автосамосвала, км/ч;
t2 – продолжительность разгрузки транспортного средства на месте укладки грунта, ч;
|
|
Для автосамосвала КамАЗ – 55111
= 6,6 м3;
t1= 2 мин = 0,11 ч;
t2 = 5 мин = 0,08 ч;
S = 1,8 км;
vр = 20 км/ч;
vх = 30 км/ч.
Qсм =8 = 220,6 м3/смену;
Количество самосвалов
Nт.= = 11,04 принимаем 11 автосамосвалов.
Сменная производительность бульдозеров:
Qб = (4)
где
Т – продолжительность смены, ч;
kи– коэффициент использования машины в смену (зависит
от технического состояния машины и квалификации персонала);
V – геометрический объем грунта, перемещаемый за один проход, м3;
tц – время рабочего цикла бульдозера, ч;
kр – коэффициент рыхления грунта в призме.
Для бульдозера ДЗ – 110A-2
Т = 8 ч;
kи = 0,75;
V = 3,5 м3;
tц= 0,07ч;
kр = 1,15
Qб = = 260м3/смену
Количество бульдозеров
Nб = = 9,5 принимаем 9 бульдозеров.
Таблица 4. Количество машин, необходимых для земляных работ
Марка машины | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель |
Komatsu PW200-7 | ||||||||||||
КамАЗ - 55111 | ||||||||||||
ДЗ – 110A-2 |
Таблица 5. Суточная производительность машин
Марка машины | Производительность машины Q, м3/смену | Годовой объем земляных работ Q г |
Komatsu PW200-7 | 559,52 | 780·103 |
КамАЗ - 55111 | 220,6 | 780·103 |
ДЗ – 110А - 2 | 780·103 |
Планирование технико-экономических показателей использования машин
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
Технико-экономические показатели рассчитываются для всех машин, принятых для выполнения всех операции при земляных работах.
Результаты расчетов приведены в табл. 6.
Таблица № 6.
Планирование технико-экономических показателей использования машин.
Годовой объем земляных работQг = 780 · 103 м3/год
№ п/п | Технико-экономический показатель | Обозначение | Ед. измерения | Марка машины | ||
ДЗ – 110A-2 | Komatsu PW200-7 | КамАЗ – 55111 | ||||
1. | Количество машино-смен МС=Qг /Qсм | МС | маш.-смен | 1395,34 | 3535,81 | |
2. | Количество машино-часов МЧ=МС·Тсм·К Тсм – продолжительность рабочей смены (8 часов) | МЧ | маш.-часов | 11162,72 | 28286,48 | |
3. | Количество моточасов в работе Мч=(0,65÷,85)·МЧ | Мч | мото·час | |||
4. | Количество машино-дней в работе МД=МС/К; К=1,5 коэффициент сменности | МД | маш.-дней | |||
5. | Количество машин в работе Мраб=(МД/Др)·Кн Др-число рабочих дней в году (240 дней) Кн-коэффициент неравномерности Кн=1,1 | М раб | шт. | 8,9 | ||
6. | Коэффициент резерва К рез=Мраб/ (Мраб+Мрез) Мрез-количество резервных машин, шт | К рез | - | 0,9 | 0,8 | |
7. | Количество машин в исправном состоянии М исп=М раб/ К рез | М исп | шт. | |||
8. | Количество машино-дней в исправном состоянии МД испр=М исп·Д; Д-календарное число дней в году (365дней) | МД испр | маш.-дней | |||
9. | Коэффициент технической готовности Кт.г.=МДисп/ МДхоз | К т.г | - | |||
10. | Количество машино-дней в хозяйстве МД хоз=МД испр+Р; Р-число календарных дней простоя | МД хоз | маш.-дней | |||
11. | Потребность в списочных машинах Мсп=Миспр/ Кт.г. | М с.п. | шт. | |||
12. | Коэффициент использования парка машин К и.п.=МДраб/ МДхоз | К и.п. | - | |||
13. | Годовая выработка на одну рабочую машину Г выр.р=Qr/ М раб | Г выр.р | м3 | |||
14. | Годовая выработка на одну списочную машину Г выр.сп.=Qr/ М сп | Г выр.сп | м3 |
Планирование технического обслуживания и ремонта машин
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает подготовку машины к эксплуатации, т.е. проведение работ по внешнему осмотру, заправка, контрольно-смотровые и крепежные работы, устранение всех неисправностей, обнаруженных процессе эксплуатации и при контрольном осмотре.
Техническое обслуживание №1 (ТО – 1) предназначено для обеспечения надежной безотказной работы оборудования до следующего технического обслуживания. При проведении ТО – 1 помимо выполнения работ по ЕО, проверяется надежность крепления агрегатов, состояние резьбовых соединений, производится подтяжка, шплинтовка, регулировка отдельных агрегатов и узлов, смазочные работы и устранение неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации. ТО – 1 проводит персонал, закрепленный за данным оборудованием. Обслуживание проводится на постах ТО.
|
|
Техническое обслуживание №2 (ТО-2) предназначено для углубленной проверки технического состояния машины и ее механизмов и проведение регулировочных и ремонтных работ с целью обеспечения надежной, безотказной работы оборудования до очередного технического обслуживания. Объем ТО-2, кроме работ, входящих в ТО, включает тщательную проверку состояния всех агрегатов и узлов с их частичной разборкой. На время проведения ТО-2 машину снимают с эксплуатации. Работа выполняется персоналом, работающим с применением оборудования на постах ТО.
Сезонное обслуживания (СО) необходимо для подготовки машины к переходу от осенне-зимнего к весенне-летнему периоду эксплуатации и наоборот. СО включает все виды работ ТО-2 и работы, обеспечивающие своевременную подготовку к предстоящему сезону (смена эксплуатационных материалов в соответствии с предстоящим сезоном, выполнение специальных регулировочных работ). Работы по СО обычно совмещаются с техническим обслуживанием №2.
В процессе эксплуатации машин происходит изменение технического состояния ее элементов вследствие изнашивания, потери механической плотности, нарушения регулировок и посадок, коррозии и других причин, и это может привести к полной или частичной потере работоспособности отдельных элементов, вызывающих необходимость поведения текущего ремонта. Основным содержанием операций текущего ремонта является устранение неисправностей и повреждений, обнаруженных в процессе эксплуатации или текущего обслуживания, путем проведения операций, связанных с частичной или полной разборкой отдельных узлов и агрегатов и их заменой, в случае потери ими работоспособности. Текущий ремонт является составной частью планово-
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
|
|
Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечении пробега до последующего капитального ремонта или списания не менее 80% от нормы для новых автомобилей или агрегатов. При капитальном ремонте обязательна полная разборка агрегатов на детали и ремонт базовых деталей.
К базовым (корпусным) деталям автомобиля относят блок цилиндров, картер коробки передач, трубы карданного вала, картер ведущего моста, балка переднего моста или поперечина при незначительной подвеске, картер рулевого механизма и гидроусилителя, каркас кабины, продольные балки рамы.
Количество ремонтов и технических обслуживаний определяется для парка машин, составляется годовой план ТО и Р по каждой машине.
Годовой план ТО и Р определяет число плановых технических обслуживаний и ремонтов по каждой машине, находящейся на балансе организации. Он является основанием для расчета потребности и материальной и трудовых ресурсах при разработке экономической части.
Для составления годового плана необходимы следующие исходные данные:
- Фактическая наработка машины на начало планируемого года со времени проведения соответствующего вида технического обслуживания, ремонта или с начала эксплуатации;
- Планируемая наработка машины на год;
- Показатели периодичности технических обслуживаний и ремонтов;
При расчете сначала число капитальных ремонтов, затем текущих ремонтов и плановых ТО-1, ТО-2. Полученные значения округляем до целого числа в сторону уменьшения.
БульдозерДЗ – 110A-2
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
По нормативам периодичность технических обслуживаний и ремонтов
ТО – 1 – 125 мото-ч.
ТО – 2 – 500 мото-ч.
ТО – 3 (в том числе ТР.) – 1000 мото-ч.
КР – 6000 мото-ч.
Планируемая наработка на проектируемый год Мч –16800мото-ч., списочное число машин – 9, следовательно, на одну машину наработка составит
= 1866 мото-ч.
Общая наработка на конец планируемого года составит
1866 + 1525= 3391 мото-ч.
Таблица 7.
График технического обслуживания и ремонта бульдозера
ДЗ – 110A-2
Считаем количество ТР и Р в планируемом году по графику и рассчитываем по формулам.
По графику в планируемом году ТО–3 – 2; ТО–2 – 3; ТО–1 – 15.
Расчет количества ТО и Р производится по формуле
NКР, ТО, Р = -Nп (5)
где
Нф – фактическая наработка на начало планируемого года со времени проведения последнего вида обслуживания или ремонта, мото-ч.;
Нпл – планируемая наработка на планируемый год, мото-ч.;
Ннорм. – нормативный ресурс для ТО и Р, мото-ч.;
Nп – число всех видов ТО и Р, по которому ведется расчет.
NКР = = 0,56 принимаем 0
NТО – 3 = -0 = 2,3 принимаем 2
NТО – 2 = – 2= 1,7 принимаем 1;
NТО – 1 = – 3 = 12,1 принимаем 12;
Результаты сравниваем и заносим в табл. 10.
ЭкскаваторKomatsuPW200-7
Экскаватор KomatsuPW200-7имеет наработку с начала эксплуатации 975мото-ч (по заданию на курсовой проект).
По нормативам периодичность ТО и Р
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
ТО – 2 – 500 мото-ч.
ТО – 3 (в том числе ТР.) – 1000 мото-ч.
КР – 6000 мото-ч.
Планируемая наработка на планируемый год Мч –7814мото-ч. списочное число машин – 4, следовательно, на одну машину наработка составит:
= 1953 мото-ч.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
Общая наработка на конец планируемого года составит
1953 + 975 = 2928 мото-ч.
Таблица 8.
График технического обслуживания и ремонта экскаватора KomatsuPW200-7
Считаем количество ТР и Р в планируемом году по графику и рассчитываем по формулам.
По графику в планируемом году ТО–3 – 3; ТО–2 – 3; ТО–1 – 15.
NКР = = 0,48, принимаем 0
NТО – 3 = -0 = 2,9 принимаем 2;
NТО – 2 = – 2 = 2,8 принимаем 2;
NТО – 1 = -4 = 12,4 принимаем 12;
Результаты сравниваем и заносим в табл. 10
Автосамосвал КамАЗ - 55111
Автосамосвал КамАЗ - 55111имеет пробег с начала эксплуатации 175000 км. (по заданию на курсовой проект). По нормативам периодичность ТО и Р
ТО – 1 – 3000 км пробега;
ТО – 2 – 12000 км пробега;
КР – 300000 км пробега.
Планируемая наработка (общий пробег) на планируемый год определяется по формуле:
Lобщ. = , км, (6)
где
L ср – среднее расстояние вывозки (из задания на курсовой проект), км;
Qг – годовой объем вывозок, м3;
qр – нагрузка на рейс, вместимость кузова, м3;
К1 – коэффициент, учитывающий нулевые и резервные пробеги, К1 = 1,05;
К2 – коэффициент, учитывающий выполнение прочих работ К2 = 1,2.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
Lобщ. = = 536072 км,
Списочное число машин 11, следовательно, на одну машину пробег составит = 48733 км.
Общая наработка на конец планируемого года составит
175000+48733 = 223733 км.
Таблица 9. График технического обслуживания и ремонта автосамосвала
КамАЗ - 55111
135 156195
Считаем количество ТР и Р в планируемом году по графику и рассчитываем по формулам.
По графику в планируемом году ТО–2 – 2; ТО–1 – 5.
NКР = = 0,74 принимаем 0
NТО – 2 = -0 = 4,6 принимаем 4;
NТО – 1 = - 4 = 12,5 принимаем 12;
Результаты сравниваем и заносим в табл. 10
Таблица № 10.
Планирование технического обслуживания и ремонта машин
Годовой план технического обслуживания и ремонта машин
№ п/п | Марка машины | Заводс-кой номер | Фактическая наработка | Наработка в планируе-мом году | Количество ТО и ремонтов в планируемом году | ||||||||
От начала эксплуатации | Со времени проведения | ||||||||||||
КР | ТО – 3 | ТО – 2 | ТО – 1 | ||||||||||
ТО – 3 | ТО – 2 | ТО – 1 | число | месяц | |||||||||
ДЗ – 110A-2 | ― | ― | ― | ||||||||||
Komatsu PW 200 - 7 | ― | ― | ― | ||||||||||
КамАЗ – 55111 | ― | ― | ― | ― | ― |
1.5 Месячный план-график технического обслуживания и ремонта машин
Месячный план-график технического обслуживания и ремонта машин устанавливает дату остановки каждой машины на техническое обслуживание и ремонт, и продолжительность ее простоя в днях. Порядковый номер рабочего дня месяца ДТО,Р в который назначается проведения технического обслуживания или ремонта машин определяется по формуле:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
где
Кр.д. – число рабочих дней в планируемом году;
Нф – фактическая наработка на начало планируемого года со времени проведения последнего вида обслуживания или ремонта, мото-ч.;
Нпл – планируемая наработка на планируемый год, мото-ч.;
Ннорм. – нормативный ресурс для ТО и Р, мото-ч.
Если при расчете величина ДТО,Р окажется большей, чем число рабочих дней в планируемом месяце, соответствующее техническое обслуживание или ремонт в этом месяце не проводится. При расчете порядкового номера рабочего дня проведения второй раз в месяц технического обслуживания одного вида его периодичность при постановке в формулу увеличивается в два раза, затем в 3 раза.
Составляем месячный график на три месяца: май, июнь, июль
Бульдозер ДЗ – 42Г
Бульдозер ДЗ – 42Г имеет наработку с начала эксплуатации – 2250 мото-ч. (по заданию курсового проекта).
По нормативам периодичность технических обслуживаний и ремонтов
ТО – 1 – 125 мото-ч.
ТО – 2 – 500 мото-ч.
ТО – 3 (в том числе ТР.) – 1000 мото-ч.
КР – 5760 мото-ч.
Планируемая наработка на проектируемый год Мч – 10109 мото-ч., списочное число машин – 4, следовательно, на одну машину наработка составит
= 2527 мото-ч.
По условиям проекта рабочих месяцев 10, следовательно, наработка по месяцам составит = 253
Наработка на начало мая составляет 2250 мото-ч.,
на начало июня 2250 + 632 = 2882 мото-ч,
на начало июля 2882 + 632 = 3514 мото-ч,
на конец июля 3514 + 632 = 4146 мото-ч.
Таблица 11 График технического обслуживания и ремонта бульдозера
ДЗ – 42Г на май, июнь, июль месяцы
2250 2882
3514 4146
ДТО – 3 = = 56,33>19, ТО – 3 в мае не проводится
ДТО – 2 = = 18,77, ТО – 2 в мае проводитсяна 18 день
ДТО – 1 = = 9,39 – на девятый день
ДТО – 1 = = 18,77, второй ТО – 1 в мае проводится совместно с ТО – 2
ДТО – 1 = = 28,16 >19, третий ТО – 1 в мае не проводится
Планируем на июнь месяц Кр.д. = 21
ДТО – 3 = = 9,79, на девятый день
ДТО – 2 = = 9,79, объем работ по ТО – 2 проводится в ТО – 3
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
ДТО – 1 = = 9,79 – на девятый день, объем работ по ТО – 1 проводится в ТО – 3
ДТО – 1 = = 20,17 – на двадцатый день
Планируем на июль месяц Кр.д. = 23
ДТО – 3 = = 44,18> 23 – ТО – 3 в июле не проводятся
ДТО – 2 = = 44,18> 23 – ТО – 3 в июле не проводятся
ДТО – 1 = = 10,09 - на десятый день
ДТО – 1 = = 21,45 – на двадцать первый день
ЭкскаваторЕК - 14
Экскаватор ЕК - 14имеет наработку с начала эксплуатации 1855 мото-ч (по заданию на курсовой проект).
По нормативам периодичность ТО и Р
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
ТО – 2 – 500 мото-ч.
ТО – 3 (в том числе ТР.) – 1000 мото-ч.
КР – 7680 мото-ч.
Планируемая наработка на планируемый год Мч – 15890 мото-ч. списочное число машин – 6, следовательно, на одну машину наработка составит:
= 2648 мото-ч.
По условиям курсового проекта рабочих месяцев – 10, следовательно, наработка по месяцам: май, июнь, июль составит = 265 мото-ч.
Наработка на начало мая 1855 мото-ч.
На начало июня 1855 + 265 = 2120 мото-ч.
На начало июля 2120 + 265 = 2385мото-ч.
На конец июля 2385 + 265 = 2650 мото-ч.
Таблица 12. График технического обслуживания и ремонта экскаватора ЕК – 14
1855 2120 2385 2650
Планируем на май 19 рабочих дней
ДТО – 3 = = 10,39, ТО – 3 в мае проводится на десятый день
ДТО – 2 = = 10,39 – работы по ТО – 2 проводятся вместе с ТО – 3
ДТО – 1 = = 1,43 – на первый день
ДТО – 1 = = 10,39 – работы по ТО – 1 проводятся в ТО – 3
ДТО – 1 = = 19,35 – на девятнадцатый день
Планируем на июнь месяц Кр.д. = 21
ДТО – 3 = = 63,09>21 ТО – 3 в июне не проводится
ДТО – 2 = = 30,11>21 ТО – 2 в июне не проводится
ДТО – 1 = = 0,39 – на первый день
ДТО – 1 = = 10,3 – на десятый день
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП. 23.02.04. 04 |
Планируем на июль месяц Кр.д. = 23
ДТО – 3 = = 53,38> 23, ТО – 3 в июле не проводится
ДТО – 2 = = 9,98 – на десятый день
ДТО – 1 = = 9,98 – на десятый день, объем работ по ТО – 1 проводится в ТО – 2
ДТО – 1 = = 20,83 – на двадцатый день