Глава 1. Понятие и структура внешней торговли

СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Выполнил:

 

Научный руководитель:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………........  
Глава 1. Понятие и структура внешней торговли…………………………  
1.1. Внешняя торговля как форма МЭО…………………………………  
1.2. Основные аспекты внешней торговли……………………..……….  
1.3. Структура внешней торговли России в мировой экономике………  
Глава 2. Анализ состояния внешней торговли России на современном этапе …..……………………………………………………………………...  
2.1. Динамика внешней торговли России……………………………….  
2.2. Географическая структура внешней торговли……………………...  
2.3. Исследование торгового баланса РФ..................................................  
Глава 3. Перспективы развития внешней торговли России……………….  
3.1. Основные направления развития внешней торговли России………  
3.2. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности…………………………………………………………..  
Заключение…...………………………………………………………………  
Список источников и литературы…………..……………………………....  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Международные экономические отношения во все времена были одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. Происходящие в данной сфере процессы затрагивают интересы всех государств мира. На сегодняшний день Российская Федерация имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность работы такого предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Внешнеторговая деятельность (ВТД) России в условиях глобального экономического кризиса кардинальным образом влияет на обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке и может способствовать переходу экономики на инновационный путь развития. Кроме того, сама эта деятельность зависит от уровня развития инновационной системы. В настоящее время отсутствуют эффективные механизмы воздействия на инноватизацию внешнеторговой деятельности страны и, в частности, на инновационную направленность российского экспорта, что не позволяет устранить высокий уровень её сырьевой зависимости. Решение проблем инноватизации ВТД в XXI веке становится не просто очевидным, но необходимым. Это напрямую связанно с ускорением инновационного развития российской экономики. Внешнеторговая деятельность должна быть ориентирована на решение актуальных задач повышения в российском экспорте наукоемкой продукции, инновационных технологий и услуг. Для решения этих задач требуется обеспечить эффективное взаимодействие и взаимосвязь внешнеэкономического комплекса и национальной инновационной системы, как на народнохозяйственном, так и региональном уровнях.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования, связанные с государственным управлением и регулированием развития внешнеторговых отношений нашли отражение в работах: A. Барковского, В. Варавенко, А. Ишханова, И. Кретова, Г. Ласкина, А. Механика, К. Садченко и др.[1] Международный опыт взаимодействия стран в инновационной сфере рассмотрен в трудах А.Архипова, Е.Бажанова, И.Балабанова, М.Блаера, Л. Ворониной, Л. Егоровой, Дж. Кейнса, Н. Кондратьева, А. Ореншенкова, П. Павлова, А.Г. Полянчевой, М. Портера, Л. Шаховской и др.[2] Проблемы инноватизации экономики исследовали многие ученые как в России, так и зарубежом: В. Васин, Э. Волынец-Руссет, Дж. Гелбрейт, П. Друкер, А. Дынкин, Н. Иванова, Т. Исмаилов и др.[3] Однако, несмотря на достаточно глубокую исследованность проблем развития внешнеторговых отношений России с другими странами многие аспекты повышения качества внешнеэкономической деятельности не достаточно полно изучены, в частности выбор направлений инновационного развития внешней торговли, формирования эффективного механизма обеспечения её инновационной привлекательности и др. Неразработанность проблемы повышения эффективности инновационной направленности развития внешней торговли России, формирования инструментарного обеспечения реализации механизма инноватизации национального экспорта определили выбор данной темы.

Цель исследования: изучить направления дальнейшего развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Задачи исследования:

- изучить теоретические аспекты внешней торговли;

- проанализировать состояние внешней торговли России на современном этапе;

- предложить направления развития внешней торговли России.

Объектом исследования выступает внешняя торговая деятельность Российской Федерации.

Предметом исследования – структура и динамика развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых в области внешнеторговой деятельности, международной кооперации, а также управления и регулирования экспортно-импортных операций с учетом их инновационной направленности. Дипломное исследование базировалось на использовании диалектического метода исследования, а также общенаучных методах экономико-статистическом, сравнительном, экономико-математического моделирования и др. Информационно-эмпирическую базу исследования составили, размещенные в открытом доступе, материалы Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по таможенному контролю, Госслужбы по статистике РФ, территориального органа государственной статистики по Краснодарскому краю, Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности, Всемирного экономического форума и др.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно оформленными национальными хозяйствами. В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами и регулируется государством. Для регулирования этого процесса используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и другие средства[4].

Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции. Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения - между национальными хозяйствами.

С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии, как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными, с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.

Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий.

Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

Структуру международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. Классификация форм международной торговли представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация форм международной торговли

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что внешняя торговля – это торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Она осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами и регулируется государством. Структура же международной торговли систематизирована по трем основным направлениям – это регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: