Лабораторная работа №6
Тема: ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНОГО МАСЛА
Цель: Изучение свойств смазочного маслав процессе работы и путей их сохранения, проблем смешивания системных масел. Определение массовой доли нерастворимого осадка (механических примесей) в работающем моторном масле, диспергирующей способности работающих масел, совместимости моторных масел оптическим методом, концентрации компонентов в топливной смеси, изучение браковочных показателей масла.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Изменение свойств масел в процессе работы и пути их сохранения
Продолжительность работы масел в двигателях, сопряженное с изменением его свойств, в общем случае определяется следующими факторами:
- конструкция двигателя и, прежде всего - уровень его форсировки, техническое состояние двигателя;
- качество масла;
- качество топлива;
- конструктивные особенности системы смазки, ее емкость, кратность циркуляции масла;
- условия эксплуатации- уровни нагрузки, температурные режимы в системе, попадание в масло топлива, воды, агрессивных соединений из ЦПГ;
- расход масла двигателем и величина доливок и связанное с этим истощение присадок;
- уровень обслуживания системы смазки и пр.
Под влиянием перечисленных факторов в масле происходят процессы его деградации (старения), выражающиеся в образовании и накапливании продуктов окисления масла, продуктов износа, сажи, воды и топлива. В итоге меняются такие свойства масла, как его вязкость, увеличивается содержание в нем механических примесей, воды и топлива, срабатываются присадки и уменьшается щелочное число.
Рекомендуется первичный контроль за состоянием масла осуществлять по следующим признакам:
- изменение количества отделяемого при сепарации шлама;
- внешний вид и запах масла;
- появление росы на смотровых стеклах;
- лакообразование на чисто обработанных поверхностях;
- вспучивание и шелушение краски в картере;
- нагарообразование на головках поршней и др.
Изменение вязкости
Изменение вязкости системных масел в малооборотных двигателях как правило происходит в сторону ее увеличения, а в тронковых двигателях, работающих на дистиллятных топливах - в сторону снижения (из-за протечек маловязкого топлива в систему).
Обычно рост вязкости системных масел обусловливается:
- термической и окислительной деградацией масла;
- накапливанием нерастворимых продуктов (механических примесей);
- попаданием воды и образованием эмульсии;
- смешиванием с более вязким цилиндровым маслом;
- испарением из масла наиболее легких фракций.
Если повышение вязкости масла в основном произошло из-за его обводнения, то после пурификации вязкость может быть восстановлена. Если же повышение вязкости вызвано тем, что в масле накапливаются продукты деградации самого масла и нерастворимые примеси, то, к сожалению, продукты деградации масла благодаря его диспергирующей способности, обеспечивающей удержание окисленных частиц в мелко диспергированном виде, после сепарации в большей своей части останутся в нем. А это означает, что существенно снизить вязкость путем сепарации невозможно. Установлено, что благодаря присутствию в масле продуктов деградации и стоков цилиндрового масла его индекс вязкости с течением времени несколько снижается.
Допускаемые пределы изменения вязкости системных масел в среднем составляют -10% ÷ +30% от величины вязкости свежего масла. Более точные пределы по конкретным двигателям - см. таблицы Приложения.
Изменение содержания механических примесей
В состав механических примесей, входят продукты деградации самого масла (асфальто-смолистые соединения), продукты износа металлических частей, окалина и пр. Их количество оценивается по общему содержанию механических примесей или мех. примесей, нерастворимых в пентане (Pentane insolubles - Total insolubles). Для малооборотных двигателей RTA фирмой «Зульцер» установлен предел — max. 1%. Для двигателей B&W - MAN содержание механических примесей не должно превышать 0,8 %. Для тронковых двигателей - не выше 2,5%. Продукты окисления масла в пентане не растворяются и поэтому в результатах лабораторного анализа работавшего масла дается содержание примесей, нерастворимых в бензоле (С6Н6). Последний в отличие от пентана растворяет лакоподобные продукты окисления и разница (нерастворимые в пентане — нерастворимые в бензоле) является мерой окисления масла.
Основная роль в очистке масла от механических примесей отводится сепарации.
Включенные в контур циркуляции фильтры тонкой очистки, в основном, призваны выполнять роль предохранительного средства, задача которого не допускать попадания в двигатель частиц загрязняющих примесей, которые могут оказаться в масле при неудовлетворительной работе сепаратора. Одновременно, фильтр может служить индикатором эффективности сепарации. В этом определяющую роль играет информация о скорости его загрязнения. Нахождение в масле загрязняющих примесей представляет потенциальную опасность возникновения абразивного износа подшипников и других смазываемых элементов двигателя, забивания масляных каналов, отложения продуктов деградации масла в охлаждаемой полости поршней, что может привести к их перегреву и прогоранию.