Программа на языке Pascal представляет собой набор строк, длина каждой из которых не превышает 127 символов, и в общем виде может быть представлена следующим образом:
Program<имя программы>; {заголовок программы} Uses<модуль1>,<модуль2>,…; {подключаемые библиотечные модули} Label<метка 1>, <метка 2>,…; {раздел описания меток} Const<имя1>=<значение1>; <имя2>=<значение2>;…;{раздел описания констант} Type<имя типа>=<описание>;…;{описание типов данных пользователя} Var {раздел описания переменных} <имя переменной 1>:<тип1>;<имя переменной 2>:<тип2>;…; Procedure; {объявление процедур пользователя} Function; {объявление функций пользователя} Begin …{раздел операторов} End. |
Данные в программах. Типы данных
Любые данные, используемые в программе, должны относиться к определенному типу, характеризующему множество значений (диапазон), которые могут принимать данные, способ представления этих данных в памяти компьютера и множество применимых к ним операций и функций.
|
|
Типы данных языка Pascal можно подразделить на
простые (порядковые и вещественные);
структурированные (массивы, записи, строки, множества, файлы).
Кроме того, можно отметить указатели, процедурные типы и объекты.
Наиболее часто используютданные:
Integer − целого типа (целые числа);
Real − вещественного типа (действительные числа);
Boolean − логического типа (true, false);
Char − символьного типа.
Переменные одного из указанных выше типов могут быть описаны в разделе описания следующим образом:
var
a, n: Integer; {переменные a, n − целого типа}
x, y: Real; {переменные x, y − вещественного типа}
logic: Boolean; {переменная logic − логического типа}
symb: Char; {переменная symb − символьного типа}
Операторы языка программирования Pascal
Все операторы языка Pascal можно подразделить на простые (присваивания, безусловного перехода, пустой), структурированные (условия, выбора, повтора), составной и операторы ввода-вывода.
Оператор присваивания
Формат оператора следующий:
<имя переменной>:= <выражение>
Принцип действия: вычисляется выражение, находящееся в правой части, и его значение присваивается переменной в левой части.
Операторы ввода-вывода
Ввод информации с клавиатуры во время работы программы реализуется с помощью операторов
Read(список переменных, указанных через запятую)
Readln(список переменных, указанных через запятую)
Принцип действия: выполнение программы приостанавливается, и система переходит в режим ожидания (черный экран с мигающим курсором) ввода пользователем значения переменной или переменных. При использовании в программе оператора read пользователь должен вводить значения переменных, отделяя их пробелом, а при использовании readln после ввода каждого значения переменной нажимается клавиша Enter (лишние данные в строке ввода при этом игнорируются).
|
|
После ввода пользователем значений всех указанных в списке действующего оператора переменных выполнение программы возобновляется, а введенные значения присваиваются перечисленным в операторе ввода переменным.
Примечания.
1 Оператор readln без параметров можно использовать для просмотра результатов выполнения программы до завершения ее работы. В этом случае система находится в режиме ожидания нажатия пользователем клавиши Enter.
2 Значения переменных логического типа нельзя вводить с клавиатуры.
Для вывода информации (сообщений или результатов работы) используют операторы
Write(список переменных, констант, выражений через запятую)