В современных мусульманских странах ислам играет большую роль в жизни верующих. По сути он является идеологией не только религиозной, но и светской жизни, определяя ценности и характер гражданского поведения людей. Эти объясняется широкое распространение и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни исламских странах.
Резкое усиление роли ислама в жизни восточных народов западные специалисты объясняют следующими причинами:
1) Молодость. Возникнув значительно позже других религиозных систем, ислам не исчерпал своих возможностей и находится в расцвете своих сил. Он играет активную роль в современном мире.
2) Жизненность и гибкость. По мнению некоторых западных учёных, жизнеспособность ислама проявляется в том, что несмотря на длительный период колонизации восточных стран, он выстоял и не сдал своих позиций. Гибкость ислама объясняется отсутствием централизованной организации духовенства, которая мешает оперативному и своевременному решению назревших проблем.
|
|
3) Тотальность. Под тотальностью понимается широкий охват исламом всех сфер жизнедеятельности верующих. Мусульманская религия является не только верой, но и экономическим и социальным устройством, управлением, бытом и семьей. Ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
4) Простота и доступность. Простота ислама проявляется в его несложных догматах и культе, а также в учёте местных условий.
5) Фанатизм и воинственный характер. По мнению западных исламоведов воинственный характер ислама и его стремление к мировому господству объясняет борьбу восточных народов против колониализма.
6) Идея «завершения пророчества». Идея о том, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину свидетельствует об особом положении ислама сравнительно с другими религиями и исключительности мусульман как избранного народа.
7) Аутентичность. По мнению западных специалистов, аутентичность ислама – это полное выражение мусульманской религии в личности мусульманина.
Одной из характерных черт современного ислама является модернизм. В различных сферах ислама происходит «очищение» от различного рода архаичных элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов. Модернисты выступают за эволюции ислама путем его реформ, переосмысления Корана и Сунны, предписаний шариата и фикха. Они утверждают, что научные достижения представляют собой проявление мудрости Бога и подтверждают истинность Корана.
Исламские традиционалисты (ортодоксы) упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов, обрядов и догм в их первозданном виде.
|
|
В современном исламе наблюдается тенденция фундаментализма (возрожденчества), провозглашающего в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама. Фундаменталисты предлагают восстановить ислам в «первозданной чистоте» и очистить его от позднейших наслоений. Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, который признаёт авторитет исключительно Корана и Сунны. Ваххабиты непримиримо относятся к отступлению от принципов единобожия, идолопоклонству и поломничеству к мазарам (гробницам святых). Они объявили серьезным нарушением паломничество к святым местам, в том числе к могиле Пророка, а также запретили взывать о помощи (истигаса) и просить заступничества у кого-либо, кроме Бога.
Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. За эти годы в стране существенно изменились число мусульманских общин. Если в 1991 г. их было всего 68, то в начале 2000-х гг. их численность достигла 1652, а по данным 2012 года число мусульманских общин выросло до 2229. По результатам переписи 2009 год численность мусульман в Казахстане составляет 70,19 %. По всей стране возводятся новые мечети. По результатам перерегистрации религиозных объединений в 2012 году в стране действовало 2228 мусульманских культовых сооружений.
Уполномоченный орган – Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).
В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например, обряд обрезания (сундет) совершает подавляющая часть казахов, погребение по мусульманским обрядам производят почти все казахи. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода, в принципе не противоречащие исламу. Мальчикам оставляют носить айдар (чуб). Есть обряды тусау-кесу (обрезания пут), обряды отрезания волос по достижении новорождёнными малышами возраста 40 дней. Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тәңір», «Кудай» как синоним слова Аллах.