Характеристика инновационно-инвестиционного процесса и Формирование системы его показателей

Для четкого представления о проблеме, касающейся формирования инновационной политики стратегического развития машиностроительного предприятия, целесообразно уточнить основные понятия, характеризующие инновационную деятельность.

В первую очередь, требует уточнения наиболее важное понятие – «инновация». В мировой практике инновация рассматривается как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный процесс, воплощающийся в новых изделиях и технологиях.

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод которого означает «введение новаций» или «введение новшеств». Термин «инновация» впервые использован в экономической литературе австрийским ученым И. Шумпетером еще в начале ХХ века. В книге «Теория экономического развития» (1911 г.) он выделил пять типичных изменений:

1) использование новой техники, новых технологий или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта [28, с. 7-8].

В работе «Циклы деловой активности» (1939 г.) И. Шумпетер сформулировал понятие «инновация» как процесс научно-технических изменений с целью создания и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, новых рынков и форм в организации промышленности. В процессе научно-технических изменений он выделил три стадии: изобретение - нововведение - диффузия (распространение инноваций) [28, с. 26].

В дальнейшем понятие инновации расширялось, углублялось и систематизировалось. В настоящее время в экономической литературе имеется множество определений термина «инновация», а также подходов к классификации нововведений. Так, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные, по типу новизны для рынка - на новые для отрасли в мире (макроуровень), новые для отрасли в стране (мезоуровень), новые для данного предприятия (группы предприятий) (микроуровень).

По масштабам инновации делятся на глобальные и локальные, а в зависимости от глубины вносимых изменений - на радикальные (базовые), улучшающие и модификационные (частные).

Классифицируются инновации также по параметрам жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), по закономерностям процесса внедрения и т.п.

Как правило, ученые трактуют понятие инновации в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Некоторые экономисты рассматривают инновацию как процесс. Так, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [28, с. 7]. С нашей точки зрения, это оправданный подход к определению инновации, если рассматривать ее в динамическом аспекте.

Однако инновация может быть представлена и как статическое понятие. В этом случае в соответствии с международными стандартами она определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Как следует из определения, термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны, поскольку инновационный процесс - это процесс создания, освоения и распространения инноваций, то есть процесс научного нововведения. Он связан с научно-технической, производственной, маркетинговой, предпринимательской деятельностью и направлен на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Поскольку инновационная деятельность невозможна без инвестиций, отдельного внимания заслуживает понятийный аппарат, связанный с формами последних.

В современных условиях хозяйствования на рынке может выжить только продавец инновационных изделий или услуг. Поэтому инвестиции, в первую очередь, должны быть направлены в инновационные проекты. Следовательно, при выборе приоритетных направлений стратегического развития предприятий речь должна идти об инновационной деятельности. Одним из важных направлений инновационного процесса является, как известно, выпуск новой продукции. При подготовке управленческих решений в данной области неизбежно возникает вопрос о том, какие изделия относить к новым. Продукция, новая для конкретного предприятия, может оказаться далеко не новой с точки зрения экономики в целом и, особенно, в сравнении с изделиями аналогичного функционального назначения, имеющимися на мировом рынке. Задача же заключается не просто в обновлении ассортимента, а в повышении эффективности производства за счет разработки и освоения технически совершенных и высокоэкономичных образцов.

В табл. 1 приведена классификация продукции по степени ее новизны с указанием присвоенных группам шифров. Группировка продукции, учитывающая различия в степени новизны осваиваемых изделий, позволит объективно оценивать внедрение научно-технических достижений в производство и будет способствовать своевременному предупреждению постановки на производство изделий с признаками морального старения, а также выдвижению целей по повышению конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на мировом рынке.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: