Важнейшими задачами информатизации образования являются:
- повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
- применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
- адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
- разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного приме-нения в профессиональной деятельности;
- обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
- разработка информационных технологий дистанционного обучения;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
- внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
|
|
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные ИТ в профессиональной деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Еще одна из задач информатизации образования - построение единого информационного образовательного пространства (государства, региона).
Процесс информатизации образования включает в себя систему следующих мероприятий:
1) оснащение учреждений образования и органов управления образованием аппаратными и программными средствами информационных технологий;
2) подключение по высокоскоростным каналам к региональным, национальным и международным компьютерным образовательным сетям, к глобальной сети Интернет;
3) создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения, интеграция различных базданных на региональном и государственном уровне: образовательные порталы, официальные сайты учреждений образования и органов управления, тематические ресурсы, методические сайты, электронные библиотеки, информационно-поисковые и аналитические системы и др.;
|
|
4) разработка, экспертиза, апробация и внедрение программного обеспечения образовательного назначения, в том числе цифровых образовательных ресурсов;
5) формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса: сотрудников, педагогов, учеников, их родителей (в части информационного взаимодействия со школой);
6) создание системы сопровождения и обслуживания средств информационных технологий в учреждениях образования и органах управления;
Создание системы непрерывного обучения педагога информационным технологиям (курсы, экспресс-курсы, мини-семинары, постоянно действующие семинары, конференции, конкурсы, решение педагогических задач, система индивидуальных консультаций, работа проблемных и творческих групп, самообразование,профессиональное общение и др.).
В концепции информатизации образованияохарактеризованы несколько этапов этого процесса.
1 этапхарактеризуется следующими признаками:
-начинаетсямассовоевнедрение средствновыхинформационных технологий,и в первую очередь компьютеров;
-проводится исследовательская работа по педагогическому освоениюсредствкомпьютернойтехникиипроисходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
-обществоидетпопутиосознаниясутиинеобходимости процессов информатизации;
- происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования.
2 этапхарактеризуется следующими признаками:
-активноеосвоениеифрагментарноевнедрениесредств НИТ в традиционные учебные дисциплины;
-освоениепедагогаминовыхметодовиорганизационных форм работы с использованием компьютерной техники;
-активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;
-постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы.
3 этапхарактеризуется следующими признаками:
-повсеместноеиспользованиесредствсовременныхИТв обучении;
-перестройкасодержаниявсехступенейнепрерывногообразования на основе его информатизации;
-смена методической основы обучения иосвоение каждым педагогомширокогокругаметодовиорганизационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.
Практическаяреализациякомпьютерныхтехнологийипереходнапоследующиеэтапыинформатизациисвязаны сотбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующийучебныйпланибытьсопряженнымвовременис учебным планом школы.
Таким образом, одной из ведущих научно-методическихпроблемвданномслучаестановитсясоздание методологиипроектированиясовременныхинформационныхтехнологий применительно к школьному образованию.
Как нетрудно заметить, каждый период информатизации образования имеет две параллельные ветви развития:
- технологическая основа;
- и инновационные процессы в самой системе образования.
Принимаявовниманиеогромноевлияниесовременныхинформационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.
2.2.ИспользованияИТв обучении: цели, задачи, возможности
Функциональныесвойствасовременныхинформационныхтехнологийпредоставляютобразовательномупроцессуреализациюмножества возможностей,которыемогутспособствоватьповышению качества образования.
Российскиеизарубежныеученые,изучающиепроцессыинформатизацииобразования,предлагаютмножествооценоквозможностей информационных технологий.
|
|
Выделяются следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса обучения;
- повышение активности познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей;
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
- формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
3. Работа по выполнениюсоциальногозаказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности;
- подготовка пользователя компьютерными средствами;
- осуществление профориентационной работы в области информатики.
Дополнимрассмотренные выше цели ещеоднойважнойдляпедагогическогопроцесса- этосовершенствование информационно-методическогообеспечения педагогической деятельности:
-значительное расширениеинформационно-методической поддержки педагогов и обучающихся;
-расширение возможностейобщенияисотрудничествана основе компьютерных средств коммуникации;
-предоставлениевозможностейнепрерывногоповышения квалификации ипереподготовкинезависимоотвозраста, географии проживания и времени;
-создание единойинформационно-образовательнойсреды наосновеактивногоиспользованиякомпьютерныхсетей различногоуровня(глобальных,корпоративных,локальных).
|
|
Кнаборусущественныхпреимуществиспользования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относится следующее:
1.Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета,графики,звука,всехсовременныхсредстввидеотехникипозволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2.Компьютерпозволяетсущественноповыситьмотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3.ИКТ вовлекаютучащихся в учебный процесс, способствуя наиболееширокомураскрытиюихспособностей,активизации умственной деятельности.
4.ИспользованиеИКТ вучебномпроцессеувеличиваетвозможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5.ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельностиучащихся,обеспечивая приэтомгибкостьуправленияучебным процессом.
6.Компьютерспособствуетформированиюуучащихсярефлекции.Обучающаяпрограммадаетвозможностьобучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
Такимобразом,можновыделитьнесколькоаспектовобразовательных средств ИТ:
1. Мотивационный аспект.
Применение ИТ способствует увеличению интереса и формированиюположительноймотивацииобучающихся,поскольку создаются условия:
-максимальногоучетаиндивидуальныхобразовательных возможностей и потребностейобучающихся;
-широкоговыборасодержания,форм,темповиуровней проведения учебныхзанятий;
-раскрытия творческого потенциала обучающихся;
-освоениястудентамисовременныхинформационныхтехнологий.
2. Содержательный аспект.
Возможности ИТ могут быть использованы:
-при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
-для созданияиндивидуальных тестовых мини-уроков;
-длясозданияинтерактивныхдомашнихзаданийитренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект.
Информационные технологии могут быть использованы в качествеучебно-методическогосопровожденияобразовательного процесса.Педагогможет применять различные образовательные средства ИТ на всех этапах учебного занятия. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразныецифровые образовательныересурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4.Организационныйаспект. ИТмогутбытьиспользованыв различных вариантах организации обучения.
5. Контрольно-оценочный аспект.
Компьютерныетестыитестовыезаданиямогутприменяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).
Всвязи свышеизложенным, можновыделитьосновныенаправления использования информационных технологий в основной школе (рис.1):
1.Компьютериинформационныетехнологиикакобъект изучения (курс информатики).
2.КомпьютериИТкаксредстводляобученияразличным дисциплинам, какинструментподдержкипредметныхурокови других видов занятий (использование ИТ в рамках базовых кур-сов программы основной и старшей школы).
3.Компьютери ИТкак средство развития и воспитания.
4.ИТ как средство диагностики различных функциональных систем детского организма.
Итак,проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменитьсодержание,методыиорганизационныеформыобучения.
Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальныхвозможностейучащихсявинформационномобществе,атакжегуманизация,индивидуализация,интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
2.3. Средства ИТ,используемые в системе образования.
Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.
К аппаратным средствамотносятся:
1.Компьютер- универсальноеустройствообработкиинформации.
2.Принтер- позволяетфиксироватьнабумагеинформацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.Дляприменениявшколахнеобходимилижелателен цветной принтер.
3.Проектор- радикально повышаетуровень наглядности в работеучителя,даетучащимсявозможностьпредставлятьрезультаты своей работы всему классу.
4.Телекоммуникационныйблокилисетевоеоборудование(для сельских школ,прежде всего,-спутниковая связь)- дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам,позволяетосуществлятьдистанционное обучение, вестипереписку с другими школами.В локальных сетях и для связи с узлами Интернетиспользуютконцентраторы(хабы),коммутаторы,маршрутизаторы.
5.Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами—клавиатура и мышь (и разнообразныеустройства аналогичного назначения), а такжеустройства рукописного ввода. Особую роль соответствующиеустройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
6.Устройствадлязаписи(ввода)визуальнойизвуковой информации (сканер,фотоаппарат,видеокамера,аудио- ивидеомагнитофон)- дают возможностьнепосредственновключать вучебный процесс информационные образы окружающего мира.
7.Устройстварегистрацииданных (датчикисинтерфейсами)- существеннорасширяютклассфизических,химических, биологических, экологических процессов,включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
8.Управляемыекомпьютеромустройства- даютвозможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
9.Внутриклассная и внутришкольная сети - позволяют более эффективноиспользоватьимеющиесяинформационные,технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.
10. Аудио-видео средстваобеспечиваютэффективнуюкоммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
11. Периферийноеоборудование.Основныевидыпериферийногооборудования,используемоговкомпьютеризированных лекционныхаудиторияхистудияхдистанционногообучения: плазменныепанели,интерактивныеисенсорныеэкраны,мультимедийные проекторы, ноутбуки, документ-камеры, видеокамеры, микрофоны и др.
Рассмотримклассификациюобразовательныхсредств ИТпо ряду параметров.
1. По решаемымпедагогическим задачам:
-средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронныеучебники,обучающиесистемы,системыконтроля знаний);
-средствапрактическойподготовки(задачники,практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
-вспомогательныесредства(энциклопедии,словари,хрестоматии,развивающиекомпьютерныеигры,мультимедийные учебные занятия);
-комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
-информационно-обучающие(электронныебиблиотеки, электронныекниги,электронныепериодическиеиздания, словари,справочники,обучающиекомпьютерныепрограммы, информационные системы);
-интерактивные(электроннаяпочта,электронныетелеконференции);
-поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
-электронныеиинформационныересурсыстекстовой информацией(учебники,учебныепособия,задачники, тесты,словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
-электронныеиинформационныересурсысвизуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации,видеофрагментыпроцессовиявлений,демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
-электронныеиинформационныересурсысаудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);
-электронныеиинформационныересурсысаудио- ивидеоинформацией(аудио- ивидеообъектыживойинеживой природы, предметные экскурсии);
-электронные и информационные ресурсы с комбинированнойинформацией(учебники,учебныепособия,первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
-урочные;
-внеурочные.
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
-технология асинхронного режима связи —«offline»;
-технологиясинхронного режима связи —«online».
Тема 3. Единая информационная образовательная среда (ЕИОС)
3.1. ЕИОС: общие сведения и подходы к проектированию
3.2. Принципы создания и развития единой информационно-образовательной среды (ЕИОС)
3.3. Принципы создания единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения (ЕИОСОУ)
3.1. ЕИОС: общие сведенияи подходы к проектированию.
В последние годы в рамках реализации федеральных целевых
программзначительныесредствавкладываются винформатизациюобразования.Вобразовательныеучрежденияпришликомпьютеры, школьные медиатеки пополнились цифровыми образовательными ресурсами, начали широко поддерживаться учительские инициативы, направленные на активное внедрение ИТ вобразовательнуюпрактику.КонецXX- началоXXIв. отмечены бурнымразвитиеминформационныхтехнологий,беспрецедентными темпами изменения информационного пространства.
Известно, что информационные процессы оказывают влияние навсесоставляющиеобразовательнойсистемы:содержаниеобразования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательныхкадров,решениефинансово-хозяйственныхвопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательнойсистемывцелом.Этосвязановпервуюочередьстем, чтообразовательныйпроцесс,представляющийсобойпедагогическиорганизованноевзаимодействиеегоучастников,является также информационным процессом, связанным с производством, хранением,обменомипотреблениемразличнойинформации.
В силуэтого обстоятельства необходимоорганизоватьединое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он будет протекать.
Созданиеединойинформационно-образовательнойсреды страны, округа, региона,образовательного учрежденияпозволит, в первую очередь,повысить уровень качества образования, обеспечитьобменпрограммно-методическимиматериалами,повысить профессиональный уровень педагогов, создать более благоприятныеусловиясотрудничествапедагогови привлечьктворческой деятельности учащихся.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса,определимся с терминологией.
Единоеинформационно-образовательноепространство (ЕИОП)-реальность, организованная и управляемая единой выработаннойконцепцией,подходамиимеханизмамиреализации общейстратегиисуществования,развитияидостиженияцелей повышения культурного, образовательного и профессионального уровнейсубъектов,объединенныхнаединойинформационно-технологической основе для программно-дидактического обеспеченияобразовательногопроцессасубъектоввыделенногопространства.
Информационно-образовательнаясреда(ИОС)-многоаспектнаяцелостная социально-психологическаяреальность,предоставляющаясовокупностьнеобходимыхпсихолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методическихсредствобучения,построенныхнаосновесовременныхинформационныхтехнологий,обеспечивающихсопровождение познавательной деятельности и доступ к информационным ресурсам.
Понятие образовательной среды рассматривается многими авторами с разной полнотой отражения сути. Рассматриваемое понятиеинформационно-образовательнаясредасодержитслово «информационно»,котороеподчеркиваетстремлениесовременногообществапостроитьобразовательнуюсредунаосновесо-временных информационных технологий.
Принятовыделятьдватипамоделейинформационно-образовательнойсреды,сложившихсявразныхусловияхразвития системы образования.
Первыйтипсреды (закрытаямодель)неимеетвозможности или необходимости широкогообщения сдругими образовательнымиучреждениями.Такойтипинформационно-образовательной среды вполне жизнеспособен в традиционных условиях развития системы образования и общества.
Информационно-образовательную среду образовательного учреждения,разрабатывающуюипотребляющуювнутрисвоей структуры программно-методические разработки, другие информационныематериалыназываютзакрытойинформационно-образовательной средой.
Второй тип средыразвивается на основе активного использования современных информационных и сетевых технологий. Такаяобразовательнаясредаучреждения являетсяоткрытой,наполняемой,динамичной,интегрированной собразовательными средами других образовательных учреждений.
ВпоследнихдокументахМинистерстваобразованияРоссийскойФедерацииставится вопрос о принципиальных изменениях
вобеспечениидоступакоткрытойинформациилюбогопользователячерезкомпьютерныесетиразличногоуровня.Именно обеспечение принципа свободного доступа к информации, где бы она ни находилась, по запросам обучающегося, педагога и других специалистовтребуеторганизацииинформационно-образовательнойсредылюбогообразовательногоучреждения согласно второму типу.
Информатизация управления учебным процессом направленана:
-создание и развитие на базе локальных компьютерных сетейвнутреннихинформационныхсистемрегиона,взаимодействующихсотечественнымиизарубежнымиин-формационными системами;
-генерациюираспространениераспределеннойсистемы базданныхизнаний,обеспечивающихрешениезадач управления учебным процессом;
-разработкумоделейфункционированияпроцессовитехнологий учебного процесса.
Врамкахинформатизацииуправленияучебнымпроцессом должныбытьсозданыинструментальныепрограммно-дидактическиесредстваиинформационныересурсы,направленныена интегрированное использование в создаваемой единой информационно-образовательной среде.
Первоочереднымвопросомпри реализацииединойинформационно-образовательноймоделифедеральногоирегионального уровнейявляетсяцентрализованное созданиеадминистративно-управляющего ядрапорталовквалифицированной командой. Все субъектыединойобразовательнойсредыдолжныбытьинтегрированывэтуструктурупоразработаннымпроцедурам.Главная задачасубъектовЕИОС- разработкаинформационно-методическихматериаловиразмещениепоследнихнамини-порталах образовательного учреждения с предоставлением права свободного доступа к информационным ресурсам любому пользователю.
Принятовыделятьследующиенаиболееважныезадачиинаправления,которыеможнорешитьприсозданииидальнейшем использовании ЕИОС:
1.Применениесетевыхтехнологийобучениякакосновысовременноймоделиобразования иапробированиееевпрактической педагогической и научной деятельности.
2.Созданиеусловийдляиндивидуализацииобученияиразвития индивида, повышение демократичности в получении образованияразличногоуровнянаосновесовременныхинформационных и образовательных технологий.
3.Активизациясовместногосотрудничествавсегопедагогическогокорпусаобразовательныхучрежденийразногоуровняи профилядляразработкисовременныхкомпьютерныхсредств обучения в виде:
-электронных гиперссылочных пособий и учебников;
-мультимедийных демонстрационных и моделирующих материалов;
-интерактивныхкомпьютерныхсредствобученияпоразличным направлениям подготовкии т.д.;
-созданиеусловийдляповышениякачестваобразования,
обеспечениеучебно-методическимиматериалами ицифровыми образовательнымиресурсами.
4.Усовершенствованиесистемынепрерывногоповышения квалификацииучителейипреподавателейвузов,работающихс информационными и сетевыми технологиями.
5.Развитиетворческогопотенциала всехучастниковобразовательногопроцесса,проведениенаучно-практическихконференцийшкольников, студентов учителейи преподавателей вузов.
6.ПроведениерабочихзаседанийисеминаровпоинтересующимвопросамврежимевидеоконференцийиИнтернет-трансляций.
7.Проведениеопросовианкетированияпоразличнымнаправлениямпедагогическойдеятельностивсехобразовательных учреждений и системы образования в целом.
При формированииинформационнойсреды образовательного учрежденияможно применить разные подходы. Чаще всего рассматривают подходы по следующим основаниям:
-тип управления (распределенный, централизованный);
-направлениеподготовки(общеобразовательный,профессиональный);
-профильподготовки(гуманитарный,технический,художественный);
-уровень обучения (общее, начальное профессиональное, среднеепрофессиональное,высшеепрофессиональное, послевузовскоеидополнительноепрофессиональноеи др.).
3.2. Требования и принципы создания и развития ЕИОС.
К основным требованиям создания ЕИОС некоторые исследователи относятследующие:
1)разработка концепции создания и функционирования ЕИОС;
2)создание и развитие корпоративной сети региона с подключением всех образовательных учреждений региона;
3)объединение творческих силпреподавательского составаи педагогических сотрудников образовательных учреждений;
4)равноправноеучастиевсехобразовательныхучреждений обеспечивается посредством:
—организации и развития интегрированной информационно-образовательной среды;
—разработки,обсужденияипримененияпрограммногои методическогопродуктов,ориентированныхнамодернизациюучебногопроцессаиразработанныхнаколлективных началах;
—различного уровня семинаров по проблемам ведения педагогической деятельности;
—формированияиработыединогонаучно-методического совета образования округа;
—принятиярешений,касающихсяпедагогическойдеятельности любого образовательного заведения;
—получения любойинформации,касающейсявсехсторон научной и педагогической деятельности заведения;
5)открытость и доступно всем видам работ, проводимых любым участником создания ЕОИС;
6)обменразработками программного и методического характера без каких-либо ограничений, если субъекты ЕИОС принимали посильное участие в их разработке, апробации и доводке;
7)выработкаиподдержаниеединыхтребованийаттестации работ субъектов ЕИОС;
8)открытоеиконструктивноеобсуждениерезультатовпо развитию ЕИОС.
Принятовыделятьследующиеопределяющиекомпоненты разработки информационно-образовательной среды:
-социально-педагогическоеобоснованиецелесообразности иэффективностисозданияинформационно-образователь-ной автоматизированной среды;
- программно-технологическоеобеспечение управления познавательной и учебной деятельностью;
-методическоеобеспечениеинформационно-образовательной автоматизированной среды;
-кадровое и организационноеобеспечение функционирования информационно-образовательной автоматизированной среды;
-материально-техническое обеспечение.
Длявыполненияпоставленных задачтребуетсясовместная работа всех заинтересованных сторон региона по следующим на-правлениям:
1.Созданиеединой корпоративной образовательнойсети региона,сетиспециализированныхаудиторий,оснащенныхсоответствующимоборудованием и программно-методическим обеспечением; разработкаиразвитиетехнологийкорпоративного взаимодействияцентральнойспециализированнойаудиториис целью формирования единого образовательного пространства.
2.Продолжениепоискаиотработкиэффективныхсовременныхтехнологийобучения,собращениемособоговниманияна комплексное применениетехнологий сетевого, дистанционного и мультимедиаобученияинаучно-исследовательское сотрудничество,какнаиболееадекватнуютехнологию подготовкиспособных и заинтересованныхобучающихся.
3.Разработка и внедрение сетевых и дистанционных технологий обучения во все формы обучения, использование режима видеоконференций.
4.Созданиеинепрерывноесопровождениетематическихи кафедральных информационно-обучающихсайтов какведущего компонента информационно-образовательной среды.
5.Совершенствованиесистемы многоуровневой и разноуровневой подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических и инженерно-технических кадров вобласти современных компьютерных и сетевых информационных технологий, в том числе сертифицированных специалистов по компьютерным сетям и современному программному обеспечению.
Кпримеру,приведем следующуюпоследовательностьдействийдляподготовкисозданияединойинформационно-образовательной среды региона. Итак, необходимо:
1.Провестиподробныйанализсостоянияинформационно-образовательной среды субъектов образовательной сферы по следующим позициям:
—оснащенность образовательныхучрежденийсредствами компьютернойтехникиителекоммуникации(выходомв локальную, корпоративную и глобальную сетьИнтернет);
—наличиепрограмминформатизацииобразовательныхучрежденийрегиона;
—наличие и уровень использования информационных образовательныхресурсовиинновационныхтехнологийкаждым образовательным учреждением региона;
—выявлениеособенностейпедагогической деятельности каждого образовательного учреждения региона;
—уровеньподготовкипедагоговобразовательныхучреждений общего образования, преподавателей свузов в области применения информационных технологий;
—разработкаархитектурытиповогообразовательногосайта образовательного учреждения;
—определение роли межвузовской электронной библиотеки, ее возможностей в создании и развитии регионального образовательного портала.
2.Разработать структуру и программный комплекс образовательного порталарегиональногоуровняна основе системы образовательных сайтов образовательных учреждений региона.
3.Создать региональный ресурсный центрдля координациивыполнения работ.
4.Разработатьсистемутребованийдлясозданияифункционированиядисплейныхклассовсвободногодоступакобразовательным идругим информационным ресурсам.
5.Разработатьмодельединойинформационно-образовательной среды региона на основе использования регионального образовательногопортала,образовательныхсайтовобразовательных учрежденийи сетевых информационных технологий.
6.Разработатьмеханизмразвитияединойинформационно-образовательной среды региона и сопряжения с сетями и информационнымиресурсаминауки,культурыиздравоохранения(на примере ряда районов области).
Задачи регионального ресурсного центра:
—разработка единой системы информационно-методической поддержкипедагогов, работающих в удаленных от центра образовательных учреждениях;
—разработкаиприобретениеучебно-методическогообеспечения,электронныхгиперссылочныхимультимедийных материалов;
—организацияи проведение сетевых конференций, постояннодействующихшкол-семинаровсучастиемспециалистов,сопровождающихфункционированиерегионального образовательногопортала,представителейобразовательных учреждений, преподавателей вузов и учителей школ, родителей и учеников;
—разработка программ подготовкии проведениекурсовповышенияквалификации педагоговиспециалистовдругих сфер деятельности(культуры,здравоохранения,инженерно-техническогообслуживания,системногоадминистрирования) в области современных информационных технологий.
Такимобразом,основаЕИОСпредставляетнекуювзаимосвязьобразовательных порталовфедерального, регионального и образовательного уровня,решающихопределенныезадачи.
А именно:
1. Основные задачи федерального образовательногопортала:
—разработатьядро федерального портала и вести его администрирование;
—определитьпринципыведенияучетной информации о региональных и других специализированных порталах, определить стандарты и требования к форматам представления материалов напорталах более низкого уровня;
—обеспечитьвыполнениенеобходимыхпроцедурпофункционированию серверов региональных порталов;
—обеспечитьсбор информации и анализ работы региональных порталов;
—обеспечить ведение тематических конференций, семинаров иконсультацийдляадминистратороврегиональныхпор-талов.
2. Основные задачи регионального образовательного портала:
—обеспечивать взаимодействие с федеральным порталом;
—обеспечить администрирование регионального портала;
—размещать информацию регионального значения;
—обеспечитьвыполнение необходимых процедурпореализации серверов порталов образовательных учреждений;
—обеспечитьсборинформацииианализработыпорталов образовательных учреждений;
—обеспечить ведение тематических конференций, семинаров иконсультацийдляадминистраторовпорталовобразовательных учреждений.
3. Основные задачи порталов образовательных учреждений:
—обеспечить взаимодействие с региональным порталом;
—обеспечить администрирование портала;
—размещатьиобеспечиватьведениеинформации,соответствующей запросам конкретного образовательного учреждения;
—обеспечить ведение тематических конференций, семинаров
иконсультацийдляпользователейиразработчиковинформации мини-порталов;
—другие задачи конкретного образовательного учреждения.
Образовательныйпортал— сложныйчеловеко-машинный программно-информационныйкомплекс,предназначенныйдля аккумуляции готовой, атакже для подготовки, размещения и использования распределенной научной,научно-методической, образовательнойидругойинформации,ориентированнойнасовершенствованиеорганизациии управленияобразовательнымпроцессом в разных учрежденияхи обеспечение категорий пользователей.
Региональныйпорталобразовательногосообществадолженстатькомплексным,открытыминструментом накопленияииспользованияраспределенныхобразовательныхресурсов,эффективнымсредствомформированияимиджаобразовательнойсистемырегиона.Региональныйобразовательныйпорталявляется системой,выполняющеймиссиюобеспеченияинформационно-методическимиматериаламипреподавателей,учителейиобучающихсяразныхкатегорий,интеграцииопытаинновационной
работы в образовательных учреждениях.
3.3.Принципы создания единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения.
Построение информационной среды является главной задачей, которуюврамкахразвитияпроцессовинформатизациирешает каждое образовательное учреждение.
Информационнаясредаобразовательногоучрежденияможет рассматриваться не только в качестве компонента информационных средболеевысокогоуровняорганизации(района,города),нои какмодельразвитияинформационнойсредыобразовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учрежденияосуществляютсяосновныевидыдеятельности:обучение, воспитание и развитиеличности детей.
Единаяинформационнаясредаобразовательногоучреждения (ЕИСОУ) характеризуется рядом признаков и свойств.
Развитиеинформационнойсредысвязаноспостояннымповышениемуровняееорганизацииитехническогооснащения.
Структура информационной среды восновномопределяется необходимостью решения педагогических задач, их взаимосвязью и взаимодействиемучастниковобразовательногопроцесса.Информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
—наличие единой базы данных;
—вводданныхсвозможностьюихпоследующегоредактирования;
—многопользовательский режим использования данных;
—разграничение прав доступа к данным;
—использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
—возможностьобменаданнымимеждуразличнымиприкладными программами, а также с базой данных.
Информационная среда образовательного учреждения помогаетрешитьзадачуинтеграцииинформационныхпотоков,характерныхдляосновныхвидовдеятельностиобразовательногоучреждения.Онаявляетсяпедагогическиитехническиорганизованнойсферойинформационноговзаимодействиявсехучастников образовательного процесса.
ОсновнымипользователямиЕИСОУявляются:директор,заместитель директорапоИТ, заместитель директорапоучебно-воспитательнойработе, заместительдиректорапоадминистративно-хозяйственнойчасти(АХЧ), педагог-организатор, социальныйпедагог, психолог, секретарь, библиотекарь,классный руководитель,учитель-предметник,ученик,родитель.
ЕИСОУнеобходиморассматривать какстехническойточки зрения,такисорганизационной,атакжесточкизренияпрограммного обеспечения.ЕИСОУ представляет собой совокупность локальных информационных сред. Понятно, что информационная средазаместителя директорапоАХЧдолжнаотличатьсяотинформационнойсредызаместителя директорапоучебно-воспитательной работе и учителя-предметника. Эти среды изолированы и не пересекаются. Иначеобстоит делосинформационнымисредамидляклассногоруководителя,которыйодновременноявляетсяиучителем-предметником.Онвыступаетвразныхпрофессиональныхролях,длякаждойизкоторыхпредназначена своя информационная среда, но в данном случае эти среды частично «пересекаются и объединяются».
ИСОУ реализуется на базе локальнойи глобальнойвычислительных сетей образовательногоучреждения. Безэтих сетей невозможноосуществитьинформационныепотокииналадитьих взаимодействие.
Типоваяорганизационная структура локальной сетиЕИСОУ включает:
—центральный выделенный сервер для хранения единой базыданныхобразовательногоучрежденияииныхинформационных ресурсов общего доступа;
—компьютерныеклассыдляпреподаваниякурсаинформатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы;
—автоматизированныерабочиеместа(АРМ)административных работников, сотрудников социально-психологической службы, методистов;
—программныемодулиавтоматизациибиблиотеки(медиа-теки), учебных предметных кабинетов;
—школьный информационно-методический центр (ИМЦ);
—демонстрационные комплексы.
Опишем более подробно предназначение указанных структурных элементов.
Компьютерные классыпредназначены для осуществления образовательного процесса в условиях групповой работы под руководством учителя.
Специализированныекомпьютерныеклассы предназначены длярешенияопределенныхдидактическихзадач, например, для организации изучения иностранных языков.
Малыеинформационныекомплексыучебныхкабинетов (например, химии) обеспечивают применение информационных технологий при организации фронтальной работы с классом (демонстрационныйрежим) ииндивидуальнойработыс1—2обучающимися.
Информационно-методическийцентр (ИМЦ)обеспечивает подготовку и самоподготовку педагогических работников, производствоэлектронныхипечатныхдидактическихсредств,ввод
данных в базы учителями и классными руководителями.
Техническийкомплексбиблиотеки обеспечиваетавтоматизациюучетабиблиотечногофонда,веденияабонементаианализ пользования библиотечно-информационными ресурсами.
Демонстрационныйкомплекс лекционногозалаобеспечивает возможностьпроведениялекций,внеклассныхмероприятий,заседаний педагогического совета, родительских собраний и других мероприятий, связанных с использованием информационных ресурсов.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) сотрудников администрацииобразовательногоучрежденияпредназначеныдля автоматизации профессиональных функций данных специалистов с целью повышения производительности труда и эффективности управления.
Коммуникационный узелобеспечивает доступ к ресурсам сети Интернет.
Программное обеспечение ЕИСОУ складывается из:
—программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
—программногообеспечениядляавтоматизациидеятельности различных служб (учета учащихся и родителей, кадрового учета, составления расписания,анализа успеваемости, автоматизации библиотеки и др.);
—программно-методическогообеспечениядляорганизации
учебно-воспитательногопроцесса(обучающиеиразвивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
—информационныхресурсовобразовательногоучреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийныеучебныеразработки,хранилищедоку-ментов, веб-сайт).
Нормативно-организационное обеспечение ЕИСОУ включает:
—программуинформатизацииобразовательногоучреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развитиятехническойинфраструктурынатекущийучебный год;
—планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждениеосуществляетвданныймомент;
—распределениефункциймеждусотрудникамиобразовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, техническому и методическому со-провождению, обучению и консультированию, внедрению информационных технологий в образовательную практику;
—регламентирующиедокументы,втомчислеправаиобязанности пользователейЕИСОУ, графики работы компьютерного оборудования.
Несмотря на то, что информационная среда, как было сказано выше, включает в себя «личные» среды (с ограничением доступа длядругихпользователей),имеетсяинформационноепространство, доступное для всех участников образовательного процесса.
Например,большаячастьинформации,используемойвуправленческойдеятельностишколы,носитоткрытыйхарактер(рас-писание, образовательные программы и т.п.).
Программу развитияобразовательного учреждения и административнуюдеятельностьпоееобеспечениюможносистемно обобщитьвследующиепятьблоковинформационныхресурсов учебного заведения:
1.Блокучебно-воспитательнойдеятельностиявляетсясамымпредставительнымиобъемнымпоинформационномунаполнению. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областямначальной, основной и средней ступеней непрерывного среднего образования.
Вегофункциивходитнепрерывноеобразованиепоинформатике,расширенноеобразованиепоматематике,предметное гуманитарноеобразование,естественнонаучноеобразование, социально-экономическое образование. Вметодическом плане этот блокориентированнавнедрениеактивныхметодовсамообучения, базирующихся на модели организации учебного процесса.
2.Блоккультурно-просветительнойдеятельностипризван сформироватьинтеллигентногочеловекаинформационного общества.Кромеосновныхзнанийпофундаментальнымнаукам выпускниксовременнойшколыдолженвладетьлитературным, музыкальным, художественным и архитектурным наследием мировой цивилизации. Формированию культуры школьника должен способствоватьширокийвыборвиртуальныхмузеев,историческихпамятников,картинныхгалерейидругихдостопримечательностей. Этот блок отвечает за формирование у учеников информационной, экологической и экранной культуры, творческой активности, высокой нравственности и толерантности. В методическом плане этотблок базируется наработе кабинета социальной информатики.
3.Блокинформационно-методическойдеятельностишкольных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение модели образовательного процесса требует создания и постоянного обновления программно-методическихкомплексовразличныхформобучения(проектных, индивидуальных, дистанционных и т.п.). В его функции входит использование электронных учебных пособий, разработка собственных образовательныхресурсов,проведениетелеконференций,формирование программно-методического фонда.
4.Блокнаучно-продуктивнойдеятельностиосновываетсяна работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни иработывинформационномобществе.Этацельдостигаетсяза счетсовмещенияобразования с трудом,основанным на использовании новых информационных технологий. В его работу должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, работа в Интернете.
5.Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает формирование и тиражирование различных директивных документов(АРМ«Директор»),автоматизированноепланирование учебного процесса (АРМ «Завуч»), работу с классными журналами(АРМ«Учитель»),анализиобеспечениездоровьяучащихся(АРМ«Медицинскийкабинет»),психолого-педагогическую диагностику (АРМ «Психолог») и др.
Можновыделитьследующиеаспектыиспользованияинформационной среды в образовательном учреждении.
1. Организационныйаспект.
Руководитель ОУ должен понимать значимость такой среды.
2. Программно-техническийаспект.
Школа должна быть снабжена компьютерной техникой в объеме, который позволяет использовать ее не только на уроках информатики, но и на уроках по другим дисциплинам.Это принтеры, сканеры, проекторы и другое оборудование для организации локальнойи глобальнойсети.
Наэтапесозданияорганизационнойитехническойинфра-структурывобразовательномучрежденииоформляютсяпрограммно-аппаратныекомплексы,компьютерныеклассы,информационно-методическийцентр,демонстрационныйкомплекс лекционного зала, оснащаются компьютерами рабочие места административного персонала. Все компьютеры ОУ подключаются ксети.Идетактивноевнедрениеобучающегопрограммного обеспечения.
3. Кадровыйаспект.
Педагоги и сотрудники школ должны быть обучены. Необходимынавыкиработынакомпьютере,состандартнымисистемнымиипрограммнымиприложениями,соспециальнымпрограммным обеспечением, навыки работы с информацией вообще и с информацией, расположенной в Интернете.
ЕИСОУ можно рассматривать с различных точекзрения, что позволяет получить наиболее полное представление о ее месте в деятельности образовательного учреждения.
С точки зрения тех видов деятельностиобразовательногоучреждения, которые реализуютсяна основеЕИСОУ, ее структура может быть представлена следующим образом(рис. 2):
Данным видам деятельности соответствуют информационные ресурсыисервисыссоответствующимпрограммнымобеспечением:
1.Учебно-воспитательнаяработа:обучающиепрограммы-тренажеры,тестовыесистемы,медиатекииэлектронныеэнциклопедии, ресурсы Интернета, операционные системы и прикладные программы иного назначения.
2.Управлениеобразовательнымпроцессом:системыучета успеваемостииличныхдостиженийобучающихся,программы составления и редактирования учебной нагрузки, расписания занятий, базы данных по работникам образовательного учреждения и обучающимся.
3.Управлениеконтингентомобучающихся:базыданныхпо обучающимся,содержащие полные персональные данные, включая сведения по успеваемости и достижениям.
4.Управлениекадрамиобразовательногоучреждения:базы данныхпоработникам,содержащиеперсональныеданные,с возможностьюполучениясведенийорезультативностипрофессиональной деятельности, повышении квалификации, программы подсчета стажа, составления тарификации и т.д.
5.Управлениересурсами:базыданныхпообучающимсяи кадрам,фондамбиблиотеки,помещениям,оборудованию,УМК и т.д.
6. Обеспечение коммуникаций.
Структуруприменяемогопрограммногообеспеченияможно представить следующим образом(рис. 3):
Однимизосновныхфакторов,обеспечивающихуспешность использованияИСОУ,являетсяинтеграцияпрограммно-технологических ресурсов в единый комплекс, позволяющий решать различные задачи на основе единых технологических решений.
Проектируя информационную среду образовательного учреждения, целесообразно:
1.Определитьсистемузадач,которыебудутрешатьсяпри использовании информационной среды.
2.Определитькругучастниковобразовательногопроцесса, вовлеченныхвпользованиересурсамиисервисамиинформационной среды.
3.Подобратьпрограммноеобеспечение,наиболееполноотвечающеепедагогическимзадачам,решаемымвусловияхинформационной среды.
4.Выбратьнаиболееприемлемоетехническоерешениедля создания инфраструктуры информационной среды, учитывая, что любая техническая система нуждается в обслуживании.
5.Продумать форму подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации системы.
6.Определитьпорядокпроведенияработпосозданиюинформационнойсреды,атакжепродуматьвсенеобходимыефинансово-хозяйственные вопросы.
Как уже отмечалось, информационная среда обеспечивает оптимизациюуправленияобразовательнымпроцессомиуправления образовательным учреждением: контингентом обучающихся, кадрами,материально-техническимиибиблиотечно-информационными ресурсами.
Подведем итоги:
Созданиеединойинформационно-образовательнойсреды–огромная работа,и ее выполнение не под силу одному образовательномуучреждению.ОсновнымтехнологическимзвеномсозданияЕИОС нафедеральномуровнеявляетсясозданиеединого административного ядра- федерального образовательного пор-тала,которыйдолжензаниматьцентральноеместов решениивсех задач создания и развития ЕИОС.
Такимаспектамкак сетевоепространствообразовательного учреждения,возможностисетевыхтехнологийворганизации взаимодействиявпроцессерешенияпрофессиональныхзадачв образовании, вопросытехнологическойосновы единой информационной образовательной средыпосвящено большое количество исследований.Крометого данныйвопросявляетсямногограннымимногоаспектным,чтоне позволяет полностью раскрыть его в настоящем пособии.
Тема 4. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): определение, дидактические возможности, методы создания, анализа и экспертизы
4.1. ЦОР: определение, дидактические принципы и психологические особенности применения
4.2. Классификации и типологии ЦОР
4.3. Программное обеспечение образовательного процесса. Инструментальные средства разработки ЦОР
4.4. Проектирование цифрового образовательного ресурса
4.5. Требования к цифровым образовательным ресурсам. Анализ ЦОР
Внастоящеевремяпомногимучебнымдисциплинамактивно разрабатываются электронные учебники и самоучители. Индустрия цифровыхобразовательных ресурсоврасширяетсявсилуихвостребованности и социальной значимости. К примеру, цифровые образовательные ресурсыполезны при организации образовательно-воспитательногопроцесса.Повышение интересакподобнымисточникам,бесспорно,связано с появлением мультимедийных технологий, а также с развитием средств коммуникаций и сети Интернет.
Создание и организация учебных дисциплин с использованиемцифровыхобразовательныхресурсов, вособенности на базе Интернет-технологий,представляетнепростуютехнологическуюи методическую задачу.
Вэтойсвязиактуальной являетсяразработкаконцепцийпостроения и использования ЦОР, адекватных идеям развития современного образования.
Необходимоотметить,чтосозданиеЦОР определеновкачествеодногоизосновныхнаправленийинформатизациивсех форм и уровней образования в России и составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.
В марте 2005 г.в России стартовал проект федерального уровня «Информатизация системы образования(ИСО)», реализуемый Национальным фондом подготовки кадров. Проектнаправленна последовательноепреобразованиеобщеобразовательнойшколы, которая должна готовить своих выпускников к жизни в информационномобществе.Основнаяидеяпроектасостоитвсоздании условийдляподдержкисистемноговнедренияиактивногоиспользованияИТв работе учреждений общего и начального профессионального образования, что должно обеспечить достижение большинствомучащихся(независимоотместаихпроживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни.
Проект «ИСО» трактует процесс информатизации образования как:
—созданиеединогоинформационного пространства (школы, района, региона, страны);
—формирование информационной культуры педагогов;
—внедрениеинформационно-коммуникационныхтехнологийво все виды и формы образовательной деятельности и управление учебным заведением.
Однимизкомпонентовданногопроектаявляетсясоздание вРоссииустойчивогопотенциалапопроизводствувысококачественных,открытых,доступныхпостоимостиэлектронныхучебных материаловнового поколения для подготовки учащихся, педагогов и работниковуправления образованием кучастию в со-временной экономике.
В рамках проекта:
—создается Национальная коллекция ЦОР;
—разрабатываютсяцифровыеучебныематериалыповсем общеобразовательнымдисциплинам(втомчисле инновационные);
—проводится повышение квалификации специалистов образования нафедеральном,региональномимуниципальном уровне;
—трансформируетсясистемаповышенияквалификациии методическойподдержкиучителей,чтобыобеспечитьреальнуюподдержкупроцессов информатизациивкаждой школе;
—развертываются системы Интернет-обучения школьников;
—разрабатываютсяметодыизмененияподготовкибудущих педагогов.
В 2008 г.Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) завершилреализациюпроекта«Информатизациясистемыобразования»(ИСО),однимизрезультатовкоторогосталосоздание Единойколлекциицифровыхобразовательныхресурсов(ЦОР).ЕдинаяКоллекцияцифровыхобразовательныхресурсов предназначена для учреждений общего и начального профессионального образования.На данный моментработы по наполнению коллекциипродолжаются врамкахфедеральнойцелевойпрограммыразвитияобразования.Всересурсыимеютлицензию, дающую возможность для их широкого некоммерческого использованиявобразовательномпроцессеучрежденийобщегоиначальногопрофессиональногообразования.Внастоящеевремя Единая коллекция содержит более 75 000 образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана.ФедеральнымихранилищамиЦОРявляются:
—http://school-collection.edu.ru/—ЕдинаяколлекцияЦифровых образовательных ресурсов;
—http://edu.ru/— Федеральныйобразовательныйпортал «Российское образование»;
—http://window.edu.ru/—Единоеокнодоступакобразовательным ресурсам;
—http://katalog.iot.ru/—Каталогобразовательныхресурсов сети Интернет.
ВопросампроектированияЦОРидидактическимвозможностям использованияих в образовании посвящено большое количество исследований.Рассмотрим некоторыеаспекты использования ЦОР в образовательно-воспитательномпроцессе,атакжевопросыпроектирования данных цифровых средствобучения.
4.1.ЦОР: определение, дидактические принципы и психологические особенности применения.
Необходимо отметить, что в современных педагогических исследованиях использование понятия «электронный образовательныйресурс»осложняетсябольшимразнообразиемподходови неопределенностью используемой в этой области терминологии.
Понятиеэлектронногоресурсатрактуетсяотпрограммных средств учебного назначения (ПСУН) через педагогические программныесредства(ППС)доинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ)и компьютерных средств обучения (КСО). Мыбудемпридерживатьсятерминацифровой(электронный)образовательныйресурс,(далее-ЦОР).
Определимсястерминологией,рассмотревнесколькоопределений.
Образовательный ресурс(другое название- средство обучения) - элемент среды, в которой идет образовательный процесс, используемый учащимся и педагогом непосредственно в образовательной функции.
Подцифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.
ЦОР- некийсодержательнообособленныйобъект,предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
ЦОР- это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
Цифровые образовательные ресурсы- это представленные в цифровойформефотографии,видеофрагменты,статическиеи динамическиемодели,объектывиртуальнойреальностииинтерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые доку-менты и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Такимобразом,подцифровымобразовательным ресурсом понимаетсяконкретныйцифровойпродукт,реализующийИТи предназначенныйдляиспользованиявобразованииивоспитании.
ВдокументахНФПКприорганизацииразличныхгрантовых программитендеровнаразработкупрограммныхсредствобразовательного назначенияпредусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии, в настоящеевремяпредлагаютсякразработкеиприменениюв учебномпроцессетрикатегорииподобныхпрограммных средств:
—ЦОР- какотдельные«цифровыесодержательныемодули»,поддерживающиеизучениекакого-либоконкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанныекконкретномуучебникупосоответствующему предметуисопровождаемыесоответствующейметодической поддержкой;
—ИУМК(«инновационныеучебно-методическиекомплексы»)- каксовокупностиизэлектронногокомпонента, обязательнопокрывающеговесьспектртем,изучаемыхв рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции(отпредоставленияучебногоматериаладоконтроляполученныхзнаний)исодержащеговсебенекий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образомусовершенствоватьучебныйпроцесс, и«бумажного» методического сопровождения;
—ИИСС(информационныеисточникисложнойструктуры) - своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесеныразличныеинформационныеобъекты,затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их,предоставляющиедополнительныйисправочныйматериал,часто- носящие(всодержательномплане)комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.
Определения понятий, связанных с понятием «цифровой образовательный ресурс»,представлены в глоссарии данного пособия.
Цифровые образовательные ресурсы, являясь инновационным средством обучения, играют роль нового помощника в обучении, развитии и воспитании детей различных возрастов. К основным преимуществамвнедрения ЦОР в образовательно-воспитательный процессможно отнести:
—повышениедоступностиобразования,срасширением форм получения образования;
—развитие личностно ориентированного обучения;
—созданиеединойинформационно-образовательнойсреды обучения;
—независимость образовательного процессаот места и времени обучения;
—обеспечениевозможностивыбораиндивидуальнойтраектории обучения;
—развитиесамостоятельной поисковой, в том числе творческой,деятельности обучающегося;
—повышение мотивационной стороны обучения;
—развитиеличностиобучаемого,подготовкаегокжизнив условиях информационного общества;
—повышение наглядности обучения;
—автоматизация процессов контроля;
—автоматизация психодиагностики и другие.
Приэтомследуетотметить,чтолюбойрациональносоставленныйЦОР,учитывающий нетолькоспецификусодержательной информации, но и психолого-педагогические закономерности усвоения этой информацииобучающимися, не обеспечит само по себе качества обучения и совершенствование учебного процесса.
Главное при его внедрении, как и любого средства обучения, –те целииметодикаорганизациизанятий,окоторыхдолженподу-матьпедагог,преждечемвключатьновыесредстваобученияв учебный процесс.
Можновыделитьследующиеосновныедидактическиепринципы применения ЦОР:
-компенсаторность-облегчение процессаобучения, уменьшение затрат времени и сил обучающегося на понимание и изучение материала;
-информативность-передача необходимойидополнительной для обучения информации;
-интегративность-рассмотрение изучаемогообъекта или явления по частям и в целом;
-достоверность-возможностьподготовки качественного обучающегоматериаладлянеограниченнойпочисленности аудитории;
-наглядность-использованиевозможностей современногокомпьютеравпредставлении обучающегоилиинформационного материала;
-виртуальность-возможностьдемонстрации смоделированныхпроцессовилисобытий,которыенемогутбыть представлены реально;
-инструментальность-рациональноеобеспечениеопределенных видов деятельности обучающегосяи педагога;
-интерактивность-возможностьреализациипринципаиндивидуализацииобученияиобязательной деятельности обучающегося;
-опосредованность-управлениепроцессомусвоениячерез представленныевЦОР алгоритмыиобучающийматериал.
Этот принцип имеетдве стороны: положительную - исключениесубъективизмапедагогаи отрицательную- потеря речевогокомпонентаприобученииизначительное уменьшение времени непосредственного общения с педагогом;
-независимость-возможность использования обучающимисяЦОР в удобное времяи вудобном месте (с домашнего компьютера, например);
-массовость -предоставление педагогувозможностипро-веденияобученияиконтролядлянеограниченногоколичестваобучающихся,которыеработаютвкомпьютерной среде в соответствии с личностноориентированной моде-лью обучающегося;
-технологичность -возможность получения и статистической обработки результатовобученияи контроляи предъявления последних в удобной форме и в любое время как обучающемуся, так и педагогу.
Получилпрактическоеподтверждениетотфакт,чтоЦОРпо своимдидактическимвозможностямактивновоздействуютна все компоненты системыобучения: цели, содержание, методы и организационныеформыобучения,повышаютэффективностьи качествообучения, изменяютсодержание и характердеятельностиобучающегоиобучающегося,совершенствуютсодержание образования, а также позволяют решать важные задачи педагогики- задачиразвитиячеловека,егоинтеллектуального,творческого потенциала, самостоятельности в получении знаний.
Цифровой образовательный ресурс несет различную дидактическуюфункциювзависимостиотэтапаурока,накоторомон применяется.
ОсновнойзадачейвнедренияЦОРявляетсямоделирование средыобучениядлясамостоятельнойработыобучающегосяв индивидуальномтемпеи,принеобходимости,неограниченного права многократного доступа к любым информационным ресурсам, в том числе и к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля.
Возможность применения ЦОР при проведении лабораторных и практических работустраняет временной разрыв между получениемтеоретическихзнанийиихдействительнымусвоением, способствуетбольшейсамостоятельностивобучении. Грамотно разработанныесметодическойитехнологическойточекзрения ЦОР позволяют приблизиться к решению многих задач обучения.
Приорганизацииучебныхзанятий,как втрадиционнойформе, так и с использованиемЦОРпедагог должен выполнить ряд общих дидактическихтребований:
—проведение анализа целей занятия, его содержания и логики изучения материала;
—тщательнаяподготовкаобучающегоиконтролирующего материала:четкое формулирование всех определений изучаемойпредметнойобласти,выделениеглавныхположений, которые должны быть усвоеныобучающимися(фак-ты,гипотезы,законы,закономерности),разработканеобходимого дидактического материала;
—выбор необходимых ЦОР в соответствии с целями занятия;
—разработка методики применения выбранных ЦОР.
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессеЦОРпедагогидолжнызнатьобщееописаниепринциповфункционированияидидактическихвозможностейэтих средств, принципы проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием ЦОР.
Многиеисследователи,изучающиерассматриваемыйвопрос, придерживаются точки зрения, чтовнедрениецифровыхобразовательныхресурсоввучебный процесспроисходитвсоответствиисдвумяосновными направлениями.
А именно:
ЦОР, внедряемые согласнопервому направлению, включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традицио