Понятия «проблема», «проблемная ситуация»

 

Проблема – когда имеющихся знаний недостаточно для достижения поставленной цели и поэтому необходимо эти знания расширить.

 

Проблемной ситуацией - осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему

 

Научные проблемы являются выражением объективной «потребности в знаниях».

Необходимо различать две группы проблем:

1. «Недостаток знаний» может быть восполнен путем заимствования сведений у других лиц, групп, в других научных областях и т. д.

2. «Дефицит знаний» не может быть восполнен путем заимствования сведений у других лиц, групп и т. д., и неизвестен алгоритм, могущий служить этой цели. В таком случае проблема является выражением объективного «недостатка знаний».

 

Проблемы являются как результатом, так и необходимым элементом развития науки.

 

Чтобы соответствующая проблема могла стимулировать научное исследование, она должна:

1. Быть «подлинной», то есть научно-объективной проблемой.

2. Быть прагматичной, то есть позволять хотя бы предположительно сказать заранее, что решение данной проблемы имеет значение для практики или теории.

3. Служить дальнейшей разработке практики или теории, то есть отвечать на вопрос: возможна ли дальнейшая разработка без решения поднятой

 

Этапы формулирования проблемы

Научный «познавательный акт» или процесс познания (процесс исследования) начинается не с формулирования проблемы, а с осознания проблемной ситуации.

 

Проблемной ситуацией - осознание противоречия между уровнем познания и объективными требованиями к нему.

Фиксация - определение содержания проблемы.

Итак, благодаря фиксации проблемы происходит, с одной стороны, дальнейшее сужение прежней проблемы - отбор частного множества ее элементов - и, с другой стороны, более или менее окончательная фиксация структуры проблемы, а также ее типа или типов.

Если фиксированная проблема положена в основу научного исследования, то она, как правило, подвергается дальнейшей конкретизации.

Целью постановки проблемы является разрешение содержащегося в ней противоречия научными средствами и методами. Решение проблемы происходит путем выработки истолкования проблемы (гипотеза) и ее научной проверки.

ЭТАПЫ:

1. Осознание проблемы

2. Уточнение проблемы

3. Фиксация проблемы

 

Структура проблемы

Поставленная проблема должна пониматься однозначно в отношении структуры ее элементов и расчленяться на них.

Основа структуры проблемы всегда состоит из:

1. проблемного объекта;

2. проблемных условий;

3. проблемной цели.

Главное – метод декомпозиции, при котором проблема раскладывается на подпроблемы и рано или поздно выявляются существенные и не существенные проблемы, при котором первые решаются.

 

Цели и задачи социологического исследования

Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методо­логических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т. д..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: