Дж. Локк и Г. Гроций, которым «естественное» догосударственное состояние общества не представлялось «войной всех против всех».
Локк ставил суверенитет народа и неотъемлемые естественные права личности выше интересов государства, считая, что личность с ее неотъемлемыми естественными правами, свобода и частная собственность, существовавшие в догосударственном состоянии, составляют высшую ценность, которую нужно оберегать от посягательств государства, постоянно ограничивая сферу влияния последнего.
Гроций полагал, что государство успешно настолько, насколько оно приспосабливается к реальным интересам и потребностям общества и не видит его необходимости в будущем.
Государство должно охранять общество, но не должно исключить его естественное состояние и развитие.
Идеолог французской буржуазной революции Ж.-Ж. Руссо, рассматривавший современный ему государственный строй как обман, который богатые навязали бедным, видел идеальное государство в качестве механизма реализации народного суверенитета, общей воли, обеспечения имущественного уравнения (эгалитаризма).
|
|
Модификация такого подхода представлена в наследии социалистов, считающих целью общественного развития осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а идеальным — тот общественно-политический строй, который поможет воплотить данные ценности, и, соответственно, критикующих несовершенство современных им государств.
Представители утопического социализма Ш. Фурье и Р. Оуэн были убеждены, что организация нового, справедливого общества должна начинаться «снизу» и основываться на самоуправляющихся производственных единицах (фалангах, общинах), причем отказу от государства надлежит происходить постепенно, эволюционным путем.
Напротив, А. Сен-Симон выступает за принцип централизованной организации сообщества «сверху», отводя, таким образом, государству роль охранителя и регулятора социальных взаимоотношений.
Революционный путь установления справедливого социально-политического строя предложен в научном социализме К. Маркса(1818—1873) и Ф. Энгельса (1820—1895). С точки зрения исторического материализма государство, являясь надстройкой над экономическими отношениями в обществе, отражает интересы экономически господствующего класса, служит машиной подавления и эксплуатации угнетенных. На высшей ступени общественного развития — коммунизме — необходимость в государстве — «надстройке» — вообще отпадет.