Достоверным источником информации о семье, о характере взаимоотношений между ее членами может послужить выполнение ребенком какого-то практического задания в присутствии близкого человека, с его участием или последующим привлечением для обсуждения. Целесообразно предварительно сообщить, что взрослый может помогать ребенку и вообще обращаться с ним свободно, как дома.
В качестве задания можно использовать любой диагностический тест, соответствующий возрасту ребенка (например, «Совместный тест Роршаха», «Рисунок семьи»), игры-головоломки. Родители могут быть участниками или просто наблюдателями. Независимо от того, какое задание получают дети и родители, у воспитателя, психолога или социального работника появляется возможность наблюдать за ними со стороны. В одних случаях предметом анализа становится поведение взрослого – характер его действий и реакции на деятельность ребенка.
Специалист отмечает поведение взрослого в следующие моменты выполнения задания:
|
|
- в самом начале;
- когда ребенок ошибается;
- когда он в чем-то затрудняется (подсказывает, подбадривает, успокаивает, ругает);
- после выполнения задания (как успешного, так и неудачного).
Беседа с родителями после выполнения задания дает дополнительный материал, свидетельствующий об их отношении к ребенку, оценке его возможностей.
Многие взрослые не всегда умеют правильно оценить деятельность ребенка, даже когда она приводит к наглядному успеху. В беседе после выполнения задания они выражают свое представление скорее о ребенке, чем о проявленных им возможностях. Сделать вывод об объективности их суждений специалисту помогает сопоставление высказанных родителями мнений и своих заметок. А главное, таким образом добывается незаменимый в своей достоверности материал о тактике родителей при взаимодействии с ребенком и о принятом в семье способе регуляции его активности.
4.1.3. Методика «Кинетический рисунок семьи»
Работа по методике «Кинетический рисунок семьи», активно используемая в качестве диагностического и коррекционного средства. Когда родители еще не готовы к ассимилированиютребований коррекционной работы и психологический запрос о помощи со стороны специалистов еще не сформирован, совместная деятельность взрослых и детей, их диалог по поводу рисунка представляют доступную и информативную форму коррекционной работы.
«Рисунок семьи» - это проективный метод, как и другие аналогичные техники адресованный к тем проявлениям психологического, которые не представлены отчетливо в сознании, поскольку находятся в подкорке. Рациональные начала личности при работе по данной методике как бы регрессируют, а на их место приходят некие идеи и образы, связи и отношения, полные определенного смысла. Смягчение контроля сознания, своеобразная капитуляция всей «службы Я» с его защитными механизмами – одна из важнейших предпосылок действия проективных методик. Информация выдается с меньшим напряжением именно благодаря своей многозначности и непроясненности. И в символике рисунка, и в его графической экспрессии может выступать такая семейная реальность, которая, хотя и определяет самочувствие и поведение ребенка, воспринимается им безотчетно и не может быть выражена в словах. «Ребенок как бы все знает, но не знает, что он знает».
|
|
Диагностику по методике «Кинетический рисунок семьи» должен проводить психолог. Ребенка просят нарисовать семью, но не так, как на семейной фотографии, где все сидят рядом и смотрят в объектив, а чтобы она выглядела как в жизни, когда все собираются дома и чем-то занимаются. На словах «все» и «каждый» делается особый акцент, поскольку это определяет общее стратегическое решение рисунка.
Обобщение результатов тестирования дает материал для выделения наиболее часто повторяющихся и одновременно отличающихся друг от друга типов семей.
Как правило, эти типы определяются следующими характерными чертами.
1. «Единение». Изображаются все члены семьи. Между ними отсутствуют условные барьеры и преграды. Впечатление психологической близости домочадцев достигается иногда ценой нарушения требований реальности (отец, находящийся на работе, может тем не менее помещаться в центре домашнего очага). Семья выступает как единство, в котором каждый из домочадцев хотя и наделен собственной ролью, но рассматривается как часть семейной целостности. В рисунке обычно много света, преимущественно вечернего, поскольку именно в это время семья собирается вместе. Свет – один из самых важных признаков связи. Еще одна примета таких рисунков – члены семьи заняты общим делом, что-то делают вместе, находясь в общем семейном пространстве.
2. «Купе». Семья предстоит как состоящая из отдельных индивидов. Это подчеркивают графические средства: лист как бы делится на четыре части и более. Каждая из них предназначена для одного человека, это – своеобразное одноместное купе. Контекст семьи нередко расширяется, в него включаются прародители, сотрудники родителей, одноклассники и однокурсники, соседи. Таким образом, с одной стороны, в рисунках получают отражение некоторые особенности современных семей – увеличение времени, отводимого взрослыми на профессиональные занятия в ущерб семейным обязанностям, состояние профессионального стресса, заставляющего «уходить в бизнес», забывать о родственных обязанностях. С другой стороны, если рисуют подростки, в изображениях могут отражаться их возрастные особенности, «субъективное чувство взрослости» с ориентацией на собственную автономию, открытием для себя «другого» мира, а также несвоевременным отторжением от семьи, где они не чувствуют себя нужными.
3. «Группировки». В общей семейной целостности ребенок находит более узкие и сплоченные внутрисемейные союзы, группировки. Они состоят из тех близких людей, к которым дети тяготеют, с чьей привязанностью друг к другу они вынуждены смириться или, напротив, чей круг хотят закрепить. Для мальчиков более характерно выделение подсистемы «Я – папа», для девочек – «Я – мама». В ряде случаев девочки выделяют подсистему братьев и сестер.
4. «Капсулирование». На рисунках этого типа ребенок изображает себя в замкнутом со всех сторон, словно капсула, пространстве. Образ капсулы не всегда бросается в глаза, принимая видимость легко узнаваемых предметов, деталей интерьера. Ими могут быть прямоугольник ковра, шкаф, кровать. Эти предметы кроме прямой практической функции наделяются еще одной, очень важной для смыслового ряда рисунка: они изолируют автора от других членов семьи. Субъективно это не всегда сигнал тревоги. Ребенок может чувствовать себя в капсуле совсем неплохо. Но объективно капсула – это знак того, что жизненные связи ребенка пусть и не полностью, но все же нарушены, ослаблены, деформированы. «Капсулирование» перекликается по смыслу с такими типами семьи, как «купе», «группировки», но его символика более кульминационна. В замкнутом пространстве капсулы может находиться не только автор рисунка, но и кто-то еще из семьи.
|
|
5. «Семейная фотография». Этот рисунок имеет среднее между «единением» и «купе» значение. Как в «единении», здесь представлены все члены семьи, между ними нет барьеров, но, как в «купе», каждый выступает автономно.
6. «С птичьего полета». Авторы таких рисунков смотрят на свое семейное прибежище как бы с высоты. При этом выделяются два весьма различающихся их подтипа. Одному свойственна центробежная тенденция в отношении семейной системы, другому – центростремительная. Но и в том и в другом случае границы семьи четко очерчены и отделяют ее от внешнего мира. В обоих случаях дети отстранено наблюдают за обитателями своего домашнего гнезда и за собой в их кругу.
7. «Осколочная семья». В рисунках этого типа раскрываются семейные ситуации разной степени тяжести. В графическом, а значит, и психологическом пространстве семьи как будто бы отсутствуют признаки межличностной изолированности, не видно явных барьеров и преград. Но их и не может быть, поскольку семья разбита, она воспринимается ребенком фрагментарно, бессвязно. Отчуждение, иногда намерено подчеркнутое, проявляется и по признаку пола, что достаточно характерно для изображения семей младшими подростками. Семейное пространство на таких рисунках выглядит каким-то разреженным, опустело-безрадостным, нереальным. Невольный лаконизм выразительных средств свидетельствует о некоторой общей онтологической обедненности, печать которой лежит на всей жизни ребенка. Вообще многие особенности рисунков детей при их поверхностной оценке свидетельствуют о дефектах развития, интеллектуальной недостаточности их авторов (примитивизм, схематизм, неполнота изображения фигур, причудливость форм, расположение частей тела не там, где им положено находиться и т.п.). Однако при этом разные планы рисунков выполняются по-разному, отличаясь степенью совершенства: искажаются, как правило, только люди, а предметный план изображается технично. Все это позволяет предположить, что регресс развития является результатом не столько мозговых дисфункций, сколько длительного, хронического дистресса.
|
|
Сами по себе типы изображения семьи, за исключением, пожалуй, последнего и «капсулирования», не дают повода для оценочного подхода: они не являются ни плохими, ни хорошими и могут быть как-то интерпретированы только в совокупности с другими, логически связанными фрагментами рисунка, то есть в целостном смысловом контексте. Вместе с тем материалы рисунков раскрывают особенности личностного развития детей в семье, одновременно выявляя восприятие ими семейной ситуации. Организация расшифровки рисунков может помочь истолковать их символику и получить дополнительную информацию об их смысле. Для этого психолог использует:
- беседу с ребенком по поводу рисунка сразу после того, как он был сдан;
- сочинение родителей (только по их согласию);
- разговор с родителями тех детей, чьи рисунки вызывают наибольшую тревогу.
В диалоге с родителями прояснение смысла рисунка приобретает характер коррекционного воздействия. Предметом обсуждения становится стрессогенная семейная ситуация. Ее смысл, каким он видится ребенку, сопоставляется с тем, которых представляется родителям. Психолог объясняет родителям, что в рисунке их ребенка отражена информация о семье, содержащаяся в его подсознании.
Одно из правил такого обсуждения – его пошаговый характер. Психолог не столько «выдает» истолкование, сколько старается подвести к нему самих родителей.