Особенности устранения псевдобульбарной дизартрии

Дополнительный материал к лекциям по теме: Коррекция дизартрии.

 

 

Особенности логопедической работы по преодолению различных видов и форм дизартрии.

Устранение любой дизартрии осуществляется в общей системе логопедического воздействия, но в зависимости от локализации поражения и механизма нарушения на каждом этапе коррекционной работы существуют свои особенности.

Особенности устранения псевдобульбарной дизартрии.

1) Спастической. На первом подготовительном этапе основным в работе является нормализация выраженного тонуса. В случае выраженной спастичности нормализация мышечного тонуса начинается с общескелетной мускулатуры. Подбираются специальные позы, в которых тонические рефлексы либо не проявляются вообще, либо проявляются минимально.

Примеры.

Рефлекс запрещающие позиции:

1. Ребенок в положении лежа на спине, голова, плечи, спина насколько сгибаются, также сгибаются бедра и колени, мышечное расслабление достигается путем плавных медленных раскачиваний в это позе.

2. Ребенок в положении лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги слегка согнуты в коленных суставах. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинутся назад.

3. Ребенок в положении лежа на спине с вытянутыми руками и ногами и головой слегка откинутой назад. В случаях напряжения мышц шеи и верхнего плечевого пояса проводятся пассивные движения головой.

4. Ребенок находится в положении полусидя, голова несколько откинута назад. Одной рукой поддерживается шея ребенка сзади, а другой производятся круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки. Медленными плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и другую стороны, после чего покачиваем вперед 3-5 раз.

Далее переходят к нормализации мышечного тонуса в лицевой мускулатуре. Используется расслабляющий массаж. Движения по своему характеру легкие, поверхностные, проводятся в замедленном темпе. Основной прием – поглаживание: от середины лба к вискам; от бровей к волосистой части головы, также по направлению от середины лба к вискам; от линии лба вниз через все лицо к шее; от мочек уха по щекам к крыльям носа; по верхней (по нижней) губе от уголка рта к середине; от межбровной складки вокруг глаз.

Расслабляющий массаж нижней челюсти: 1) легкое поверхностное растирание в замедленном темпе подушечками пальцев рук по краю нижней челюсти; 2) легкое поверхностное растирание в замедленном темпе подушечками пальцев рук подчелюстной области по направлению от средней линии к краю нижней челюсти; 3) фиксация средними и большими пальцами рук симметричных точек, расположенных между сосцевидным отростком височной кости и углом нижней челюсти в ямке под мочкой уха.

Расслабляющий массаж губной мускулатуры: 1) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; 2) поглаживание верхней (нижней) губы от угла к центру; 3) легкое постукивание подушечками пальцев верхней (нижней) губы от угла к центру; 4) указательными или средними пальцами рук поглаживание от средней линии над верхней губой через углы губ к средней линии под нижней губой и обратно; 5) поглаживание указательными пальцами в направлении от подбородка к нижней губе с легким прижатием и подтягиванием нижней губы вверх; 6) поглаживание указательными пальцами по нижней губе с легким оттягиванием ее к носу; 7) поглаживание указательными пальцами по нижней губе с легким оттягиванием ее к подбородку.

Расслабляющий массаж язычной мускулатуры: 1) точечный массаж в области подчелюстной ямки вибрирующими движениями указательного пальца, помещенного под нижней челюстью в течение 15 секунд; 2) вибрация двумя указательным пальцами, помещенными под углами нижней челюсти в течение 15 секунд; 3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка в течение 15 секунд деревянным шпателем, наложенным на его кончик (каждый прием повторяется по 3 раза); 4) при помощи чайной ложки или шпателя производить поглаживания с одновременным распластыванием языка; 5) растирание и разминание языка продольными спиралевидными движениями большого и указательного пальцев с использованием платка от средней линии к периферии, от кончика языка к его корню с одновременным постепенным вытягиванием языка из ротовой полости; 6) защипывание боковых краев языка и его кончика большим и указательным пальцами; 7) растирание и разминание языка при помощи зубной щетки от кончика к корню и от центра к периферии; 8) массаж подъязычной поверхности на ротовой полости при помощи шарикового зонда.

В артикуляторной гимнастике преобладает расслабляющие артикуляторные упражнения.

На втором этапе в артикуляторной гимнастике преобладают динамические упражнения, в которых вырабатывается возможность произвольного переключения от одного движении к другому. Последовательность работы над звуками определяется локализацией спастичности. Начинать с тех, при артикуляции которых соответствующие отделы артикуляторного аппарата наименее спастичны.

Третий этап коррекции по общей схеме.

2) Паретической. На первом подготовительном этапе основным в работе является нормализация выраженного тонуса. Проводится укрепляющий массаж.

Укрепляющий массаж лицевой мускулатуры: 1) глубокие надавливающие поглаживания лба от середины к вискам; 2) поглаживания щек от носа к ушам и от подбородка к ушам; 3) разминание скуловой и щечной мышц – поместив указательный и средний пальцы в нижней части виска производить спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку; 4) перетирание щечной мышцы с применением салфетки из жесткого материала большим и указательным пальцами, указательный при этом помещается в ротовую полость; 5) защипывание кожных и мышечных тканей вдоль края нижней челюсти.

Укрепляющий массаж губной мускулатуры: 1) поглаживание верхней (нижней) губы от середины к углам; 2) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; 3) пощипывание кончиками пальцев верхней (нижней) губы от середины к углам.

При таком массаже каждое движение повторяется 8-10 раз и такой массаж проводится ежедневно.

Массаж губ можно проводить также методом вибрации с использованием вибромассажера, в результате чего к мышечным тканям губ осуществляется передача мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений, что вызывает сильное сокращение мышц и придает им повышенную упругость. Каждое движение 2-3 раза, можно делать через день.

Укрепляющий массаж язычной мускулатуры: 1) продольные мышцы языка массируются путем поглаживания языка шпателем от середины языка к кончику; 2) на поперечные мышцы языка воздействуют путем поглаживания языка из стороны в сторону, от середины к кончику; 3) вертикальные мышцы укрепляются путем ритмичного подавливания деревянным шпателем на язык; 4) пощипывание языка по всей поверхности; 5) интенсивные перетирания языка при помощи жесткой ткани; 6) интенсивные похлопывания языка по всей поверхности (шариковым зондом, чайной ложкой).

Укрепляющий массаж мягкого неба: 1) растирающие, надавливающие, разминающие движения большим пальцем руки на границе твердого и мягкого неба на границе мягкого неба и небноязычных дуг; 2) на фоне длительного произнесения звуков «э» или «а» производить растирания, разминания, надавливания большим пальцем в той же области, а также сильные толчкообразные движения там же.

В артикуляторной гимнастике этого этапа – активные силовые упражнения, в которых отрабатывается возможность длительного удержания в заданном положении артикуляторных органов.

Широко используются упражнения с сопротивлением.

На втором этапе в артикуляторной гимнастике преобладают динамические артикуляторные упражнения, в которых отрабатывается возможность довести двигательную программу до конца.

Последовательность работы над звуками определяется локализацией паретичности. Начинать с тех, при артикуляции которых соответствующие отделы артикуляторного аппарата наименее паретичны.

Третий этап по общей схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: