Закон о банкротстве 1998 года

Итак, в январе 1998 года юридическая общественность, российские предприниматели получили для изучения новый Закон «О несостоятельности (банкротстве)». С марта 1998 года этот Закон уже стал применяться на практике.

Принятый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 № 6-ФЗ значительно отличался от действовавшего ранее Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и включал в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

По сравнению с Законом от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» объем его вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права.

По структуре новый Закон стал содержательнее и последовательнее прежнего. Не стало тех смешений процессуальных и материальных норм, которые были характерны для Закона от 19 ноября 1992 г. В законе 1992 г. санация рассматривалась как одна из реорганизационных процедур, производимых судом. В отдельных параграфах отразились особенности процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Закон особо регулировал банкротство гражданина и банкротство индивидуального предпринимателя.

Здесь можно было усмотреть некоторое противоречие в содержании Закона 1998 г. с Гражданским кодексом РФ. Статья 25 ГК, отражая особенности правового статуса индивидуального предпринимателя, предусматривала именно для последнего, в отличие от неплатежеспособного гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, возможность признания (или объявления) несостоятельным (банкротом). Закон 1998 г. расширил круг субъектов, закрепил возможность признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (ст. 152). При этом ст. 185 Закона устанавливала, что данные нормы будут введены в действие с момента внесения соответствующих изменений в ГК.

Другая характеристика, о которой необходимо сказать, касалась понятийного аппарата. Основные понятия содержала ст. 2 Закона 1998 г. Уточнения коснулись, например, арбитражного управляющего, который мог выступать в трех лицах: временного, внешнего и конкурсного (ст. 2). В уточненном варианте приводилось и определение самого банкротства. По Закону 1998г. банкротство с позиций законодателя, - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Сама формулировка представлялась более совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась в ст. 1 Закона от 19 ноября 1992 г.

Кроме самого определения, Закон 1998 г. (ст. 3) содержал признаки банкротства. Здесь уточнялся срок неисполнения должником обязательств, который составлял 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Кроме того, для гражданина вводился дополнительный признак: превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, был сформулирован в ст. 5. Он касался размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве могло быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляли не менее 100 000 рублей, а к должнику - гражданину - не менее 10 000 рублей. Таким образом, российский закон 1998 г. кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливал и минимальную задолженность.

Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей.

Претерпели изменение и нормы, касающиеся процедуры банкротства. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Закон 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Статья 23 выделяла четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление.

В целях качественного изменения рынка и рыночных отношений в Российской Федерации возникла необходимость совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие между субъектами, ввиду банкротства какого-либо из них. Опираясь на практический опыт существующего законодательства 26 октября 2002 года был принят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующий по настоящий момент.

Краткая сравнительная характеристика законов о банкротстве 1992, 1998 и 2002 годов представлена в Приложении 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: