Й учебный вопрос «Классификация факторов, оказывающих влияние на кризисное состояние организации»

Банкротство организации — это результат негативного влияния разнообразных внешних и внутренних факторов развития органи­зации в рыночных условиях. Мировая практика банкротства пока­зала, что угроза финансовой нестабильности организаций возникает в среднем на 25-30% из-за внешних факторов и на 70-75% из-за внут­ренних, связанных с неумелым, нерациональным управлением. При этом в развитых зарубежных странах эти соотношения имеют следующие значения: внешние факторы составляют 10—15%, внут­ренние — 85—90%, в России внешние и внутренние факторы состав­ляют примерно по 50%.

Если организации практически не могут или слабо влияют на негативные воздействия внешней среды, то влияние внутренних факторов является результатом управленческих решений админис­трации организации.

Следует иметь в виду, что анализ и принятие решений по устра­нению или уменьшению воздействия внутренних факторов необ­ходимо производить с обязательным учетом влияния условий внеш­ней среды на деятельность организации. В зависимости от действен­ности влияния тех или иных факторов на ухудшение финансовой состоятельности организации определяются конкретные причины кризисного состояния организации, процедуры финансового оздоровления и меры выхода из возникшего кризиса.

Кризис организации вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды и может разворачиваться на фоне общего (указанного выше) экономического кризиса. В глубинных причинах кризиса предприятия могут оказаться факторы:

- внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

- внутренние (зависящие от его деятельности).

Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы (причины) можно разделить на две основные группы:

1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

А. Внешние причины.

1. Общеэкономические (социально-экономические):

- рост инфляции (выше 3—4%);

- рост безработицы;

- ухудшение платежеспособности населения, снижение уровня реальных доходов населения;

- замедление платежного (денежного) оборота у организации и, как следствие, недостаток денежных средств на их счетах;

- увеличение числа организаций с кризисными финансовыми яв­лениями (в том числе клиентов — потребителей продукции).

2. Государственные:

- неплатежеспособность федеральных, муниципальных органов по своим заказам и обязательствам;

- нестабильность налоговой системы (ставки акцизов, налогов), таможенных правил (ставки пошлин);

- нестабильность правовой системы (частые изменений законодательства, несовершенство законодательства);

- повышение цен на энергоресурсы, транспорт и т. д.;

- политическая нестабильность и нерешительность действий пра­вительства;

- бюрократический рэкет;

- отсутствие эффективного механизма исполнения решений ар­битражных судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника (тем более если должник находится в дру­гой республике или крае). Неудовлетворительная работа судеб­ных приставов, их коррумпированность.

- проблемы органов управления и контроля за кризисным состоянием организаций

3. Рыночные:

- снижение емкости внутреннего рынка;

- усиление монополизма на рынке;

- нестабильность валютного рынка;

- усиление конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг;

- отсутствие государственной поддержки отечественных произ­водителей товаров и услуг;

- снижение спроса на продукцию из-за увеличения на рынке то­варов-субститутов (заменителей), дешевых товаров из ближнего и дальнего зарубежья или из-за более качественных товаров кон­курентов;

- наличие очень большого количества посредников, в том числе мошенников;

- финансовые кризисы и банкротство кредитных организаций;

- высокая стоимость кредитных ресурсов;

- снижение активности и нестабильность фондового рынка;

- наличие беспредела в проверках со стороны налоговой инспек­ции и других регламентирующих органов.

4. Прочие:

- политическая нестабильность;

- негативные демографические тенденции;

- стихийные бедствия, техногенные катастрофы;

- ухудшение криминогенных ситуаций (ограбление (денежное, информационное) организаций, убийст­во, похищение руководителей и пр.)

Конкретные пути выхода организации из кризисного финансового состояния зависят от причин ее несостоятельности, прежде всего от внутренних причин. Рассмотрим их более подробно.

Б. Внутренние (внутрифирменные) причины.

1. 1. Производственные:

- необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

- низкая производительность труда;

- высокие энергозатраты;

- перегруженность объектами социальной сферы.

- низкий уровень использования основных фондов, простои обо­рудования;

- высокий уровень физического и морального износа основных фондов (оборудования);

- устаревшая технология производства продукции, оказания услуг;

- высокий размер страховых и сезонных запасов;

- несоответствие продукции, услуг потребительским запросам;

- недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции;

- низкая активность по разработке новой продукции и услуг;

- низкое качество продукции и услуг;

- использование некачественных материалов и комплектующих для изготовления продукции;

- отсутствие входного контроля качества и контроля на выходе продукции;

- высокие цены на сырье, материалы, комплектующие;

- высокая себестоимость изготовления продукции и оказания услуг;

- неэффективная структура текущих затрат (высокая доля посто­янных издержек);

- перерасход ресурсов, материалов, наличие брака;

- высокие производственные затраты ресурсов и труда;

- неэффективный маркетинг по поиску поставщиков;

- неэффективный маркетинг по продвижению продукции и услуг на рынок (неэффективная реклама имиджа продукции);

- неэффективная организация процессов управления;

- дублирование и неэффективное выполнение функций управ­ления;

- отсутствие действенного контроля за выполнением управ­ленческих решений;

- наличие управленческих конфликтов;

- нерациональная организация складского хозяйства и хранения материально-технических ресурсов;

- нарушения трудовой дисциплины;

- нерациональная организация труда работников;

- нерациональная кооперация (внешняя и внутренняя) при про­изводстве продукции;

- высокий уровень накладных расходов, непрофильных расходов, транспортных расходов;

- превышение численности работников над необходимым их ко­личеством;

- недостаточный объем выпуска продукции и оказания услуг;

- затоваривание продукции и невостребованность услуг;

- отсутствие ресурсосберегающих технологий;

- отсутствие надежной развернутой сети сбыта;

- низкий уровень денежной составляющей в выручке;

- несвоевременное поступление материалов, комплектующих;

- несвоевременный ремонт и обновление оборудования;

- неудовлетворительная организация учета;

- снижение объема продаж;

- снижение объема выручки;

- низкий уровень использования производственных и вспомо­гательных площадей;

- недостаточный объем запасов материальных ресурсов;

- высокий размер коммунальных расходов.

2. Финансовые:

- неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);

- высокая доля заемного капитала;

- высокая доля краткосрочных источников заемного капитала и их малоэффективное использование;

- низкая рентабельность производства (наличие убытков);

- малоэффективное использование кредитных ресурсов;

- высокая плата за использование кредитных ресурсов;

- неэффективная долгосрочная и краткосрочная финансовая по­литика (ее отсутствие);

- высокая доля и рост общей дебиторской задолженности;

- высокая доля и рост просроченной дебиторской задолженности, в том числе гиблой дебиторской задолженности;

· поставщикам;

· бюджету и внебюджетным фондам;

· перед персоналом организации;

- неэффективная ценовая политика организации;

- высокая стоимость аренды помещений (офиса, складов), обо­рудования, транспорта;

- высокая доля и рост штрафов, пеней, неустоек;

- нерациональные договорные отношения с поставщиками и по­требителями продукции;

- превышение допустимых уровней финансовых рынков;

- отсутствие или слабый учет прогноза изменения внешних фак­торов;

- слабый анализ и учет цен на продукцию и услуги конкурентов;

- рост доли готовой продукции в запасах на складах;

- рост объемов незавершенного производства (из-за отсутствия комплектующих и т. д.);

- рост расходов на энергоресурсы на единицу готовой продукции;

- хищения (воровство) продукции, материалов и т. д.;

- отсутствие финансового контроля за рентабельностью отдель­ных видов продукции и услуг;

- громоздкая организационная структура управления;

- недостаток собственного капитала.

3. Рыночные

- низкая конкурентоспособность продукции;

- зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

4. Управленческие:

- высокий уровень коммерческого риска;

- недостаточное знание конъюнктуры рынка;

- неэффективный финансовый менеджмент

- плохое управление издержками производства;

- отсутствие гибкости в управлении;

- недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности

5. Инвестиционные, связанные с неэффективной инвестицион­ной политикой организации.

- неэффективный фондовый портфель;

- незавершенные объекты строительства;

- удлинение сроков строительства объектов и монтажа оборудо­вания;

- перерасход инвестиционных ресурсов;

- непродуманные капитальные вложения;

- недостижение запланированных объемов прибыли по реали­зованным реальным объектам;

- ошибочно составленный бизнес-план по новым проектам;

- поставки дорогого и неоправдавшего технических характеристик оборудования;

- недостижение необходимого конкурентного качества продук­ции;

- недостижение необходимой конкурентной себестоимости новой продукции;

- недостаток капитала для модернизации производства.

3. Прочие:

- отсутствие или недостаток необходимой квалификации у пер­сонала (рабочих и ИТР);

- пользование недостоверной экономической информацией;

- утечка конфиденциальной информации из организации;

- отсутствие статистической информации для проведения марке­тинга;

- подчинение бухгалтерского учета целям налогообложения, что ухудшает качество информации, используемой для анализа.

По результатам финансового анализа деятельности кризисной орга­низации следует выделить из приведенного перечня причин те, кото­рые можно устранить или уменьшить их влияние исходя из специфи­ки организации, учитывая ее внутренние возможности и возможнос­ти в системе ее взаимодействия с внешней средой.

Источниками информационного обеспечения для определения значений изменения внешних факторов являются периодическая печать, информационные финансовые сборники, экономические журналы.

Источниками информационного обеспечения для определения значений влияния внутренних факторов служат анализ и учет про­изводственно-хозяйственной деятельности, управленческий учет, налоговый учет.

Вышеприведенные внешние и внутренние факторы при их из­менении в худшую сторону будут негативно влиять на результаты коммерческой и производственной деятельности организаций, при их изменении в лучшую сторону положительно скажутся на результатах коммерческой и производственной деятельности орга­низаций.

В реальных ситуациях внешние и внутренние факторы действуют на деятельность организации разнонаправленно. Необходимо учи­тывать их влияние при проведении финансового анализа и разработке мер по предупреждению наступления кризисного состояния органи­зации, а в случае все же его возникновения - по выходу из него и восстановлению нормального функционирования организации.

Если обобщить все факторы, то в большинстве случаев ухудше­ние финансового положения организаций и их последующее банк­ротство связано с:

- неэффективной системой управления и некомпетентностью высшего руководства;

- слабым учетом изменений состояния рынка (спроса, конкурентов, ценовой политики и др.), производственного и фи­нансового потенциала организации;

- хищениями на высшем уровне управления;

- неэкономичным и нетехнологичным производством продукции.

Деятельность организации, ее эффективность и платежеспособ­ность является отражением интересов различных групп людей, свя­занных с производственно-хозяйственной деятельностью органи­зации и вовлеченных в той или иной мере в этот процесс.

Наиболее устойчивое, сильное влияние на деятельность организа­ции независимо от формы собственности, оказывают интересы собствен­ников и сотрудников организации, поставщиков и покупателей креди­торов и конкурентов, государственных органов контроля и регулирования и др.

На рис. 2. сгруппированы цели, интересы и виды взаимодействия структурных единиц и отдельных их представителей

Указанные на рис. 2 различные группы собственников, работников, клиентов и поставщиков имеют различные интересы взаимодействия с организацией, но у всех есть определенная заинтересованность в том, чтобы организация работала финансово - устойчиво и с прибылью. В какой-то степени в этом заинтересованы даже предприятия-конкуренты, так как в борьбе с ними происходит обновление производства и его рост.

Надо также понимать, что у некоторых групп лиц могут быть противоположные интересы, а именно «загубить» организацию: напри­мер, управляющие и собственники могут поставить цель — растащить имущество, клиенты - взять продукцию организации и не заплатить, поставщики — поставить материалы низкого качества, предприятия-конкуренты по чьей-то наводке систематически «наезжают» на орга­низацию, не давая ей нормально функционировать и т.д.

 

 


Рис. 3.1. Укрупненная схема внешних и внутренних связей предприятия

 

Поэтому необходимо все эти интересы групп внимательно рас­сматривать, учитывать их в управлении организацией и при изме­нении их целей на противоположный знак срочно и по-деловому реагировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: