Анализ логистических процессов на предприятии и выявление существующих проблем

Производство состоит из трех участков, с которых готовая продукция поступает на склад посредством погрузчиков/конвеерной ленты. Складские помещения представляют собой два трехэтажных здания общей площадью 2160 кв.м. (каждый этаж 60м х 30м х 4м).

Технологический процесс работы склада представлен в таблице 2.

При среднем объеме хранения ГП в размере 150000 ед. склад может обеспечить хранение только 130.000 ед. ГП. Это создает проблемы переполнения склада, и, вследствие этого, паллеты с ГП хранятся на площадках для комплектации заказа (рис. 6), которые должны быть пустыми.

Таблица 2

Технологический процесс работы склада

1. Приемка продукции по качеству: · Приемка продукции по количеству (Выпуск продукции); · Документальное оформление (Накладная на передачу готовой продукции в места хранения); · Доставка продукции на участок приемки склада.
2. Поступление продукции на склад от сторонних организаций: · Разгрузка продукции; · Доставка продукции на участок приемки склада; · Приемка продукции по качеству; · Приемка продукции по количеству (ТТН).
3. Размещение продукции в зонах хранения.
4. Хранение продукции.
5. Контроль над хранящейся продукцией.
6. Получение заказа к отгрузке со склада.
7. Подготовка и комплектование заказов: · Отбор единиц продукции с мест хранения (Лист наборки); · Перемещение продукции в зону комплектации; · Комплектация продукции по заказам.
8. Проверка соответствия набранной продукции выписанным заказам: · Вложение (наклейка) упаковочного листа; · Маркировка упаковки (тары).
9. Перемещение заказов в зону отгрузки.
10. Оформление отгрузочных документов (Складская накладная).
11. Отгрузка продукции контрагентам: · Проверка соответствия скомплектованных заказов отгрузочным документам; · Погрузка продукции в автотранспорт.
12. Получение возврата от контрагентов.
13. Выбраковка продукции находящейся на хранении.
14. Проведение инвентаризации: · Проведение полной инвентаризации; · Проведение выборочной инвентаризации.
15. Проведение контрольных отгрузок.
16. Внутреннее перемещение продукции между основным складом и городским для комплектования заказов на отгрузку.

 

 

Рис. 6. Хранение запасов ГП на площадке для комплектации заказа

 

В связи с этими проблемами возникает необходимость:

· аренды дополнительных складских помещений (но это дорого и сильно скажется на себестоимости ГП, особенно в кризисное время);

· строительства дополнительных складских помещений (вариант еще менее выгодный, требующий колоссальных вложений, вдобавок, ООО «Мягкий сон» арендует площади, а, значит, потребуются дополнительные согласования с арендодателем ООО «Октябрь»);

· коренного преобразования процесса складирования и грузопереработки.

Последний из вариантов является самым эффективным с точки зрения затрат компании, и перед руководством управления складом встала непростая задача – осуществить это преобразование.

Каждая упаковка (как индивидуальная, так и групповая) имеет собственный «внутренний» штрихкод. Т.е. даже если товар, производство которого находится на аутсорсинге у компании, или товар под торговой маркой имеет штрихкод Uniscan, попадая на склад, он получает собственный штрихкод, на котором отражены необходимые данные о товаре: его артикул, наименование, цвет, размер (в кубометрах).

Таким образом, у кладовщиков есть возможность получить всю необходимую о товаре информацию через ТСД (ручные терминалы сбора данных).

Существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему преобразованию работы склада:

1. Заработная плата работников нормирована и не зависит от количества фактически проделанной работы.

2. Не сверяются остатки ГП, фактический остаток должен быть в пределах нормативного.

3. Для того чтобы не допустить простаивание производства, отшивают всю имеющуюся ткань и пр., тем самым, заполняя склад зачастую не самой ликвидной продукцией.

4. Готовая продукция из-за недостаточного мониторинга поступает сверх нормы, а спроса на товар нет, продажи падают, а неликвидная продукция остается на складе.

5. Отсутствует система типа Канбан, т.е. если стеллаж пустой, это не служит сигналом для восполнения запаса ГП.

6. Отсутствует визуализация – разметка, экраны. Кладовщики просто не знают, где находится нужная ячейка.

7. Ориентация на артикул, а логичнее было бы ориентироваться на адрес ячейки, это удобнее для самих кладовщиков (они могут быть даже без опыта работы и знания номенклатуры).

8. Неправильно построено взаимодействие с некоторыми оптовыми клиентами – некоторые отказались от партии отшитой продукции, а она не востребована и по розничным точкам продается очень плохо.

9. Не полностью учитывается сезонный спрос, а производство, и, как следствие, склад, не подстраиваются под его скачки. К примеру, спрос на зимние одеяла растет, начиная с августа, пик продаж – осенью. Производство отшивает недостаточно много, и, не успевая набрать один заказ, уже приступает к другому, таким образом, график «съезжает» примерно на месяц, производство опаздывает. Так, ранние клиенты слишком долго ждут свою продукцию, а поздние (ближе к весне) уже отказываются от покупки. Выход из этой ситуации – производить одеяла «про запас», начиная с июня, чтобы выровнять сроки исполнения заказов, однако для этого требуется место на складе, чтобы летом хранить ту продукцию, которая уйдет со склада только осенью. Это также создает неудобство, затраты и требует большого метража складских площадей.

Все эти проблемы, а также другие, требуют решения со стороны менеджмента организации, при этом за основу преобразований необходимо взять:

· спрос на продукцию;

· финансирование на содержание запасов, современные инструменты управления запасами (в т.ч. совмещенный ABC-XYZ анализ);

· дискретность поставок, что поможет стандартизировать процесс, снизить издержки, устранить потери и удовлетворить потребности клиентов в полном объеме в нужное время и по приемлемой цене.

Для транспортировки готовой продукции компания использует два вида транспорта: собственный и наемный. Собственный используется для грузоперевозок по городу, а также на расстояния до 500-700 км в том случае, если маршрут круговой, и обратно есть загрузка, в остальных же случаях используется наемный.

Использование наемного транспорта имеет следующие преимущества:

1. Автомобили предоставляются ТЭК (транспортно-экспедиторскими компаниями), которые берут на себя всевозможные риски. ООО «Мягкий сон» сотрудничает с 15 различными компаниями.

2. В период падения спроса продажи падают, и компания может просто не заказывать автомобиль для перевозки ГП, в то время как собственный транспорт будет простаивать.

Несмотря на это, ООО «Мягкий сон» имеет свой автопарк (автомобили с грузовым отсеком: 30м3, 18м3, два автомобиля по 14м3, «каблук» 3м3 и пассажирский микроавтобус для пассажирских командировок). Стоит отметить, что зимой 2014-2015 гг. был продан один автомобиль (14м3) из-за неэффективности использования.

Руководству транспортного отдела каждый день приходится принимать альтернативное решение – использовать свой транспорт или наемный.

В таблице 3 представлен расчет, произведенный по имеющимся данным: грузоперевозки ГП на автомобиле кубатурой 30м3 за март 2015 года. Очевидно, что использование собственного транспорта менее выгодно для компании из-за дополнительных затрат на заработную плату водителя, ремонт, амортизацию. Дополнительные затраты при использовании собственного транспорта вместо наемного по автомобилю такого размера составляют 16457 рублей.

Однако отказаться полностью от собственного транспорта компания не может, в первую очередь, из-за клиентов: они могут экстренно потребовать доставку партии или даже поштучно товара, а т.к. компания держится за каждого клиента, ее действия будут подстраиваться под требования клиентов.

При рассмотрении ситуации можно сделать вывод об отсутствии стабильности, комплектовать заказ под каждого клиента дорого и трудоемко, руководство компании ставит перед собой задачу изменить процесс в долгосрочной перспективе, совершенствуя его локально уже сейчас.

Один из выходов из сложившейся ситуации – формирование графика отгрузок, что представляет собой:

· последовательная загрузка ГП в автомобиль, с последовательной выгрузкой, если несколько заказов от нескольких клиентов в одной машине;

· примерно одинаковый объем и одинаковое время (например, дни недели) выгрузки, т.е. одним клиентам n продукции будет доставлено в понедельник, другим – n продукции во вторник и т.д.;

· для осуществления вышеперечисленного необходимы еврофуры кубатурой 90 или 96 метров, это подразумевает собой отказ от автомобилей с маленькой кубатурой. Это, своего рода, предпосылка к стандартизации процесса.

 

Таблица 3

Расчет затрат на собственный и наемный транспорт

Автомобиль 30м3
Дата Выполняемая работа Стоимость наемного транспорта (руб)
05.03.2015 Иваново (круг)  
07.03.2015 Город, 4ч.  
07.03.2015 Москва  
10.03.2015 Иваново (круг)  
13.03.2015 Москва (круг)  
18.03.2015 Город, 4ч.  
18.03.2015 Москва (круг)  
20.03.2015 Город, 4ч.  
21.03.2015 Москва (круг)  
25.03.2015 Город, 4ч.  
25.03.2015 Чебоксары (круг)  
28.03.2015 Город, 4ч.  
  ИТОГО  
Расходы на собственный транспорт
  Зарплата водителя  
  Ремонт и запчасти  
  Авансовый отч. вкл. ГСМ  
  Амортиз. отчисления  
  ИТОГО  
  Убыток по сравнению с наемным транспортом -16457

 

Для формирования и эффективной работы графика отгрузок в будущем может потребоваться отказ от мелких партий, переход к продаже и доставке местами, т.е. партией, кратной 8м3 – это 8м3, 16м3, 32м3. Это существенно снизит издержки компании и сократит время поставки. Однако, для осуществления этого важно иметь клиентов, готовых закупать крупными партиями, соответственно, от сотрудничества с мелкими клиентами можно будет отказаться. В настоящее время это невозможно, компания работает с каждым клиентом и поставляет почти любые по объему заказы.

Как альтернативный вариант, компания в будущем может работать с дилерами. Для этого требуется развить региональную дилерскую сеть и наладить взаимодействие. Это существенно облегчит работу склада, транспортного отдела. Компания может либо выбрать количество дилеров в зависимости от объема производимой продукции, либо производить столько, сколько дилеры смогут продать. Издержки из-за потенциально неликвидных запасов будут нести дилерские центры, они же буду хранить у себя продукцию для долгосрочного сбыта. Работая по частичной или полной предоплате, компания сможет практически полностью снять с себя издержки на хранение продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: