Художественное своеобразие романа

А. Пушкин. «Евгений Онегин».

1. Это роман в стихах, написанный «онегинской строфой» (кроме писем Онегина и Татьяны). Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение.

2. Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни», так как в нём в сжатой форме (подобно статье в энциклопедии) отразилась вся русская жизнь (действие развивается с 1819 по 1825 год): глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург. Но основное место в этой «энциклопедии» уделено духовной жизни русского дворянства.

3. Пушкин создал типичный образ русского молодого человека 19 столетия – неудовлетворённого, скучающего, разочарованного.

4. Это реалистическое произведение. Сам Пушкин определил его как «свободный роман». Роман должен был восприниматься как сама действительность. Для этого Пушкин отказался от традиционной схемы романа, например, от вступления, которое он поместил только в конце 7 главы («пою приятеля младого и множество его причуд»). Не менее своеобразна и концовка романа. Герой не гибнет, не женится, что было бы традиционно. Мы расстаёмся с ним в неведении о его дальнейшей судьбе. Но именно так очень часто происходит в действительности: мы не знаем, что с нами будет дальше.

5. У романа особый сюжет. Он состоит из непроисходящих событий. То, что должно происходить с героями классического романа, не происходит с Онегиным и Татьяной.

6. Новаторским является и изображение главных героев. По ходу повествования меняются не только обстоятельства их жизни, но и сами характеры героев, их мышление. Онегин в юности знал лишь «науку страсти нежной», ценил прежде всего «свою постылую свободу». Но в конце романа его чувство к Татьяне глубоко и серьёзно («он мучим жаждою любви»). Татьяна, став княгиней, любит Онегина не меньше, чем в юности, но она «другому отдана» и долгу своему не изменит. Судьба свела героев, она же их развела. В жизни героев происходят перемены, подобные переменам в жизни каждого человека. Отсюда наше отношение к ним как к живым людям.

7. Наличие внесюжетных элементов - лирических отступлений (их в романе 27) и вставных фрагментов (письма героев, стихи Ленского).

8. Образ автора. Автор – не традиционный рассказчик, он является и создателем романа, и одновременно его «героем».

9. Основной композиционный приём – сопоставление и противопоставление.

Например, Онегин и Ленский. Оба являются не вполне типическими характерами, резко отличаясь от окружающего их общества. Они антиподы: «Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лёд и пламень». Онегин – скептик, Ленский – романтик.

Сопоставлены и противопоставлены Онегин и Татьяна. Сходны они в том, что оба – натуры незаурядные, что и позволяет им выделить друг друга среди окружающих. Оба – характеры развивающиеся. Татьяна из «несмелой девочки» превращается в светскую даму. Но сущность её от этого не меняется, что ясно видно из её последней встречи с Онегиным. Различие между героями заключается в том, что Татьяна, «русская душою», способна на самоотречение, совершенно свободна от эгоизма. Онегин же – душа эгоистичная.

Противопоставлены в романе столичные аристократы и провинциальные помещики. В укладе их жизни много общих черт: однообразие повседневных занятий («И завтра то же, что вчера»), узкий круг духовных интересов. Однако деревенская жизнь для Пушкина всё же предпочтительнее, поскольку в ней полнее сохраняются национальные, исконно русские черты.

Два кабинета Онегина. Два письма. Два объяснения. Две отповеди. Последние противопоставления делают композицию «зеркальной», то есть герои меняются местами (смотри С-5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: