1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1ч.
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
|
|
Роль преподавателя:
• определить тему и цель сообщения;
• определить место и сроки подготовки сообщения;
• оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
• рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
• оценить сообщение в контексте занятия.
Роль студента:
• собрать и изучить литературу по теме;
• составить план или графическую структуру сообщения;
• выделить основные понятия;
• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
• оформить текст письменно;
• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• наличие элементов наглядности.
2. Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.
|
|
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
• выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
• составления плана реферата (порядок изложения материала);
• формулирования основных выводов (соответствие цели);
• оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
• выбора литературы (основной и дополнительной);
• изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
• оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
• актуальность темы;
• соответствие содержания теме;
• глубина проработки материала;
• грамотность и полнота использования источников;
• соответствие оформления реферата требованиям.
3. Составление и решение ситуационных задач – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 3). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч.
Роль преподавателя:
• определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;
• сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;
• консультировать студента при возникновении затруднений;
• оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).
Роль студента:
• изучить учебную информацию по теме;
• провести системно – структурированный анализ содержания темы;
• выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
|
|
• дать обстоятельную характеристику условий задачи;
• критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
• выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная);
• оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания задачи теме;
• содержание задачи носит проблемный характер;
• решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
• продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
• задача представлена на контроль в срок.
4. Составление тематических кроссвордов и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч.
Роль преподавателя:
• конкретизировать задание, уточнить цель;
• проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
• представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• грамотная формулировка вопросов;
• кроссворд выполнен без ошибок;
|
|
• работа представлена на контроль в срок.
5. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 2). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч.
Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.
Роль преподавателя:
• определить тему и цель;
• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• выбрать оптимальную форму таблицы;
• информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
• пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• логичность структуры таблицы;
• правильный отбор информации;
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
• соответствие оформления требованиям;
• работа сдана в срок.
6. Составление глоссария – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации по конкретной теме. Глоссарий – это словарь определённых понятий или терминов, объединённых общей тематикой (приложение 4).
Работа над глоссарием состоит из двух частей:
1. точная формулировка термина в именительном падеже;
2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.
При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
- стремится к максимальной точности и достоверности информации;
- стараться указывать корректные научные термины.
- приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
- при желании в глоссарий можно включить не только отдельные слова и термины, но и целые фразы.
Роль преподавателя:
• определить тему и цель;
• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• составить тематический глоссарий.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильный отбор информации;
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
• соответствие правилам составления;
• работа сдана в срок.
7. Составление памятки – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем.
Памятка – это свод рекомендаций по определенной теме. Памятка может носить информационный или рекомендательный характер (приложение 5). Памятки могут оформляться в формате буклета или в виде информационного листка.
Текст памятки должен быть написан доступным языком, основываться на достоверных фактах (информационная памятка) или на алгоритмах выполнения манипуляции (рекомендательная памятка). Название должно четко определять тематику и направленность памятки, например «Правила кормления тяжелобольного пациента».
Структура текста состоит из введения, основной части и заключения вытекающего из темы.
Не разрешается использовать сленговые выражения и специальную медицинскую терминологию (за исключением рекомендаций по подготовке пациентов к специальному обследованию).
Информационная памятка для пациента должна иметь профилактическую направленность.
Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно.
Изобразительная часть не должна перегружать памятку, не рекомендуется использовать медицинскую символику (кресты, змеи и т. д)
Содержательная часть памятки должна нести практическую направленность для использования ее в работе медицинских работников.
Роль преподавателя:
• определить тему и цель;
• осуществить контроль правильности составления, оценить работу.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• составить памятку.
Критерии оценки:
• соответствие содержания теме;
• правильный отбор информации;
• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
• соответствие правилам составления;
• работа сдана в срок.
8. Заполнение сестринской документации -это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем.
Карта наблюдения за пациентом медицинской сестры по уходу – это самостоятельный документ, в котором сестра регистрирует осуществление сестринского процесса. Сестринская документация («карта наблюдения за пациентом медицинской сестры по уходу») является законодательно утвержденным официальным документом.
В карту заносятся субъективные и объективные данные о пациенте; заполняется титульный лист; составляется план ухода за пациентом, (выделяются проблемы, ставятся цели, описываются сестринские вмешательства, ставится текущая оценка эффективности и качества сестринского ухода).
При заполнении сестринской документации следует излагать информацию кратко, четко и однозначно, используя только общепринятые сокращения.
Роль преподавателя:
• осуществить контроль правильности составления,
• оценить работу.
Роль студента:
• изучить информацию по теме;
• заполнить документацию.
Критерии оценки:
• сестринские вмешательства внесены в «карту наблюдения за пациентом медицинской сестры по уходу»;
• соблюдены правила ведения документации;
• имеется запись отклонений от нормы состояния пациента;
• работа сдана в срок.