Страховочное устройство капля

«Капля». Предназначен для использования на веревках диаметром от 8 до 12 мм. Зажим перегибного типа. Выдерживает нагрузку более 300 кг, приложенную 5 раз под­ряд, на веревках без остаточных деформаций, которые бы сказались на работе зажима, что соответствует требованиям UIAA (Международное объединение альпинистских организаций). Зажим не травми­рует веревку при больших нагрузках. Легко скользят по нагруженной или свободно висящей веревке, быстро освобождает ее после больших нагрузок. Можно использовать как простейший блок со стопором при подъеме небольших грузов, легко и удобно использовать при спуске по веревке. Пружинная защелка позволяет не отстегивать от карабина сам зажим при перестежках. Для впервые осваивающих этот зажим необходимо предусматривать проверку правильности установки зажима, методом его силового «ручного нагружения».Специальный переключатель позволяет зажиму свободно скользить по веревке либо в обоих направлениях, либо только вверх. Рабочая нагрузка – 150 кг. При длительной остановке устройствоподнимается верх по веревке и фиксируется переключателем.

 

 

Карабины.(соединительный элемент)

карабин - соединительный элемент, предназначенный для закрепления специального снаряжения к точкам опоры (крепления), а также элементов специального снаряжения между собой;

Разновидности

 

В целом все карабины можно условно разделить на основные и вспомогательные. Основные выполняют функцию соединителей в страховочной цепи работника, при креплении несущих и страховочных канатов, организации полиспастов. Вспомогательные применяются для крепление рабочего инструмента, вспомогательных приспособлений и т.д.

Изготавливают карабины, применяя различные материалы - сталь, титан, легкие алюминиевые сплавы.

Под алюминиевыми сплавами обычно понимают довольно большой круг сплавов, близких по своему составу, прочности и удельному весу. Карабины из них легкие и достаточно прочные. Но они легко перетираются страховочным канатом, если для обеспечения безопасности применять страховку через карабин.

Стальные карабины самые прочные, долговечные, выдерживают удары, не перетираются несущими и страховочными канатами. При этом, они самые тяжелые, хотя при выполнении работ данный параметр значения не имеет.

Титановые карабины легкие и прочные, но титан очень хрупок и не выдерживает даже легких ударов. При появлении микротрещин карабин может легко развалиться даже при легком рывке.

Большое значение при выборе карабинов используемых в работе, имеет конструкция защелки. Для фиксации защелки в закрытом положении карабины выпускаются с навинчиваемыми или надвигаемыми подпружиненными муфтами.

Существует большое количество разновидностей защёлок и муфт.

Защелка «крюк». Наиболее широко применяемая конструкция фиксации защелки карабина. Обеспечивает надежное сцепление защелки со скобой при максимальных нагрузках на карабин. Единственным недостатком является то, что может цепляться за конструктивные элементы ИСС и элементы креплений. Применяется в следующих моделях: Ринг, Манарага, Иремель.

 

ЗащелкаKEYLOCK.

Гладкая поверхность защелки (отсутствие крючков) исключает возможное цепляния карабина за точки опоры, несущие и страховочные канаты, элементы индивидуальной страховочной системы и т. д. Применяется в следующих моделях:Am'D, WILLIAM, ATTACHE SPIRIT.

Ручная навинчивающаяся муфта. Муфта может вращаться одной рукой. Имеющийся визуальный индикатор красного цвета, показывает, что защёлка не зафиксирована.Применяется в следующих моделях: Am'D, WILLIAM, ATTACHE,Ринг, Иремель.

 

Автоматическая фиксирующая система с визуальным индикатором закрытия. Быстроразблокируется нажатием на зелёный кнопочный индикатор и поворотом муфты. Даёт возможность работать одной рукой. Применяется в следующих моделях: Am'D, WILLIAM.

Полуавтоматическая фиксирующая система с быстрой разблокировкой. Позволяет работать в перчатках. Быстроразблокируется поворотом муфты в любую сторону. Применяется в следующих моделях: Am'D, WILLIAM, ОК,Манарага.

Различные типы карабинов имеют специальное назначение и применение их при выполнении отдельных видов работ не всегда допустимо. Как правило, в паспорте на карабин определена область его применения.

 

 

Более надежные карабины - Триактовые.

Автоматическая муфта открывающаяся на три движения – муфту опустить вниз, повернуть в сторону и только потом можно открыть карабин. Такая конструкция была разработана в первую очередь ради обеспечения дополнительной безопасности в промальпе. Для альпинистов неудобно в условиях холода открывать и закрывать его в толстых перчатках. Муфта автомат может использоваться в любых условиях, но надо помнить, что пыль, грязь и песок могут легко заклинить муфту в любом состоянии, открытом или закрытом.

 

Следует соблюдать определённые правила при использовании карабинов:

• нагружать карабины только по главной оси (если карабин не разработан специально для других осей нагрузки)

• фиксировать защёлку в закрытом положении муфтой («муфтовать» карабины), резьбовая муфта завинчивается плотно до конца

• не нагружать карабины с открытой защёлкой

• не нагружать защёлку

• не нагружать на излом

• не допускать повреждения об окружающие объекты

 

Характеристики

 

Прочность карабинов должна быть не менее 20 кН в продольном направлении и 9 кН в поперечном. Карабин с открытой защелкой должен выдерживать в продольном направлении усилие не меньше 11 кН, а сама защелка должна исправно работать при продольных нагрузках до 1,2 кН. Один из важнейших показателей, характеризующих карабин, является геометрия карабинов. Диаметр прутка карабина должен быть не меньше 10 мм. Величина раскрытия защелки должна составлять не менее 18 мм. Это необходимо для удобства вщелкивания специальной оснастки и страховочных канатов.

 

Эксплуатация

 

При эксплуатации карабинов рабочая нагрузка должна прикладываться вдоль продольной оси. Предельная статическая нагрузка по этой оси, для карабинов различных типов составляет от 20 до 50 кН. При нагрузке в поперечном направлении карабин разрушается при значительно меньших усилиях в 6 -10 кН. В рабочем положении, при нагрузке карабина, защелка должна быть всегда закрыта. Иначе он разрушается при усилии меньше номинального.

Карабин всегда должен нагружаться только вдоль продольной оси. Во всех остальных случаях есть смысл подумать, как будет распределяться нагрузка и каких максимальных величин она может достигнуть. Если есть сомнения, необходимо изменить положение карабина или заменить его карабином другого типа.

Основное правило обеспечения безопасности при использовании карабинов - на всех участках страховочной цепи, в точках крепления несущих и страховочных канатов следует применять только карабины с муфтами.

Карабины, как правило, не требуют специального ухода. Но все же при выполнении работ во влажных условиях нужно следить, чтобы стальные карабины не ржавели, регулярно их протирать (промывать керосином). Нужно также предотвращать загрязнение карабинов. Например, при длительных покрасочных работах засохшая краска может привести к нарушениям в работе защелки и муфты карабина. При таких работах рекомендуется ежедневно после рабочего дня промывать карабины в растворителе, не допуская засыхания краски. Алюминиевые и титановые карабины имеют стальную пружину защелки, это значит, если карабин не используется, хранить его нужно в сухом месте. Если сломалась пружина на защелке, необходимо не задумываясь отбраковывать карабин (или использовать его только в качестве вспомогательного).

В процессе эксплуатации карабины, подвергшиеся нагрузкам, вызвавшим появление вмятин, изменение геометрической формы скобы и деталей карабина, нарушение работоспособности защелки, должны быть изъяты, и дальнейшая их эксплуатация категорически запрещена. В процессе эксплуатации рекомендуется периодически смазывать толкатель и пружину карабина бытовым машинным маслом.

Использование карабинов предполагает пропускание несущего (страховочного) каната через карабин и дальнейшее трение между ними В результате при длительном использовании на карабине возможно появление выработки, уменьшающей его прочность При глубине выработки, обнаруживаемой без специальных измерений (визуально), карабин должен быть отбракован Алюминиевые и титановые карабины в таких случаях использовать запрещается, первые подвержены быстрому механическому износу, а последние сильно нагреваются в точке контакта с несущим канатом.

При использовании карабинов с муфтой самое главное, чтобы муфта легко открывалась и закрывалась. В этом отношении более надежны простые завинчивающиеся муфты. Автоматические чаще заедают в условиях загрязнения строительными и химическими материалами. Карабины без контровочной муфты разрешается применять только в качестве вспомогательных, для организации оттяжек при работе в связках или для крепления рабочих инструментов.

 

Проведение технического осмотра

 

Проверка технического состояния карабинов должны осуществляться в соответствии с техническим паспортом или инструкцией по эксплуатации организации–изготовителя на каждый тип карабина.

В процессе эксплуатации внешний контроль деталей карабинов на наличие трещин, заусенцев, сколов и вмятин, острых кромок проводиться визуально Контроль работоспособности защелки карабинов проводиться отжимом защелки до соприкосновения её со скобой и резким отпусканием. При открытом положении муфты защелка должна закрываться под действием пружины без заеданий.

Карабины, в которых повреждены или деформированы муфты, пружины, имеются повышенные зазоры (люфты) между деталями или нарушены их функции, а также имеющие фрикционный износ глубиной более 2 мм, использовать запрещается.

 

Проведение испытаний

 

Карабины должны соответствовать требованиям технической документации предприятия-изготовителя и проходить периодические проверки в соответствии с требованиями технической документации Согласно ТУ 62-01-00-9410-90 (Карабины альпинистские) периодические испытания зажимов проводятся не реже одного раза в 6 месяцев

Проверка работоспособности и прочности карабинов производится путем закрепления карабина к точке опоры и подвешиванием к нему груза массой 400 кг Времянагружения 5 мин. После снятия нагрузки производится внешний осмотр карабина и проверка работоспособности защелки и муфты.

 

Хранение

 

Карабины после эксплуатации следует тщательно вымыть в чистой воде и затем высушить. При попадании в механизм защелки и под муфту пыли, абразива, краски и т.п. эффективность работы защелки и муфты значительно снижается. В этом случае карабин необходимо промыть в растворителе и провести механическую чистку. Хранить карабины следует в соответствии с требованиями предприятия-изготовителя.

 

Усы само страховки.

страхующий элемент (веревка, канат, трос, фал, лента и другое) - элемент страховочной системы, используемый как искусственная точка опоры или для страховки исполнителя работ, предназначенный для соединения индивидуальной страховочной системы с точкой крепления или элементом оборудования;

Страховочные фалы используются для страховки исполнителя работ:

– при передвижении по горизонтально закрепленным канатам (перилам), различным конструкциям и несущим канатам;

– перестежке через промежуточные крепления и узлы на канатах во время спуска и подъема;

– организации точек закрепления несущих и страховочных канатов.

Нерегулируемыестраховочные фалы предназначены для фик­сации исполнителя в рабочем положении и для дублирования основной страховки. Они изготавливаются из динамической веревки, имеют простую конструкцию, малый вес, эластичны.

Регулируемые по длине фалы предназначены для защиты от падения и фиксации в рабочем положении при проведении высотных работ. Они не рассчитаны на удержание срыва с высоты более 50 см. Длина фиксированного или регулируемого по длине стра­ховочного фала, включая поглотитель энергии (если его применяют), должна быть не более 2 м. На обоих концах фала должны быть удобные устройства для его крепления. Регулировочное устройство встраивают так, чтобы длина его при максимальном растяжении была не более 2 м. Промежуточные концы регулируемого фа­ла должны быть оснащены устройствами для регулировки длины. Все металлические элементы страховочных фалов, за исключением стальных канатов и цепей, должны быть защищены от коррозии. Фал можно изготовить из альпинистского каната с оплеткой.

Стальные канаты, которые используют в качестве страховочных фалов, должны иметь гальваническое покрытие.

Стальные цепи должны отвечать требованиям стандартов, предъ­являемым к цепям размером 6 мм. Каждый фал из стальной цепи до его установки на пояс должен быть испытан грузом массой 700 кг.

Страховочный фал, изготовленный из текстильного материала, должен выдерживать усилие, равное 22 кН, фал, изготовленный из металла, – усилие, равное 15 кН, без разрушения какого-либо их эле­мента после испытаний.

Страховочный фал со встроенным устройством для регулирования длины должен выдерживать динамическую нагрузку, равную энергии свободного падения груза массой 100 кг с фактором рывка 2, без разрушения какого-либо элемента.

Страховочные фалы следует подбирать в зависимости от цели применения: удержание от срыва или фиксация на рабочем месте.

Для обеспечения безопасности при выполнении работ на высоте допускается применение страховочного фала, изготовленного из полиамидной веревки 6 мм, завязанного схватывающим узлом «Прусик» на страховочном канате. Страховочный «Прусик» изготавливается из репшнура с разрывной нагрузкой не менее 7,2 кН. Петля стра­ховочного «Прусика» связывается узлом «Грейпвайн» или «Встречная восьмерка», затем на страховочном канате петлей (одним концом) завязывается узел «Прусик». Длина плеч петли должна быть одинаковой, иначе при возникновении аварийной ситуации будет нагружаться только одно плечо, что приведет к их разрыву по очереди. Поэтому завязывать какие-либо узлы на втором конце петли нельзя, он должен быть просто закреплен в карабин.

Страховочные фалы, изготовленные из отрезков полиамидных веревок, будут иметь прочностные характеристики, равные по значе­нию прочности самих веревок с учетом ее уменьшения за счет завязан­ных узлов. В процессе эксплуатации к страховочным фалам прикла­дываются такие же нагрузки, как к несущим и страховочным канатам.

Учитывая роль и назначение этих элементов оснастки в страховочной цепи, проверка пригодности их к эксплуатации должна осуществляться ежедневно перед началом работы методом визуального контроля.

Критериями отбраковки страховочных фалов являются: повреждение (разрыв) нитей на оплетке; наличие оплавленных участков, следов красок, растворителей, масел на оплетке; обнаружение утончения или утолщения при прощупывании.

Страховочный фал (строп) подлежит обязательной отбраковке после динамической нагрузки, возникшей в результате срыва испол­нителя работ с зависанием на нем.

Амортизаторы

Амортизатор рывка является составной частью системы защиты от падения с высоты, которая обеспечивает максимальную безопасность. Поскольку при выполнении работ на высоте существует вероятность срыва исполнителя работ, то появляется необходимость применения автоматических приспособлений, уменьшающих воздействие рывка на его организм. Благодаря своей конструкции амортизатор поглощает кинетическую энергию, связанную с торможением свободного падения.

Согласно медицинским нормам предельно допустимая нагрузка на тело человека при динамическом рывке страховочной цепи не должна превышать 4 кН. При срыве исполнителя работ с фактором рывка 2 нагрузка в страховочной цепочке может достигать 32 кН.

Амортизаторы являются специальным страховочным средством, предназначенным для снижения до безопасного уровня воздействие динамического рывка на исполнителя работ в случае его срыва и по­следующего падения. Поглощение энергии падения осуществляется при разрыве специальных швов амортизатора или за счет трения в тормозном устройстве. Важным условием применения является обследование предстоящего места работы. Исполнитель работ должен убедиться в отсутствии препятствий ниже себя, так как при падении длина страховочной цепи существенно увеличивается.

По принципу действия амортизаторы делятся на разрушаемые (амортизаторы последовательного разрыва элементов) и неразрушае­мые (амортизаторы трения или фрикционные).

Амортизаторы разрывного прин­ципа действия.Ленточный амортизатор является энергопоглощающим устройством, в котором при торможении разрушаются механические связи между лентами, снижая скорость падения до значения, безопасного для потребителя. Усилие раскрытия амортизатора должно быть не менее 2 кН. Усилие торможения при падении груза массой 100 кг не должно превышать 6 кН, а расстояние до остановки должно быть не более 5,75 м. Статическая прочность полностью раскрытого амортизатора должна быть не менее 15 кН. Амортизаторы данного принципа действия – одноразового поль­зования (после срабатывания восстановлению не подлежат), рассчитаны на пороговую нагрузку срабатывания 3–4 кН.

Амортизаторы фрикционного принципа действияпредставляют собой металлическую пластину, имеющую отверстия, через которые пропущена полиамидная веревка 10 мм. При протравливании веревки через отверстия в пластине за счет трения происходит поглощение кинетической энергии, связанной с торможением свободного падения.

Один конец веревки, выходящий из тормозного элемента, является страховочным и крепится карабином к точке опоры, второй – играет роль амортизационного удлинителя при срыве. Он должен быть закреплен за страховочную систему исполнителя работ.

Системы автоматической страховки призваны исключить влияние субъективных факторов на безопасность исполнителя работ.

Самая простая система, которая защищает исполнителя работ при падении с высоты – это текстильный амортизатор со страховочным стропом. Применение текстильных амортизаторов возможно толь­ко в тех случаях, когда минимальная высота от точки закрепления амортизатора на конструкции до поверхности (земли, платформы, перекрытия и т. п.) составляет не менее 6 м. Если это невозможно, применение амортизатора запрещается.

Амортизатор должен крепиться непосредственно к передней или задней точке крепления страховочных фалов ИСС.

Амортизаторы с двумя стропами позволяют свободно и безопасно перемещаться по лестницам и решетчатым конструкциям в любом направлении вдоль вертикальных и горизонтальных плоскостей. Пе­ремещаясь вверх, следует попеременно крепить то один, то другой строп за конструкцию выше себя. Только тогда, когда один строп за­креплен, второй можно переместить выше.

В качестве амортизаторов при использовании системы взаимной страховки допускается применять спусковые устройства любой конструкции. Использование амортизаторов индивидуального типа для обеспечения страховки при выполнении работ очень эффективно.

Учитывая роль и назначение амортизаторов в страховочной цепи, проверка пригодности их к эксплуатации должна осуществляться ежедневно перед началом работы методом визуального контроля. При обнаружении механических или других повреждений амортизаторы к эксплуатации не допускаются.

Критериями отбраковки амортизаторов являются: на­личие механических повреждений защитных чехлов; разрыв нитей на лентах или веревке; наличие на амортизаторе следов красок, растворителей, масел; обнаружение утонения или утолщения веревок при прощупывании; выход «барашков» внутренних жил через оплет­ку веревки наружу.

При отсутствии визуальных механических повреждений отбраковка всех элементов производится через 2 года эксплуатации или после 3 лет хранения.

Амортизатор и соединенный с ним страховочный фал (строп) подлежат обязательной отбраковке после динамической нагрузки, во­зникшей в результате срыва исполнителя работ с зависанием на стра­ховочном фале.

Запрещается самостоятельно производить замену полиамидной ве­ревки в амортизаторах фрикционного принципа действия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: