Модель коммуникативного акта

Процесс коммуникации условно может быть разделен на отдельные фрагменты - коммуникативные акты. Соответственно, в каждом коммуникативном акте отражена суть коммуникации, а коммуникация является непрерывной чередой коммуникативных актов, сливающихся в единыи процесс.

Любой акт коммуникации обязательно предполагает наличие трех элементов: субъекта (отправителя, адресанта), объекта (получателя, адресата) и сообщения.

 

S O

 

Отправителем и получателем сообщения могут быть отдельные люди и общественные институты - правительства, партии, фирмы и т.п. В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек.

Акт коммуникации не состоится, если сообщение не будет реализовано в каком-то коде. Ведь сообщение не может быть абстрактным куском смысла, оно обязательно воплощается в какой-то материальной форме - в письме, устном пересказе, в последовательности размахивания сигнальными флажками и т.п. Форма, которая служит для материального воплощения сообщения, называется в теории коммуникации кодом.

 

сообщение

S O

код

 

В обычной коммуникации между людьми таким кодом является язык. Однако возможны и другие виды кодов и мы многими из них пользуемся - звуки музыки, жесты, прикосновения, мимика, шифры, формулы, дорожные знаки, графические знаки и пиктограммы, даже физические предметы' и т.д. - все, что может быть носителем символического значения.

Анализ феномена кода приводит нас еще к одному важному обстоятельству коммуникации: сообщение надо закодировать, то есть выразить средствами кода, и раскодировать, то есть понять. Так появляются дополнительные элементы в модели муникативного акта.

 

 

сообщение

S кодирование декодирование (понимание) O

код

Для того чтобы смысл сообщения дошел до получателя не просто должен быть понят - он должен элементарно физичеки доити до адресата. Здесь появляется понятие канала связи. Будем считать, что в нашей модели он уже выражен стрелкой.

Канал связи иногда может быть представлен физически именно как канал, как, например, телефонная линия связи. Не зря иногда говорят, что каналы или линии связи перегружены. Это означает, что коммуникация затруднена - канал не справляется с объемом передаваемой информации.

Как только речь заходит о физической передаче сообщения, неизбежно возникает вопрос о передатчике и приемник, информации. Соответственно, передатчик находится на входе в канал связи, а приемник - на выходе. Если рассматривать коммуникацию с использованием радиосвязи, то передатчик и приемник здесь таковыми и являются. Если же говорить о речевой коммуникации, то передатчиком являются органы речи, а приемником - органы слуха. Если говорить о письменной коммуникации, то передатчиком следует признать пишущую ручку (пишущую машинку, компьютер), а приемником - читающий глаз и так далее.

 

сообщение

S кодирование тлф тлф декодирование (понимание) O

код

 

В каждом коммуникативном акте неизбежно присутствуют помехи, или шумы. Это могут быть внешние физические помехи или накладывающиеся параллельные коммуникации" - все то, что физически затрудняет передачу и восприятие сигналов коммуникации. Низкий уровень шумов может не повлиять на качество коммуникации. Высокий уровень шумов может привести к тому, что часть сообщения будет утеряна или искажена, то есть адресат неадекватно или не полностью воспримет сообщение. Критически высокий уровень шума может привести к тому, что сообщение не будет декодировано или вообще не будет получено, то есть коммуникативный акт не состоится. Таким образом, в модели абстрктного коммуникативного акта надо обязательно учитывать фактор шума.

шум

сообщение

S кодирование тлф тлф декодирование (понимание) O

код

 

Для преодоления шумов и повышения качества коммуникации, например, при "радиосвязи, часто используют повтор слов или даже сообщении (радисты говорят дважды: «прием, прием» и т.п.). Точно так же применяется повторение, если используется малознакомый код - например, общение идет на плохо освоенном языке. Понятно, что если сообщение повторить несколько раз, то снижается вероятность, что шумы испортят сообщение или его часть. А значит, возрастает вероятность его правильного восприятия. С точки зрения теории коммуникации это явление называется избыточностью кода.

К примеру, если заляпать часть этого текста кляксами (создать «шумы»), то общий его смысл все равно будет понятен. Соответственно, чем больше клякс, тем меньше понятно, чем меньше клякс, тем больше понятно. Но в целом наша естественная коммуникация (речь) настолько избыточна, что позволяет нам понимать друг друга даже при определенных потерях информации из-за шума. Лингвисты уверяют, что язык избыточен примерно наполовину. То есть можно затереть помехами, условно говоря, каждое второе слово в радиовыступлении или вымарать каждое второе слова на странице текста - и все равно содержание будет в общих чертах воспринято правильно. Вот такой запас прочности нашего речевого кода. В нашей схематической модели обозначим такое качество коммуникации, как избыточность, пунктирной линией, направленной так же, как и линия, символизирующая передаваемое сообщение по каналу.

шум

сообщение

S кодирование тлф тлф декодирование (понимание) O

код

 

Коммуникация является неким действием, а всякое действие предполагает замысел и какой-либо соответствующий результат. Поэтому уместно говорить о цели коммуникации и эффекту, который достигается в результате коммуникации.

Вот как определяет это понимание коммуникации известный американский исследователь политики и пропаганды Гарольд Д Лассуэлл: Who says what to whom in which сhаnnеl with what еffect? («Кто сказал, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом»). Формула Лассуэлла считается классической, ее можно встретить во всех учебниках по теории коммуникации, массовой коммуникации, социальной психологии, социологии и политологии.

цель шум эффект

сообщение

S кодирование тлф тлф декодирование (понимание) O

код

 

Цель коммуникации, задуманная отправителем сообщения, и соответствующий (несоответствующий) ей результат, произведенный получателем, собственно, и составляют, назначение коммуникации. Коммуникация осуществляется для того, чтобы цель отправителя реализовалась в том или ином эффекте, который произведен получателем.

Любой коммуникативный акт предполагает не только активность субъекта (адресанта), но и некоторую реакцию объекта (адресата). Даже если адресат поймет сообщение, т.е. технически коммуникация окажется успешной, то он может воспринять его или не воспринять. И это будет его простейшим ответом адресанту. Таким образом, возможность реакции-ответа уже заложена в самом принципе коммуникации. И такая реакция-ответ называется обратной связью. Понятие обратной связи пришло в теорию коммуникаций из кибернетики, где оно обозначает, в упрощенном виде, реакцию систем на воздействие. В частности, различают положительную обратную связь и отрицательную обратную связь.

Положительная обратная связь – восприятие и возвращение сигнала в неизменном виде. В системах с положительной обратной связью сигнал управления, поступающий с выхода системы обратно на ее вход, совпадает по фазе с входным сигналом и усугубляет (увеличивает) его. В киберентике, электротехнике это означает, что такие системы склонны к возгонке, увеличению силы сигнала и ускорению передачи сигнала, порой до разрушительных воздействий (если микрофон поднести к динамику, возникнет «завязка» - наростающий свист). В коммуникации это означает, что адресат поддерживает тему коммуникации и коммуникация может продолжаться успешно.

Отрицательная обратная связь - изменение воспринятого сигнала или неприятие сигнала. В системах с отрицательной обратной связью входной сигнал затухает, поскольку не поддерживается принимающей стороной. В коммуникации это означает, что адресат не поддерживает тему коммуникации или саму коммуникацию, предлагаемую адресантом.

Обозначим на схеме обратной связь пунктирной линией со значением «+» или «-»:

цель шум эффект

сообщение

S кодирование тлф тлф декодирование (понимание) O

код

 

 
 


+/-

Примерно так выглядит модель коммуникативного акта в современной теории коммуникации. По сути, если внимательно присмотреться, представленная схема является развернутой, более детальной разновидностью того простого варианта, который мы составили изначально, состоящего из трех элементов - субъект, сообщение, объект.

Остается добавить еще несколько существенных понятий, описывающих обстоятельства коммуникативного акта. Таковыми являются понятия коммуникативной ошибки и коммуникативной неудачи.

Коммуникативная ошибка - это неверная, ошибочная интерпретация сообщения получателем. Ошибка может произойти из-за сильных шумов или из-за плохого знания кода получателем и т.п. При этом сам акт коммуникации все-таки состоялся.

Коммуникативная неудача - это полный про вал коммуникации, когда коммуникативный акт подразумевался, но не состоялся. Такой конфуз происходит чаще всего по техническим причинам: сообщение было неправильно закодировано, не дошло из-за сбоя в канале связи, неправильно работал декодер, был неправильным код, были критически велики шумы, был неправильно настроен приемник получателя и т.п.

И, наконец, на осуществление коммуникации, на ее успешность, влияют и факторы, которые лежат за пределами самого коммуникативного акта. Это контекст и конситуация (ситуативные факторы).

Контекст - это зависимость текста коммуникации от тематики предшествующей коммуникации, включенность данного текста в определенную тематическую систему значения. Для того чтобы точно понять, например фразу, сделайте свой выбор, надо знать, в каком контексте она была произнесена, то есть какие фразы на какую тему ей предшествовали. Если речь шла о карточной игре, то эта раза имеет один смысл, а если речь о предвыборной пропаганде - другой. Контекст – это обстоятельства, предшествующие или сопровождающие коммуникативный акт.

Конситуация, или ситуативные факторы, - это невербальные обстоятельства, сопутствующие коммуникации. К ним относятся действия коммуникантов, условия общения, обстановка речи и т.п. К примеру, вопрос: «Не знаете, шестой давно был?» в отрыве от ситуации произнесения может быть истолкована как угодно. На этот же вопрос, заданный на остановке трамвая, трактуется однозначно. Конситуация, таким образом, обеспечивает, в данном случае, успешность коммуникативного акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: