Научное управление — 1885—1920 гг.
Главные представители — Фредерик Тейлор, Генри Гант, Фрэнк и ЛиллианГилбрейты, ГаррингтонЭмерсон, Генри Форд, А.А. Богданов, А К. Гастев и др.
Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда.
Ключевые понятия — разделение труда, повышение производительности, «экономический» человек, научные подходы к управлению.
Целью школы научного управления являлось осуществление производства с наименьшими затратами ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при достижении максимальных результатов.
Главная цель школы научного управления: повышение эффективности деятельности предприятия и каждого участника производственного процесса путем научной организации труда.
К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора.
Научное управление (1885-1920 годы) наиболее тесно связано с работами следующих авторов:
|
|
А) Фредерик Тейлор при изучении трудового процесса разбивал каждую операцию на составные части и определял с помощью хронометража наиболее прогрессивные способы их выполнения.
Фредерик Тейлор(из рабочих) вошел в историю техники кроме своих достижений также тем, что дотошно замерял количество угля, которое человек пользуясь лопатами разной формы и размера. Наилучший результат получен получен для лопаты-совка (шуфель) емкостью до 21 фунта (8,5 кг);
Основные положения концепции Тейлора состоят в следующем:
• признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, цель которого — рационализация производства;
• расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы, выявление затрат времени на их выполнение с целью нормирования труда рабочих;
• планирование на основе норм рабочих заданий с выделением специализированных подразделений, определяющих последовательность, время, сроки выполнения работ;
• увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков;
• подбор работников в соответствии с их физиологическими и психологическим требованиями и их обучение.
Б)ФренкГилбрет (из рабочих) изучал рабочие операции с помощью изобретенного им сочетания кинокамеры с хронометром. Ф. Гилбрет, будучи учеником каменщика задумался о том, что люди, учившие его класть кирпичи, использовали несколько одинаковых связок движений. Он систематизировал и анализировал эти движения вместе с используемым инструментом.тат: количество движений при кладке одного кирпича сокращено с 18 до 5; производительность увеличена на 50%.
|
|
В дальнейшем с помощью метода стоп-кадров Гилбрет выявил и описал 17 основных движений руки. Он назвал их терблигами (своя фамилия наоборот);
в) Генри Гантт (инженер) - автор публикаций об использовании линейных графиков производства. Впервые обосновал отделение управленческих функций (например, планирования) от фактической работы (ранее рабочие сами планировали свою работу).
Г) Генри Форд – впервые организовал производство на основе принципов стандартизации, концентрации. Первым использовал конвейерный тип производства, который обеспечивал массовость производства продукции и снижение себестоимости.
В целом научное управление не пренебрегало также и человеческим фактором. Публиковались работы по стимулированию производительности труда,, нормированию производства, рациональным режимам труда и отдыха. Однако главное в научном управлении то, что, благодаря ему, люди увидели, что методы и подходы, используемые в науке, могут быть эффективно использованы и в практике управления.
Административная (классическая) школа - 1920-50 г.г.
Главные представители — Анри Файоль, ЛиндаллУрвик, Джеймс Муни, Макс Вебер, А. Слоун и др.
Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации.
Классическая или административная школа управления занималась вырабатыванием подходов к совершенствованию управления не столько производством, сколько организацией в целом. Ее авторы, в отличие от Тейлора и Гилбрета, имели опыт высших руководителей в реальном бизнесе.
Классическая школа:
- разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией);
- создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);
- предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;
- рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль;
- считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер);
- сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
- сформулировала общие функции управления.
Недостатки классической (административной) школы управления:
- недооценка социальных аспектов управления;
- невнимание к человеческому фактору в организации;
- недостаточное внимание к научной разработке методов управления;
- организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.
Анри Файоль (автор знаменитых 14 принципов управления) был назван отцом менеджмента. Ранее он руководил большой французской угледобывающей компанией и первым рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль и регулирование.
Родоначальник данного направления — французский горный инженер А. Файоль (1841—1925) разработал подходы к совершенствованию управления организацией в целом, которые он изложил в опубликованной в 1916 г. книге «Общее и промышленное управление». По Файолю, для любой деловой организации характерно выполнение определенных видов деятельности (функций):
— техническая и технологическая — производство, изготовление, переработка;
— коммерческая — закупка, обмен, реализация;
— финансовая — привлечение капиталов и эффективное управление ими;
— охранная — обеспечение безопасности и охраны собственности;
— учетная (эккаунтинг) — анализ, учет, статистика;
|
|
— административная (управленческая) — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.
В организации для менеджера высшего уровня более важны управленческие способности, чем техническая подготовка, поэтому наиболее важной частью управления Файоль считал администрирование и выделил 5 его основных функций:
1) предвидеть, учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
2) организовывать, т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия;
3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать, поддерживать активность в среде персонала;
4) координировать, т.е. увязывать работу различных частей организации для того, чтобы не было дублирования работ, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
5) контролировать, т.е. проверять выполнение работы в соответствии с утвержденным планом, изданными приказами и установленными правилами.
Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием, и выделил пять обязательных общих функций менеджмента: предвидение (планирование), организация, распорядительство, координация и контроль. Он разработал правила и технику их осуществления.
Исследования Файоля позволили ему сформулировать 14 универсальных принципов управления, которые применимы клюбой административной деятельности:
— Разделение труда. Специализация обусловлена естественным ходом событийЦель разделения труда — выполнение большего объема работы с лучшим ка качеством при затрате тех же усилий, что достигается путем сокращения количества целей, на которые направляются внимание и усилия работника.
— Полномочия. Полномочия — это право отдавать распоряжения. При предоставлении полномочий неизменно возникает ответственность.
— Дисциплина. Дисциплина предполагает неуклонное соблюдение соглашений, заключенных между фирмой и ее работниками. Выработка таких соглашений, связывающих фирму и ее работников и определяющих формальные дисциплинарные требования, должна быть одной из главных задач руководителей отрасли. Дисциплина предполагает также справедливое применение санкций.
|
|
— Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
— Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
— Подчинение личных интересов общественным. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании.
— Вознаграждение. Чтобы обеспечить верность и поддержку работников, их работа должна справедливо вознаграждаться.
— Централизация. Как и разделение труда, централизация обусловлена естественным ходом вещей. Однако степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий, в связи с чем возникает вопрос об оптимальном соотношении централизации и децентрализации организации.
— Скалярная цепь. Это ряд руководителей организации, от занимающего самый высокий пост до менеджеров низового звена. Отказ от такой иерархии без необходимости будет ошибкой, но еще большей ошибкой будет ее поддержка в случае, если это явно вредит организации.
— Порядок. Место для всего, и все на своем месте.
— Беспристрастность. Комбинация доброты и правосудия.
— Стабильностьрабочегоместа. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный менеджер, работающий в компании долго, лучше, чем выдающийся управленец, не дорожащий своим местом.
— Инициативность. Желание разработать план и обеспечить его успех. Она дает организации силу и энергию.
— Командный (корпоративный) дух. Сила организации в единстве, обусловленном гармонией персонала.
ЛиндаллУрвик - консультант по вопросам управления в Англии.
Джеймс,Муни совместно с А.К.Рейли работал под руководством А. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».
Таким образом, эти авторы в основном исходили из личных наблюдений, рассматривали организацию с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие характеристики и закономерности построения и деятельности организаций. Наконец, они создали универсальные принципы управления.
Положения административной доктрины развили последователи Файоля. Автор концепции рациональной бюрократии (от франц. bureau — канцелярия, распорядительный орган учреждения и греч. kratos— власть, могущество) М. Вебер (1864—1920) разработал принципы, определяющие подходы к построению организационных структур иерархического типа:
• четкая иерархия управления и контроль за работой исполнителей;
• регламентация работы на основе разработки организационных регламентов;
• разделение труда и специализация работников;
• формализация и стандартизация деятельности на основе норм и нормативов;
• обезличенность выполнения работы с целью исключения субъективизма;
• отбор и оценка персонала по квалификационным требованиям.
Главное достижение школы — разработка подходов к управлениюорганизацией в целом.