Поведенческие науки (с 1950 года по настоящее время)

В рамках данной школы возникла школа поведенческих наук (бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время).

Бихевиористское учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке). Представители: Мэри Паркер Фоллетт, Крис Арджирис, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др.

Они изучали:

- различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;

- характер власти и авторитета;

- роль организационной структуры (организационное поведение человека);

- коммуникации в организации;

- лидерство;

- качества трудовой жизни человека и др.

Общая цель бихевиоризма - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов (использовать полностью потенциал каждого работника).

Поведенческие науки (социология и психология) изучали поведение че­ловека на рабочем месте. Представители этого (бихевиористского) направления (Крис Арджирис, РенсисЛайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг) изучали разные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационных структур и коммуникаций в организаци­ях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни и т.д.

Д. Мак-Грегор в книге «Человек на предприятии» разработал две теоретические концепции управления, обозначив их символами Х и Y. Сам автор считает, что эти теории выражают совершенно разные взгляды на природу человека: если теория Х в сущности представляет собой механистическую точку зрения, согласно которой человек предстает как лишенный всякой индивидуальности фактор производства, то теория Y рассматривает человека в органичной взаимосвязи с его внешним окружением, на которое он воздействует и под влиянием которого находится.

Предпосылки теории X заключаются в следующем:

1. Средний человек не любит работать и старается избегать работы настолько, насколько это представляется ему возможным.

2. Руководству необходимо применять меры принуждения и контроля, приказы, угрозы наказания для того, чтобы заставить большинство работников выполнять свои обязанности.

3. Рядовой работник, как правило, пассивен и предпочитает, чтобы им управляли; он не склонен идти на риск и принимать ответственность на себя; не амбициозен, и превыше всего он ставит личную безопасность, надежность.

Предпосылки теории Y носят принципиально иной характер:

1. Работа так же естественна для человека, как игра и отдых.

2. Самомотивация (внутренняя мотивация) и соответствующее удовлетворение от работы будут иметь место в тех случаях, когда работник разделяет цели организации и принимает активное участие в их достижении. В этом случае отпадает необходимость рассматривать принуждение как единственную форму воздействия для мотивирования работника.

3. Одним из важнейших факторов мотивации становится участие в общей деятельности, принятие на себя обязательств.

4. При наличии соответствующих условий окружающей среды и выполняемой деятельности человек, как правило, не боится взять ответственность на себя и даже ищет ее.

5. Способности к творчеству и новаторству при решении организационных проблем присущи не узкому кругу людей, а большому числу работников.

6. В условиях современного индустриального общества интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: