Многофакторные (синтетические)теории управления занимают особое место среди теорий управления. Это качественно новый этап в развитии управления с использованием системного подхода к организации и с учетом системного эффекта.
Среди многофакторных учений заметное место занимают ситуационные теории. Концепция ситуационного управле ния состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут заметно отличаться. Поэтому, осуществляя необходимые управленческие действия (планирование, распорядительство или контроль), менеджеры должны учитывать сложившуюся ситуацию.
Одной из наиболее популярных в 1980-е г.является теория 7S, разработанная Томасом Питерсом, Робертом Утерменом,Ричардом Паскалем и Энтони Атосом. Суть теории 7S в том, что эффективная организация формируется на базе сими взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Составляющие 7S:
1) СТРАТЕГИЯ- планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей.
2) СТРУКТУРА- внутренняя композиция организации, отражающая ее разделение на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.
3) СИСТЕМЫ- процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации.
4) ШТАТ- ключевые группы персонала, сложившиеся в организации и характеризуемые по возрасту, полу, образованию и т. д.
5) СТИЛЬ- способ, посредством которого руководители управляют организацией; организационная культура.
6) КВАЛИФИКАЦИЯ- особо важные квалификационные возможности ключевых сотрудников в организации.
7) РАЗДЕЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ- смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до сведения своих членов.
Согласно данной концепции, только организации, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему этих семи составляющих, способны эффективно функционировать и развиваться.
Большую известность получила комплексная теория управления людьми Уильяма Оучи, который в 1981 г. обобщил опыт японского и американского управления и в развитие идей Мак-Грегора выдвинул теорию Z, утверждающую, что человек – основа и ключ к успеху любой организации.
Исходным пунктом концепцииОучи является положение о том, что человек — это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:
• долгосрочный наем кадров;
• групповое принятие решения;
• индивидуальная ответственность;
• медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;
• неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;
• неспециализированная карьера;
• всесторонняя забота о работниках
Организация: понятие, классификация, общиехар-ки