ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ - ГИГИЕНИЧЕСКАЯ Основа ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
Гутерман Л.А.
Ростов-на-Дону
Год
ББК
УДК
Г
Гутерман Л.А. Возрастная анатомия, физиология детей и подростков. Методическое пособие для факультета педагогики и практической психологии.- Ростов-на-Дону.
В методическом пособии представлена информация об основных нормах двигательного режима детей и подростков.
Рецензент: кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-педагогических дисциплин Хренкова В.В.
Движение является средством познания окружающего мира и удовлетворения биологических потребностей организма. В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения. Суммарная величина этих движений за отдельный отрезок времени \час или сутки\ объединяется в понятие двигательная активность. Двигательная активность ребенка является переменной функцией в ходе онтогенеза, которая обусловлена биологическими и социальными факторами. Среднесуточная двигательная активность, выраженная числом шагов и объемом работы, выполненной при ходьбе с возрастом увеличиваются.
|
|
Двигательная активность мальчиков и девочек до 8 – 9 лет практически не различается. К14-15 годам у девушек двигательная активность становится ниже, чем у юношей на 10-15%.
Минимально необходимый и максимально допустимый уровни двигательной активности являются границами гигиенической нормы. При нарушении величины оптимальной двигательной активности оздоровительный эффект движения не проявляется, а начинает развиваться патологическое состояние. Недостаток движений обозначается термином «гипокинезия» или «гиподинамия».Чрезмерная двигательная активность получила название «гиперкинезия»
Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительностью двигательного компонента (в часах) в режиме дня.
Табл.1 Гигиенические нормы суточной двигательной активности детей и подростков.
Возрастно-половая группа Локомоции \тыс.шагов\ Продолжительность
двигательного компонента
\в часах\
3-4 года 9-12 5,5 - 6,0
5-6 лет 11-15 5,0 - 5,5
7-10 лет 15-20 4,0 - 5,0
1-14 лет,девочки 18-20 3,5 - 4,5
1-14 лет, мальчики 18-25 3,5 - 4,5
5-17 лет,девушки 20-25 3,0 - 4,5
|
|
5-17 лет, юноши 25-30 3,0 - 4,5
Наибольшее число движений следует выполнять в период между 9 и 12 часами, а также между 15 и 18 часами в соответствии с суточными биологическими ритмами.
В средней школе урок физической культуры является основной формой физического воспитания. Основной характеристикой урока является моторная плотность, которая характеризуется отношением времени, затраченного на движение к общей продолжительности урока, выраженная в процентах:
Т движения \мин.\
МП=-------------------------------------- 100%
Т урока \мин\
Рекомендуемая моторная плотность для учащихся средней школы 60-80%
Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. Измерение частоты пульса во время физкультурного занятия и в восстановительном периоде можно оценивать правильность его построения, а также соответствие нагрузки функциональным возможностям организма ребенка.
Частоту пульса определяют у ребенка за 10 секундные отрезки времени сначала до занятия, затем после вводной части урока. Во время основных занятий на уроке физкультуры частота пульса также измеряется после проведения каждого вида упражнения, и в заключительной части урока измерения проводятся в течение 3-5 минут восстановительного периода.
На основании полученных данных строят кривую физиологической нагрузки. По горизонтали откладывают в масштабе время части занятия, по вертикали – частоту пульса.
Тренирующий эффект занятий достигается:
- у детей 3-4 лет при частоте пульса 130-140 уд.\мин.;
- у дтей 5-7 лет – 140-150 уд.\мин.;
- у детей 10-15 лет пульс может достигать 160-170 уд.\мин.
Уроки физической культуры в школе проводятся 2 раза в неделю.с перерывом в 1-2 дня. Сдвоенные уроки физкультуры не допускаются. Нежелательно проводить уроки физкультуры в первые и последние часы учебного дня – это снижает их положительное влияние на работоспособность учащихся.
Индивидуальные нагрузки при выполнении отдельных форм занятий можно определить по внешним признакам утомления.
Небольшая степень утомления – допустимая реакция организма на физическую нагрузку. При наличии признаков значительного утомления ограничивается нагрузка и удлиняется отдых. При проявлении сильного утомления предлагаемая нагрузка не соответствует уровню физической подготовки ребенка.