И.А. Гончаров «Обломов»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; А.Н. Островский «Гроза»; Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Мы посчитали целесообразным сопровождать работу учащихся по освоению произведений, входящих в каждый модуль, следующей памяткой.

Не забывайте:

1. Ваша главная деятельность при изучении литературы — чтение и анализ художественного произведения.

2. Теоретический материал учебника подскажет направление анализа, а также позволит сопоставить вашу позицию с трактовкой, предложенной авторами учебника. Вы можете вступить с авторами в диалог, аргументированно выражая своё согласие, несогласие или частичное согласие с их точкой зрения.

3. Обязательно привлекайте дополнительный материал — постижение литературного произведения требует от читателя обширных знаний, которые нужно уметь пополнять из разных источников.

4. Обязательно выполняйте задания, направленные на развитие вашей коммуникативной компетенции. Умение общаться поможет вам не только в учёбе, но и в жизни.

Эта памятка – своеобразный перечень и одновременно алгоритм учебных действий, овладение которыми является основой формирования читательской культуры.

 

Выделим наиболее важные учебные задачи, позволяющие организовать учебную и читательскую деятельность школьников. Прокомментируем эти задания на примере раздела «И.А. Гончаров».

 

Перед каждым разделом модуля помещено задание: Работая над представленными в разделе материалами, подготовьтесь к итоговой письменной работе — развёрнутому ответу на вопрос: «Можно ли считать Обломова ещё одним представителем галереи „мёртвых душ”?» или: «Каков жизненный идеал Гончарова?» (по вашему выбору).

Очень важно, чтобы учитель обратил внимание учащихся на это задание перед началом освоения содержания раздела и помогал собирать материал в ходе работы. Может быть, стОит завести что-то подобное «записной книжке журналиста» или «блокнота писателя», куда учащиеся будут записывать важную информацию, полученную в процессе самостоятельного чтения, в ходе самостоятельного исследования или во время урока. Темы сочинений, представленные в данных заданиях, будут предложены учащимся во время итогового сочинения по окончании изучения модуля.

 

Каждый раздел модуля включает учебную задачу, выполняя которую, учащиеся дают историко-культурный комментарий к тексту (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.):

1. Представьте, что вы являетесь автором статьи об И.А. Гончарове на специальном сайте или в энциклопедии. Прочитанный текст — основа вашей статьи. Её необходимо сопроводить гиперссылками (или отсылками к другим статьям энциклопедии). Гиперссылки (см. подчёркивание в прочитанном тексте) указывают на источник материала, который поможет глубже погрузить написанную вами биографию Гончарова в атмосферу его эпохи.

Найдите необходимый материал, отберите главное, создайте краткий, лаконичный, содержательно насыщенный текст статей:

• События истории России, современником которых был Гончаров;

• Российское купечество середины XIX века;

• Кругосветное путешествие Е.В. Путятина на фрегате «Паллада»;

• В.Г. Белинский;

• А.И. Герцен;

• Н.П. Огарёв;

• К.С. Аксаков;

• Д.В. Григорович;

• В.И. Даль;

• Журнал «Современник».

Задание можно выполнить в паре или в группе.

Кроме того, данный вид задания нацеливает учащихся на создание собственного текстового произведения определенного жанра. Очень важно не исключать учащихся, недостаточно хорошо владеющих необходимыми универсальными учебными действиями, из числа тех, кто выполняет это задание. Они могут заниматься этой деятельностью в паре или группе, выполнять посильные действия, постепенно усложняя их.

 

Важное место в каждом разделе модуля занимают задачи, развивающие интерпретационные умения школьников, в частности умение работать с рецензией или критической статьей, а также читательскую культуру при освоении не художественных, а документальных (биографических, мемуарных, эпистолярных и др.) текстов: Прочитайте приведённые ниже фрагменты критических статей о Гончарове и воспоминаний его современников. Каким вы представили себе писателя? Какие ценности, по вашему мнению, он считал главными в жизни? Дайте развёрнутый ответ, аргументируйте свою точку зрения.

 

 

Задание, помогающее организовать медленное чтение: Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Обломов». На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту ещё раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

Важно побуждать учащихся к «перечитыванию» в случае, если дан неверный ответ. Это формирует культуру чтения, внимание к образным и словесным деталям, помогает сохранять в памяти прочитанный текст (школьники часто жалуются на то, что забывают прочитанный текст даже после того, как его разобрали на уроке и написали сочинение),

 

Обратим особое внимание на задания, являющиеся основой дискуссии или конференции на уроке. Правильно организованная дискуссия (об этом см. наш УМК 5—9 класса) формирует умение раскрывать тезис и доказывать его справедливость с помощью анализа и интерпретации текста; обучает культуре диалога и культуре спора. Важнейшие действия, которые должен осуществить ученик, указаны в формулировке задания.

 

С кем из критиков в оценке образа Ольги Ильинской вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения…

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию или конференцию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы, то есть, подтверждены примерами из текста романа. Необходимо выбрать ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

 

Можно рекомендовать учащимся для самостоятельного чтения:

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

И.С. Тургенев «Накануне»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: