Ф.И. Тютчев. Лирика
А. А. Фет. Лирика
В основе организации учебной деятельности учащихся в ходе освоения данного модуля – формирование умения проводить стиховедческий и сопоставительный анализы.
Принципы работы отражены в алгоритме, представленном в начале модуля. Пусть учитель вместе с детьми обсудит этот алгоритм, разъяснит учащимся суть и последовательность действий.
1. Мотивация: Несмотря на кажущуюся близость лирики поэтов, их художественные миры по своей сути кардинально различаются… Такова позиция авторов учебника. Работая над представленными материалами, выразите своё аргументированное согласие или несогласие с ней.
2. Порядок работы:
1) Прочитайте стихотворения…
Поделитесь своими чувствами и мыслями.
Задание содержит посильную трудность для учащихся. Необходимо создать «поэтическую» атмосферу на уроке; возможно, послушать аудиозапись с чтением стихотворений профессиональными актерами (выбор учителя); помочь школьникам выражать свои чувства и эмоции; обратить внимание на интересные наблюдения, сделанные учащимися, на удачно подобранные слова и выражения; не препятствовать свободному изъявлению мыслей и чувств. Хорошо, если учитель присоединится к детям и тоже поделится своими впечатлениями о стихотворениях Тютчева и Фета, прочитает стихотворения наизусть.
|
|
2) После прочитанного вы можете выбрать для рассказа одно или несколько стихотворений из предложенных.
Далее в задании даны вопросы, отвечая на которые школьники выражают свои чувства, эмоции, размышления на основе прочитанных ими стихотворений. Важно, чтобы учащиеся прочитали (прослушали) все стихотворения, представленные в списке.
3) Следующий этап – работа с материалом учебника. Вопросы указывают ход анализа.
4) Выполнение проекта, подводящего итог наблюдениям. Подготовьтесь к конференции (литературной гостиной, дискуссии) или создайте сборник статей на тему «Тютчев и Фет: такие похожие… такие разные…».
5) Исследовательская работа: Сопоставьте биографии и жизненный путь поэтов (при необходимости обращайтесь за дополнительной информацией к Интернету и специальной литературе).
• Докажите, что это люди одной эпохи.
• Чем различаются их жизненный путь, мировоззрение, черты личности и характера?
Задания 4 и 5 этапа можно дать учащимся на выбор. Хорошо, если их выполнение будет организовано в паре или группе. Следует поощрить учащихся, выполнивших оба задания.
6) Сопоставительный анализ стихотворения. Учим наблюдать над текстом, систематизировать результаты наблюдений, делать выводы (формируем исследовательскую культуру). Педагогически целесообразно с помощью специальных вопросов, представленных в учебнике, организовать работу с образцами анализа.
|
|
Проведите сопоставительный анализ стихотворений… Опирайтесь на образцы анализа, представленные в учебнике, а также используйте собственные наблюдения над текстом. Результаты наблюдений можно оформить в виде таблицы (представлена в задании).
7) Обучаем выступать с сообщением: Подготовьте сообщения на темы…
Опирайтесь на образцы анализа, представленные в учебнике, а также используйте собственные наблюдения над текстом.
8) Готовим итоговую конференцию (дискуссию) на основе самостоятельно проведенных исследований: Проведите самостоятельное исследование на тему «Значение образа вечера в лирике Тютчева и Фета». Опирайтесь на образец анализа стихотворения Фета «Вечер», представленный в учебнике, а также используйте собственные наблюдения над текстом. Стихотворения Тютчева подберите и проанализируйте самостоятельно.
В ходе конференции (дискуссии) обязательно выберите ведущих, которые подведут итог обсуждения.
Выполнять задания можно индивидуально, в паре или в группе.
Подчеркнем, что материалы учебника должны стать образцом анализа лирики; работа с учебником не должна подменять самостоятельную аналитическую и интерпретационную деятельность учащихся.
Можно рекомендовать учащимся для самостоятельного чтения:
А.Н. Майков. Лирика
И.С. Тургенев «Дым»