М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»; Н.С. Лесков «Несмертельный Голован»; Ф.М. Достоевский «Идиот»

 

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» изучается обзорно.

В учебнике предложен один из путей обзорного изучения, однако учитель может организовать обзорное изучение романа иначе.

Обзорное изучение требует от учащихся осмысленных когнитивных действий, связанных с отбором, систематизацией и обобщением.

Поэтому главными учебными задачами, представленными в учебнике, являются:

- подготовка к конференции, на которой будут обобщены результаты изучения произведения;

- реферирование научных и учебно-научных текстов: Напишите реферат на основе статьи учебника, приведённых фрагментов критических и литературоведческих статей, результатов анализа предложенных фрагментов текста «Истории одного города». Систематизируйте материал для реферата в виде таблицы.

В УМК 7—9 классов проводилась систематическая работа по обучению учащихся созданию вторичного текста в жанре реферата;

- самостоятельные мини-исследования.

Следует обратить внимание учащихся на порядок изучения обзорной темы, представленный в начале раздела, прокомментировать его.

Не забывайте:

1. От вас потребуется умение находить, отбирать и систематизировать информацию, выделять главное, обобщать.

2. Обзорное изучение не исключает чтения текста произведения,

наоборот, предполагается не только анализ и интерпретация фрагментов, но и их сопоставление.

3. Наиболее эффективной формой учебного занятия при обзорном изучении произведения является конференция.

4. Обзорное изучение произведения предусматривает обсуждение, проведение дискуссии.

 

При изучении рассказа Н.С. Лескова «Несмертельный Голован», кроме уже охарактеризованных выше заданий, обратим внимание на такое проблемное задание: Вспомните прочитанные вами произведения Лескова. Можно ли утверждать, что их автор — человек с такой родословной: «Дед Лескова был священник, бабушка — купчиха, отец — чиновник, мать — дворянка; таким образом, писатель объединил в себе кровь четырёх сословий, но очень вероятно, что наиболее глубокое влияние оказал на него человек пятого сословия — солдатка-нянька, крепостная, рассказы которой — как он сам говорил — были „то сладкою

сытой кисловатому киселю жизни, то — полезной горчицей жирному свинству её”» (М. Горький)? Аргументируйте свой ответ.

Это задание можно предложить выполнить дома. Учащиеся могут дать ответ письменно или устно. Выполняя это задание, школьники будут совершенствовать умение обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты) – в соответствии с планируемыми результатами освоение курса литературы.

 

При изучении романа Ф.М. Достоевского «Идиот» центральным будет следующее задание: «Проведите самостоятельное мини-исследование. Подготовьте доклад и выступите с ним на научно-практической конференции… Цель конференции — на основе проведённых наблюдений над текстом романа «Идиот» объяснить, что представляет собой, по Достоевскому, «положительно прекрасный человек»…». Хорошо, если учащиеся самостоятельно организуют конференцию (они уже выполняли такие проекты, работая по учебникам 7—9 классов).

 

Можно рекомендовать учащимся для самостоятельного чтения:

И.А. Гончаров «Обрыв»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

Зарубежная литература XIX века

Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес», О. де Бальзак «Шагреневая кожа»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: