Структура выпускной квалификационной работы. Структура выпускной квалификационной работы включает: введение (5-10 страниц); теоретическую (первую) главу (от 35 до 40% от общего объема в зависимости от

Структура выпускной квалификационной работы включает: введение (5-10 страниц); теоретическую (первую) главу (от 35 до 40% от общего объема в зависимости от целевой направленности и глубины проработки теоретических вопросов); выводы по первой главе (1-2 страницы); экспериментальную (вторую) главу (35–45%); выводы по второй главе (1-2 страницы); заключение (2-3 страницы); библиографический список; приложения.

Структура выпускной квалификационной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования. Однако желательно, чтобы главы и их разделы резко не отличались по объему.

Все части выпускной квалификационной работы должны быть взаимосвязаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом исследования, освещены с одинаковой степенью подробности. Каждый раздел работы основывается на предыдущих и служит основой для последующих; оканчивается краткими выводами (в 1-2 абзаца).

Введение

Во введении дается обоснование актуальности исследования с позиции социально-педагогической науки и практики, обозначается научная проблема, определяются объект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, дается оценка состояния разработанности отдельных аспектов избранной темы, указываются методы, использованные при проведении исследования. Дается обоснование практической значимости проведенного исследования. Указываются база исследования (где проходила опытно-экспериментальная работа), выборка обследуемых и продолжительность эксперимента.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных условий и специфических обстоятельств. Поэтому при обосновании актуальности исследования необходимо учитывать заказ общества социально-педагогической науке, потребности современной социально-педагогической практики, степень разработанности избранной проблемы.

При анализе степени научной разработанности проблемы студент должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, главное, оценивать ранее сделанное исследователями, разрабатывавшими те или иные аспекты поставленной проблемы. Обзор работ следует делать только по вопросам, поставленным в выпускной квалификационной работе, а не по всей проблеме в целом.

Определение объекта и предмета исследования осуществляется аналогичным образом, как и при написании курсовой работы.

Цели выпускных квалификационных работ могут быть разнообразными (выявить, исследовать, проанализировать, сопоставить и т.д.). Наиболее типичны для выпускных квалификационных работ по социальной педагогике следующие цели:

1. Определение характеристики социально-педагогических явлений (не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных).

Например. Тема: «Социально-педагогическая реабилитация детей с задержкой психического развития в реабилитационном центре»; цель исследования: изучить и проанализировать содержание, методы и формы социальной реабилитации детей с задержкой психического развития.

2. Выявление, обоснование взаимосвязей социально-педагогических явлений, взаимозависимостей.

Например. Тема: «Взаимодействие социального педагога и классных руководителей в устранении педагогической запущенности младших подростков»; цель исследования: обосновать важность взаимодействия социального педагога и классных руководителей как условие успешности устранения педагогической запущенности младших подростков.

3. Изучение динамики социально-педагогических явлений.

Например. Тема: «Особенности социальной адаптации воспитанников сельского детского дома»; цель исследования: изучить особенности протекания социальной адаптации воспитанников детского дома.

4. Создание методики или адаптация методики (приспособление имеющейся методики для ее использования в решении новых проблем социально-педагогической деятельности).

Например. Тема: «Превентивная работа социального педагога с учащимися учреждения начального профессионального образования, склонными к употреблению психоактивных веществ»; цель исследования: обосновать и разработать методику превентивной антинаркотической деятельности с учащимися учреждения начального профессионального образования, склонными к употреблению психоактивных веществ.

Задачи выпускной квалификационной работы определяются, исходя из ее цели. Обычно они представляют собой перечень промежуточных шагов или отдельных этапов работы. Задач может быть от трех до четырех.

Например. Цель исследования: изучение и реализация способов коррекции девиантного поведения социально-пассивного типа у младших подростков в ходе взаимодействия школьного социального педагога и семьи.

Задачи исследования:

1. В ходе анализа психолого-педагогической литературы выяснить сущность и причины формирования у младших подростков отклоняющегося поведения социально-пассивного типа.

2. Выявить ошибки семейного воспитания и трудности, приводящие к отклоняющемуся поведению младших подростков.

3. Определить эффективные методы и средства социально-педагогической деятельности по коррекции у младших подростков девиантного поведения социально-пассивного типа, необходимые условия ее успешности.

4. Разработать и апробировать программу социально-педагогической работы по обеспечению взаимодействия семьи и школы в коррекции девиантного поведения социально пассивного типа у младших подростков.

Гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата; совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке. Научная гипотеза всегда требуется в тех случаях, когда социально-педагогическое исследование опирается на формирующий эксперимент. Она возникает вследствие обобщения накопленного фактического материала, незаменима в ситуации, когда необходимо объяснить причинно-следственные зависимости социально-педагогического явления, а существующих знаний для этого недостаточно.

Выпускная квалификационная работа предполагает формулирование описательной (содержит описание причин и возможных следствий без объяснения механизма их взаимодействия) или объяснительной (содержит объясняющие факторы, условия, подтверждающие взаимосвязь данного, а не какого-либо другого следствия с причиной) гипотезы.

Пример описательной гипотезы: «Социально-педагогическая помощь подросткам, находящимся в кризисной жизненной ситуации, будет результативной, если она осуществляется непрерывно на профессиональном социально-педагогическом уровне (подготовленными к работе в данной сфере деятельности специалистами), включает комплексную социально-педагогическую диагностику, направленную на выявление потребностей и запросов несовершеннолетних».

Пример объяснительной гипотезы: «Использование средств театральной педагогики может способствовать реабилитации детей с ограниченными возможностями, так как:

- применение средств театральной гимнастики позволяет развить моторику, необходимую для формирования способности адаптироваться к окружающей среде;

- дыхательные упражнения позволяют нормализовать или значительно улучшить речь ребенка, облегчающую общение;

- игра на сцене позволяет избавиться от личных комплексов за счет проживания разных социальных ролей в игре».

Структура гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование.

Например: процесс социализации будет протекать так-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие социально-педагогические закономерности: во-первых..., во-вторых..., в-третьих...

Однако гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых..., во-вторых..., в-третьих... Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины...

Обосновывая практическую значимость исследования, студент показывает, какие специалисты и как могут использовать полученные им результаты в своей профессиональной деятельности; какие методические или технологические разработки были выполнены и проверены на эффективность в ходе исследования.

Например: «Практическая значимость исследования состоит в том, чторазработана модель социально-педагогической помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. На основании данной модели могут быть разработаны программы социально-педагогической помощи подросткам, проходящим реабилитацию в условиях кризисного стационара».

В окончательном виде введение пишется после выполнения всей выпускной работы.

 

 

Теоретическая глава

В первой главе работы излагаются теории по основным аспектам темы, история вопроса, анализируются и обобщаются взгляды авторов, представителей научных школ, доказываются основные теоретические положения. Определяется концепция, на основании которой выбираются научные подходы для рассмотрения избранной проблемы исследования, построения опытно-экспериментальной работы. Анализируется состояние разработанности избранной проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе. При этом основное внимание следует уделить тем аспектам решения проблемы и подходам к ее решению, которые предполагается рассмотреть в данной выпускной квалификационнойработе в соответствии с ее целевой установкой.

При написании данной главы должны использоваться такие элементы научной работы, как обоснование определенного понимания вопроса, аргументирование своих теоретических суждений по дискуссионным проблемам, критика имеющихся точек зрения на их решение, установление причинно-следственных связей, выявление тенденций и закономерностей социально-педагогической деятельности. Проведенный анализ позволяет студенту назвать нерешенные вопросы избранной проблемы; вопросы, представляющие постоянный интерес; вопросы, которые надо дополнительно исследовать. Отмечаются задачи, которые можно решить (исследовать), используя известные или новые методики; отмечаются объекты, для которых требуются дополнительные экспериментальные данные и т.д.

Особое внимание следует уделить разработке терминологического аппарата. Основные понятия, соответствующие избранной автором проблеме исследования, должны быть определены, чтобы использование их было однозначным. Это означает, то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы был осуществлен переход от теоретических знаний к анализу социально-педагогической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению.

В первой главе дается описание и проводится анализ сложившейся (в том числе передовой) практики реализации социально-педагогической деятельности по избранному направлению. С помощью выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся в социально-педагогической деятельности ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целью и задачами работы, необходимая для построения опытно-экспериментальной работы.

Результатом написания теоретической главы должны быть:

- разъяснение избранной проблемы,

- постановка и обоснование рабочей гипотезы исследования, определяющей, в каком направлении необходимо искать разрешение данной проблемы,

- постановка общих задач исследования, касающихся как нахождения общетеоретического пути разрешения проблемы, так и конкретных экспериментальных или иных процедур проверки гипотезы исследования.

В соответствии с логикой рассмотрения избранной проблемы глава делится на разделы (параграфы), имеющие соответствующие содержанию заголовки. Названия главы и разделов во многом определяются поставленными задачами исследования; содержание разделов не должно быть шире названия теоретической главы.

Например. Тема: «Активность студентов в деятельности научного объединения как условие развития социальной компетентности».

ГЛАВА 1. Роль добровольных юношеских объединений в развитии социальной компетентности студенческой молодежи

1.1. Проблема развития социальной компетентности современной молодежи

1.2. Активность молодежи в современном социальном пространстве, условия ее стимулирования

1.3. Участие в добровольном молодежном объединении как условие развития социальной компетентности

В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур. Они должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но, в то же время, они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Следует избегать растягивания названия главы или параграфа более чем на три строки, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: