Зарубежные методы обучения

 

Человек всегда стремился, и стремиться к общению и умение рисовать давало и дает ему эту возможность.

 

Еще в глубокой древности люди начали развивать свои навыки в рисовании. Найдено множество рисунков, которые свидетельствуют о том, что уже первобытные люди в умении рисовать достигли огромных успехов.

 

В рисунках первобытных людей мы можем увидеть сцены из реальной жизни. Они изображали окружающую их действительность, такой, какой они ее видели.

 

Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, а затем процарапывал его камнем, а потом раскрашивал охристыми красками. На это указывают сохранившиеся росписи стен и потолков в пещерах Комбарельс, Лес-Эйзи, Альтамира и в горных районах Сахары. (5.15)

 

Согласно историческим данным очень важно отметить, что рисунки первобытных людей носили в первую очередь магический ритуальный характер и в свою очередь являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. При помощи таких рисунков древние люди общались, передавали друг другу необходимую информацию.

 

Путем непосредственного наблюдения и подражания окружающей действительности первобытный человек приобретал необходимые навыки рисования.

 

Большое значение умение рисовать приобретает в эпоху неолит, в то время, когда искусство стало носить ремесленно-производственный и земледельческий характер. Люди стали изготавливать предметы гончарного производства, а для украшения изделий своего ремесла появилась необходимость в умении рисовать. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Именно в это время, для художника-ремесленника стало иметь огромное значение то, чтобы его ученик перенимал навыки учителя и в дальнейшем смог продолжить его дело.

 

В процессе работы стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не существовало. Организация школ и настоящее обучение возникло только в эпоху цивилизаций.(5.16)

 

В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов. Это стало требовать большого количества мастеров и художников: архитекторов-строителей, живописцев, скульпторов, художников-прикладников. Появилась необходимость в специальных школах, где готовились бы эти кадры. Исследуя методы обучения рисованию, вначале обратимся к одной из наиболее древних и высокоразвитых культур — художественной культуре Древнего Египта Эпоха Древнего Египта привлекает наше внимание, прежде всего потому, что в этот период впервые создаются специальные художественные школы, с ясной системой обучения, с четкой методикой преподавания рисунка. Эти школы учили правилам и законам построения изображения и требовали от учеников неукоснительного их соблюдения.

И именно там умение рисовать становиться предметом школьного обучения. Таким образом, в Древнем Египте появляются единые методы и система обучения. Рисовать учили не спонтанно от случая к случаю, а по уже утвержденным общим канонам и правилам, которые были установлены и требовали строжайшего соблюдения всех норм.

Таким образом, рисование в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира.

Для разработки канонов египетские художники-теоретики использовали такую систему пропорционального членения фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Египтяне «разделяли человеческое тело на 21 1/4 часть. Единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделена на 19 равных частей, 2 1/4 приходится на традиционный головной убор. Измерение фигуры следовало снизу вверх. Для всех частей тела была определена точная величина.

Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места.

Известно, что египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров по частям и затем, когда складывали обе половины вместе, они точно сходились.

Если художник изображал несколько фигур, то разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием социального положения.

Настенные росписи являлись не картиной жизни, а своеобразной книгой, которая рассказывала зрителю о деятельности фараона.

Принципы обучения рисунку строились согласно основным законам фронтальности. Например, фигура человека изображалась следующим образом: голова в профиль, глаз в фас, руки и ноги - в профиль, торс - в фас, однако живот следовало изображать в трехчетвертном повороте.

Вообще для египетских художественных школ характерны две черты: необыкновенная устойчивость приемов изображения и многовековое соблюдение канонов.

Рисовали египтяне углем, кистью, а так же выцарапывали металлическими штифтами на глиняных досках и на папирусе.

При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры.. в законченном рисунке эти клетки уничтожались, ученик заминал их пальцем. Как говорят научные исследователи, овладение профессией в Древнем Египте было родовое. По законам Египта, сын обязан был овладеть профессией своего отца.

Ведущей школой Древнего царства была мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов. Эта школа была как бы художественным центром, вокруг которого группировались другие школы.

Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами. В школе накапливались целые сборники таких таблиц, которые давали наставления как ученикам, так и художникам-педагогам.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: