Шумы как яркое выразительное средство

Шумы не подчинены слову, они взаимодействуют с ним, дополняя и создавая «эффект присутствия».

Шум как составляющая звуковой партитуры имеет три разновидности:

– интершум синхронный (фоновый, записанный непосредственно во время съемки, изъять его из записи невозможно; фиксируя естественные звуки, он дает ощущение реальности происходящего, усиливает правдивость отснятого материала);

– интершум несинхронный (заранее записанный, имеющийся в фонотеке; сопровождает изображение с отсутствующим или некачественно записанным звуком);

– павильонная пауза (каждое помещение имеет свой «белый шум», и когда нужно вставить паузу в какой-либо текст, то монтируется не чистая магнитная пленка, а запись тишины в том же павильоне, где снималась передача).

Функции шумов:

– создание звукового подтекста,

– рождение ассоциаций,

– появление эффекта констатации факта,

– «очеловечение» различных звуков;

– влияние на драматургию отдельных эпизодов и всего экранного произведения.

Шумомузыка — реальные звуки повседневности, объединенные, скомбинированные и пропущенные через трансформирующую звуковую аппаратуру; используется для создания фантастической атмосферы, видений, снов, ассоциаций.

Слово, музыка, живой звук — формы существования самой действительности. Выразительными возможностями они становятся благодаря природе телетворчества и мастерству тележурналиста, умеющего слушать звучащий мир, сочетать звуки друг с другом и с изображением.

 

* * *

Телевидение в силу своей зрелищной природы обладает уникальной возможностью сильного эмоционального воздействия на аудиторию зрителей. Арсенал средств такого воздействия велик и разнообразен. Задача творческой группы, создающей телепередачу, в том числе и тележурналиста, состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от целевого назначения программы.

«Каждая отдельная телевизионная передача должна соответствовать основным принципам вещания, его идейной направленности, эстетической и художественной завершенности… Закономерности построения телевизионной программы познаются в процессе ее активной жизни в эфире, творческих поисков, осмысления опыта телевидения» [12, с. 384].

Методы эфирной презентации телевизионных программ

В телевидении нам важно убедить зрителя, что он видит подлинную жизнь, но видит с помощью современных технологий. Для этой цели существует целый ряд искусных приемов.

И. К. Беляев

Физическая природа телевидения как средства создания и передачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. Это:

– вездесущность (способность проникать в любую точку пространства);

– экранность (передача сообщения в звуко-экранной форме);

– непосредственность (сообщение о факте в виде самого факта);

– симультанность (одновременность наблюдения и показа).

Эти особенности телевидения наиболее ярко проявляются в режиме
прямого эфира.

Техника телевидения обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.

Именно звукозрительный характер телевизионной передачи позволяет установить личностный контакт с аудиторией зрителей, обеспечить эффект присутствия — создать психологическую установку на особое доверие к программе.

Работа в прямом эфире — серьезное испытание для тележурналиста.

Сегодня телевидение переживает третье пришествие прямого эфира, которое характеризуется:

– борьбой телеканалов за возможность быть первыми в сообщении актуальной информации;

– конкуренцией с Интернетом;

– активным техническим использованием космической связи;

– использованием «прямых включений» специальных корреспондентов, работающих в разных точках планеты.

«В отечественной практике резкое увеличение удельного веса прямого эфира, вытесненного, казалось бы, навсегда «надежной и удобной» видеозаписью, позволяет сделать вывод о наличии непреходящих закономерностей в тележурналистике, о важности изучения традиций» [43, с. 4].

Революцию в телевизионном вещании произвела видеозапись, которая позволяет:

– воспроизводить на экране предварительно зафиксированное телеизображение;

– сохранять пространственно-временную непрерывность, свойственную живой передаче, и воспроизводить ее в реальном, но не подлинном времени;

– использовать монтаж видеомагнитной записи как способ полноценного творческого вмешательства в процесс подготовки передачи;

– более эффективно редактировать программы.

Новая концепция телевещания — интерактивность. Первым ее проявлением стала контактная телефонная связь со зрителями в режиме прямого эфира. А затем сначала как техническая система, обеспечивающая возможность прямой телевизионной трансляции через телеспутники, связывающие вещательными каналами отдельные точки земного шара, появились телемосты, методика проведения которых разработана на кафедре телерадиожурналистики Санкт-Петербургского университета (первая передача в этом формате состоялась в Ленинграде в 1986 году).

«Являются ли телемосты самостоятельным жанром тележурналистики? Или это вид вещания, включающий в себя признаки многих жанров? Телемосты — всего лишь форма, интересная, содержательная, впечатляющая масштабностью действия, способ, помогающий приблизить нужные телеперсонажи, которые по каким-то причинам не могут оказаться в студии…» [6, с. 191].

Типологические признаки телемоста:

– географическая удаленность точек телемоста друг от друга;

– участие в передаче больших групп людей, заинтересованных в обсуждаемой теме;

– обязательное использование больших телевизионных комплексов, студий, линий связи;

– наличие в студиях и в кадре большого проекционного экрана, позволяющего показывать собеседников в размерах реального человеческого роста.

Разновидности телемостов:

– партнерский режим (сценарий на равных условиях разрабатывают обе стороны, права на прямой эфир — равные);

– ведущий режим (полная сценарная разработка одной стороны, у нее же — право на прямой эфир);

– ведомый режим (по инициативе и при полной разработке сценария партнерами, право на эфир — в видеозаписи);

– круг вопросов, затрагиваемых в передаче;

– возможные варианты направления разговора;

– планирование режима прямого эфира;

– развернутый сценарий;

– необходимость ведущих с каждой стороны моста.

«Можно смело предполагать дальнейшее развитие и, благодаря современным технологиям, появление камерных телемостов, связывающих не громадные аудитории через громадные расстояния, а группы беседующих, дискутирующих между собой людей, находящихся в различных географических точках и даже в пределах нескольких улиц одного города» [6, с. 192].

Технологии проведения телемостов используются и в таком новом способе телевещания, как телемарафон — содержательная и оперативная форма подачи информации, впечатляющая масштабностью и временной протяженностью действия.

Чаще всего телемарафон посвящается актуальному, общественно значимому событию или теме, представляющей интерес для аудитории. Нередко телемарафоны проводятся с благотворительными целями.

Телемарафон включает в себя:

– использование телемостов как прямых включений с мест, где происходят события, включенные в программу;

– необходимость нескольких ведущих, работающих по методу эстафеты;

– синтез разных жанров (репортаж, интервью, комментарий);

– включение развлекательных элементов, соответствующих теме программы;

– наличие подробно разработанного сценария;

– увеличенный объем видеоматериала, обусловленный временной протяженностью передачи;

– возможность использования элементов интерактивности (телефонные звонки, СМС-сообщения, записки в кадре) для создания атмосферы единого действия с импульсивным ритмом.

 

Контрольные вопросы к разделу

1. Назовите мотивы, цели и функции журналистики как творчества.

2. Из каких элементов складывается профессиональная культура журналиста?

3. Что собой представляет информационная культура журналиста?

4. Раскройте содержание составляющих методологической культуры.

5. Что вы знаете об основаниях классификации методов исследования и творческого осмысления действительности?

6. Охарактеризуйте эмпирические методы исследования.

7. Что представляют собой теоретические методы исследования?

8. Перечислите элементарные выразительные средства журналистики.

9. Перечислите принципы создания документальной образности.

10. Назовите виды и способы телевизионных съемок.

11. В чем заключается главная задача телевизионного монтажа и каковы его законы?

12. Определите основные рабочие функции слова на телеэкране.

13. Назовите важнейшую специфическую особенность телевизионной речи. В чем она проявляется?

14. Охарактеризуйте звук как один из важнейших компонентов телевизионной образности.

15. Что представляют собой телемосты и телемарафоны?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: