Состав съемочной группы

Автор — это слово не делило создателей фильма и передачи на режиссера, сценариста и оператора. Оно не подчеркивало их автономности. Оно утверждало их равноправие, единство творческих устремлений, художнической позиции, взгляда на мир.

С. А. Муратов

Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветителей и многих других представителей творческих, технических и административных профессий.

Смежные творческие профессии делятся на две группы:

административную, куда входят продюсеры и редакторы, помогающие журналисту в организации работы творческой команды и обеспечивающие содержательно-тематическое наполнение будущей передачи;

творческую, состоящую из журналиста, режиссера и его ассистентов, телеоператора и его ассистентов, звукорежиссера и звукооператора, художника, монтажера; задача группы — обеспечить использование в передаче необходимых изобразительно-выразительных возможностей электронной журналистики.

Именно эта группа — коллективный создатель передачи, а журналист — один из руководителей (совместно с режиссером) творческого процесса. Он должен уметь предвидеть эфирный результат этого процесса. Для достижения успеха ему необходимо активно овладевать методикой, знать способы, приемы, функции и роли каждого члена съемочной группы.

Главная задача режиссера как руководителя творческого процесса — создание неповторимого телевизионного произведения. Материал, из которого это произведение рождается, — элементы реальности, зафиксированные на видеопленке. Телевизионный режиссер создает свое пространство и время, свое движение, не деформируя события, а интерпретируя их в зависимости от авторской задачи. Такое освоение жизненного материала требует личного авторского взгляда, наличия собственного «творческого почерка».

Телережиссер использует действительность как свои краски, превращая реальный предмет в образ или символ.

Вместе с журналистом режиссер:

– определяет способы более точной и четкой реализации основной идеи передачи;

– разрабатывает главные тематические направления, пластический и звуковой образ создаваемой передачи;

– драматургически обоснованно соединяет элементы события, раскрывает их глубинные связи;

– организует композицию с помощью режиссерских приемов;

– руководит съемками и монтажом передачи.

Вместе с художником:

– продумывает художественное оформление передачи, ее стилистику;

– обсуждает оформление съемочной площадки, расположение декораций.

Вместе с телеоператором и осветителем:

– выбирает способы съемки;

– определяет места установки телекамер и осветительных приборов;

– продумывает размещение участников передачи на съемочной площадке.

Вместе со звукорежиссером выбирает элементы звукового оформления передачи.

На основе журналистского сценария или сценарного плана разрабатывается режиссерский сценарий — подробная раскадровка готовящейся передачи:

– детально расписываются эпизоды, которые разбиваются на кадры;

– подробно записывается содержание каждого кадра;

– определяется крупность планов, длина кадров в секундах;

– звуковой ряд разбивается на дикторский текст, синхроны, музыку, шумы;

– указывается необходимая операторская техника, способы записи
звука, реквизит.

Специфика телевизионной режиссуры состоит в том, что «телевизионный режиссер должен соображать в десять раз быстрее, чем кинорежиссер, он должен понимать, что работает сразу набело, без черновиков. Это сложно, поэтому телевизионный режиссер, в отличие от кинорежиссера, должен уметь складывать картинку в голове, а не на монтажном столе» [3, с. 5].

Основные функции и задачи непосредственного «исполнителя» передачи оператора:

– готовить к съемке операторскую технику;

– уметь работать с видеотехникой как в автоматическом, так и в ручном режиме;

– грамотно использовать источники света;

– творчески использовать оптику и оптические среды;

– уметь выстроить выразительную композицию;

– снимать монтажно, оперативно реагируя на изменение ситуации;

– работать в тесном контакте с журналистом и режиссером;

– учитывать при съемке следующие правила:

· кадрирование (отбор, исключение или ограничение того пространства, предметов и объектов, которые попадают в кадр);

· сочетание и соотношение основных элементов построения кадра;

· пространственная перспектива, светотональное и колористическое решение кадра.

Основные функции звукорежиссера и звукооператора:

– обеспечивать технически совершенное качество записи звука;

– при создании аудиовизуального произведения разрабатывать звуковую партитуру, соответствующую смонтированному изображению;

– следить за балансом звука при перезаписи;

– грамотно производить микширование звука;

– обеспечивать синхронность звука с видеорядом;

– находить нужную тембровую и тональную окраску используемой при перезаписи фонограммы;

– при необходимости пользоваться выразительными средствами звука;

– работать в тесном контакте с журналистом, режиссером, монтажером.

Требования к художественному оформлению передачи:

– должно соответствовать характеру передачи;

– должно быть ярким и выразительным, но лаконичным, не обремененным мелкими деталями;

– должно при необходимости использовать достижения компьютерной графики и лазерной техники;

– не должно отвлекать внимание зрителей от происходящего на экране;

– художественный вкус должен проявляться в каждом телевизионном кадре.

Основные функции монтажера:

– подготовка к монтажу совместно с журналистом и режиссером;

– ознакомление с монтажным листом и текстом;

– отбор отснятого материала, если в монтаже не участвуют журналист и режиссер;

– передача с помощью монтажных соединений основной мысли произведения;

– соблюдение темпоритма, заложенного при съемке;

– создание единого звукозрительного образа произведения.

 

* * *

Тележурналист всегда, в конечном итоге, отвечает за качество всех компонентов задуманной им передачи. И чтобы умело и грамотно руководить творческой группой, общаться с ее членами на одном языке, журналисту необходимо знать многое из того, что составляет профессиональные секреты каждой из смежных специальностей, понимать, какие возможности заключены в каждом из технологических аспектов, свободно владеть терминологией. А самое главное – опираться на эти знания на начальном этапе создания телепередачи – при разработке сценария.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: