Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров

 

Жанры сталкиваются, как льдины во время ледохода, они торосятся, образуют новые сочетания, созданные из прежде существовавших единств. Это результат нового переосмысления жизни.

В. Шкловский

Непременное условие профессиональной квалификации журналиста — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует.

По определению профессора СПбГУ Б. Я. Мисонжникова, «категория жанра весьма консервативна в онтологическом плане, поскольку формировалась в течение длительного периода, вобрала в себя многие константы не только профессиональной, но и общенациональной культуры. В то же время ни в коем случае нельзя догматизировать данную категорию, она подвержена законам диалектического развития точно так же, как и любая другая система, активно интегрированная в живой творческий процесс. Все это обусловливает необходимость внимательного отношения к феномену жанра и рассмотрения его в свете современных тенденций теории и практики журналистики» [29, с. 3].

Журналистика, в том числе телевизионная, выработала три способа освоения действительности, воплощенные в трех группах жанров. Основа жанрового деления — мера типизации, уровень постижения жизненного материала:

– информация, фиксируя, констатирует;

– исследовательская журналистика осмысливает;

– художественно-публицистическое творчество типизирует.

Учитываются также:

– способ отражения действительности;

– тематическое своеобразие;

– функциональные особенности передач;

– подходы к изображению реальности:

· фиксация фактов, когда композиция диктуется ходом события;

· факты используются, исходя из авторской задачи, композиция диктуется авторским замыслом;

· сохраняя фактическую основу, автор пользуется для ее осмысления средствами художественной выразительности.

Особенности жанров тележурналистики, обусловленные:

природой телевидения:

· изобразительность, возможность наглядного предъявления материала, отсутствие описательности в текстах передач;

· репортажность и эклектичность как природные свойства телевидения;

· персонификация информации;

· программность телевещания;

 

возможностями телевизионной техники:

· новое качество документализма — звучащая и видимая реальность;

· широкая доступность информации;

· наличие разного уровня зрительского внимания;

· различная степень участия аудитории в процессе коммуникативного общения;

· возможность участия телезрителей в процессе создания передачи;

· многопрофильное взаимовоздействие и взаимовлияние в системе телевидение — кино, телевидение — театр, телевидение — изобразительное искусство и осознание при этом своих специфических возможностей.

Определяя тележурналистику как синтез общественно-политической деятельности и творчества с необходимым уровнем профессионального мастерства, теоретики указали на зависимость телевизионной практики от степени осмысления общественных функций, выполняемых домашним экраном:

– осознания социально-политических задач, выдвигаемых временем;

– понимания социальной значимости информации;

– выбора актуальных проблем и конкретной тематики телепередач;

– определения соответствующих задачам жанровых форм и необходимых изобразительно-выразительных средств.

«Разнообразие жанров, все предоставленные ими возможности оперировать фактами позволяют на экране сплавлять в единую картину многие явления действительности, давать аудитории адекватные представления о них.

От умения эти жанры подобрать, а затем сочетать их в телепрограмме зависит эффективность всего телеканала.

Жанры в журналистике:

– развиваются и совершенствуются в зависимости от конкретных задач, решаемых автором;

– являются специфической формой отражения действительности;

– на их развитие влияют методы исследования действительности, запросы и требования аудитории зрителей и возможности каналов;

– разнообразие жанровых форм позволяет полно освещать в эфире все многообразие реальной жизни» [30, с. 177].

Журналистская практика убеждает в несостоятельности какой-либо застывшей жанровой системы. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров — исторически неизбежный процесс. Особенно наглядно он проявляется в структуре жанров телевидения, которые видоизменяются в процессе развития телевещания, в том числе его материально-технической базы, взаимообогащаются, активно и плодотворно развиваются, размывая жанровые границы.

Исследуя эти процессы, теоретики выделяют основные тенденции в системе жанрообразования:

– процесс перестройки на современном этапе идет за счет смещения одних жанров другими;

– возникновению новых жанров предшествует освоение журналистами новых методов познания действительности;

– процесс размывания жанровых границ приводит к образованию гибридных форм и к жанровому обогащению.

Но при всем при этом, изменяясь и трансформируясь, жанры сохраняют свою преемственность и типологические характеристики.

«Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких, ранее уже существовавших жанров. Всякий новый жанр только дополняет имеющиеся. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бытия, по отношению к которой он незаменим.

Но в то же время, каждый существенный и значительный новый жанр, однажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он заставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы» [16, с. 45].

Этот процесс, с одной стороны, характеризуется появлением новых жанровых единиц (ток-шоу, журналистское расследование, теледебаты), с другой стороны — проявлением определенных традиций, связанных с особенностями современного общественного развития и с природой и выразительными возможностями телевидения. В результате четко просматриваются основные «векторные» направления жанрового развития: динамичность вещания (богатейшие выразительные возможности устного слова); репортажность («эффект присутствия», предельная достоверность, документальность); образность.

Процессы трансформирования жанров журналистики (в том числе телевизионных) находят свое отражение в теории. Претерпевает изменения и их классификация.

Классическую систему жанров, основой которой являются три принципа подхода к изображению действительности (информационность, аналитичность, документальная образность), дополняют новые разработки. В одних эта систем расширяется: к привычным жанрам в каждую группу включаются гибридные жанровые формы, разновидности делового стиля, некоторые жанры литературы и фольклора (А. А. Тертычный). В других — более четко определяется место «переходных» жанров, уточняется терминология (Л. Е. Кройчик). В третьих обнаруживаются новые подходы к жанровому структурированию (Г. В. Лазутина, Е. И. Пронин, С. И. Гуревич, М. Н. Ким).

Несмотря на различие подходов к классификации жанров в каждой из этих разработок есть свои достоинства, свои опорные точки, позволяющие более точно «определить место для каждого жанра в ряду других жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с другими жанрами» [20, с. 9].

Предлагаемые структурные модели все разработаны на базе печатной журналистики. И хотя некоторые исследователи считают, что в теории аудиовизуальных СМИ «сохраняются более консервативные представления о системе жанров, чем в теории газетно-журнальной прессы» [16, с. 76], необходимость четкого структурирования телевизионного продукта очевидна.

Изучив новые жанровые классификации и опираясь на собственный практический опыт работы в тележурналистике и опыт педагогической работы, авторы данного пособия разработали систему телевизионных жанров с учетом основных их особенностей, телевизионной специфики и современной практики телевещания.

По утверждению профессора Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, признанного теоретика журналистики
С. Г. Корконосенко, «теория журналистики интересует нас как внутренне целостное образование. Но эта целостность включает в себя способность к развитию, то есть в нее заложены моменты неясности, противоречивости и дискуссионности. Такая модель — не догма и не прокрустово ложе для исследователей, она — предложение согласиться с определенной методологией и стилем сотрудничества во имя приближения ко все более полному и практически ориентированному знанию» [22, с. 200].

Именно таким предложением является представленная типологическая таблица жанров телевизионной журналистики. Ее основой стала структурная модель журналистских жанров, разработанная профессором Воронежского государственного университета Л. Е. Кройчиком. Она представляется наиболее соответствующей специфике жанров тележурналистики по нескольким аспектам.

Во-первых, Л. Е. Кройчик уточняет терминологию. Вместо определения «аналитические» он вводит в научный оборот более точное — «исследовательские» жанры. Ведь, строго говоря, любую журналистскую работу можно назвать исследованием, если под этим термином понимать поиск ответа на вопрос. А различный характер исследования, его глубина стали основой жанровой типологии.

Во-вторых, классификация Л. Е. Кройчика не разрушает привычную для телевидения классическую систему жанров (именно эта система представлена во всех учебниках по тележурналистике), а лишь приводит ее в соответствие с современной практикой отражения действительности. Разбивка всех жанров на пять групп вместо традиционных трех уточнила местонахождения вновь образованных и так называемых «гибридных» жанров:

– оперативно-новостная группа (информационная заметка во всех ее разновидностях) — это всегда сообщение о событии;

– в основе оперативно-исследовательских жанров (интервью, репортаж, отчет) лежит истолкование оперативных событий;

– исследовательско-новостные жанры (корреспонденция, комментарий, рецензия), сохраняя новостное (событийное) ядро передаваемой информации, оценивают факты, анализируют проблемы;

– исследовательские жанры (статья, письмо, обозрение) базируются на логически рациональном анализе фактов, опираются на систему рассуждений журналиста, в них сопоставляются противоположные точки зрения;

– в исследовательско-образных жанрах (очерк, эссе, фельетон, памфлет) отражаются психологизм личности, поступки и переживания действующих лиц, создается галерея образов [23, с. 139 — 167].

В-третьих, в характеристику жанров вводится такое определение, как «оперативность», что для тележурналистики имеет принципиальное значение.

В результате перевода структурно-жанровой модели Л. Е. Кройчика на язык телевидения типологическая система жанров телевизионной журналистики представлена следующими группами:

– оперативно-новостная: устное информационное сообщение и видеосюжет;

– оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет;

– исследовательско-новостная (в данном случае термин «новостная» обозначает не информационную программу, а наличие события как новостной основы жанра): комментарий, журналистское расследование;

– исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа;

– исследовательско-образная: телевизионный очерк, эссе, телефельетон, телепамфлет.

В качестве сопоставительных параметров взяты следующие категории: определение жанра, жанроформирующие элементы (предмет, авторская задача, методы), социальная функция, жанрово-стилистические особенности.

 

* * *

«В журналистике (как и вообще в литературе) жанры суть начало всех начал. Снимая репортаж или очерк, работая над интервью и т. д., журналист всегда существует в конкретном жанре. Жанр — это консервативное, исторически устоявшаяся категория, то, что в литературоведении называется очень емко — «содержательная форма». Однако сегодня телевидение демонстрирует стремительное нарождение новых, пограничных жанровых образований. И в связи с этим возникает вопрос, на который мне крайне затруднительно ответить: что собою представляет современная тележурналистика…

С вторжением телевидения в наш быт у человека появилось две жизни, две реальности. Первая жизнь — реальность, которая дана ему в ощущениях: семья, дом, дети, работа, сослуживцы — словом, весь тот эмпирический мир, в котором он живет. Вторая жизнь — телевизионный экран, который, после работы и сна, отнимает у него больше времени, чем все остальное. Именно экран формирует в сознании человека модель мира, вторгается в его ценностную ориентацию, влияет на его поведение и выбор в широком смысле слова. Ответить на это вопрос: какой мир представлений и через какие «содержательные формы» внедряет телевидение в сознание современного «массового человека» — крайне важно» [46, с. 17]

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: