Телевизионная программа как единица телевещания

 

Программная форма телевизионного вещания создает специфические условия экранной жизни для каждой передачи, которая становится частью целого… Единство идейной направленности и эстетической завершенности программы — один из коренных принципов планирования телевидения.

В. В. Егоров

 

Термин «программа» — синоним слова «передача» — обозначает единицу вещания, законченное произведение тележурналистики, обозначенное отдельной строкой в печатной программе (второе значение термина).

Главные принципы программирования:

– соблюдение профиля канала;

– актуальность и оперативность вещания как приоритетные подходы;

– композиционная стойкость ежедневного расписания передач.

Основные понятия программирования:

– блок или контейнер — набор рубрик по принципу повторения для разной аудитории в зависимости от времени выдачи в эфир;

– рубрика — ряд передач, развивающих определенное тематическое направление. Как правило, для определенной аудитории, с определенной периодичностью и единым временем выхода в эфир;

– цикл — передачи, посвященные одной проблеме;

– серия — передачи с постоянными героями;

– сетка вещания как набор и сочетание рубрик, циклов, серий, разовых передач в недельном отрезке:

· обеспечивает разнообразие тем и жанров;

· учитывает интересы разных категорий зрителей;

· меняется в зависимости от сезона, крупных кампаний, в связи с чрезвычайными событиями.

Критерии общественной полезности программ — высокие «пороги качества», стандарты профессионализма.

Проявлением культуроформирующей и воспитательной функций телевидения, призванного приобщать аудиторию к художественным и нравственным обретениям человечества, показателем культуры телевидения, является эстетика телевизионного программирования — овладение процессом программирования как методом создания специфики вещательного дня и через его посредство — установление необходимого контакта со зрителем.

Эстетика программирования накладывает свой отпечаток на общий характер общения со зрителем; определяет границы использования выразительных средств; выдвигает особые требования к выступающим в кадре, ведущим программ.

Основные эстетические нормативы:

– изображение на экране всех событий, включая криминальные или отражающие частную жизнь людей, только с соблюдением этических норм;

– высокая культура речи;

– интеллигентная манера поведения в кадре телеведущих и других участников передач;

– высокий уровень телевизионных съемок, «выстроенность» каждого кадра, современный дизайн передач;

– недопустимость выхода в эфир передач, не обладающих художественными достоинствами, повышение уровня редакторской работы.

Разработан специальный классификатор программ, предусматривающий их социальную значимость, общественную полезность, необходимый минимум присутствия в эфире.

Информационная (новостная) программа. Регулярное сообщение о текущих событиях, содержащее 8 — 14, иногда до 20 эпизодов («сюжетов», репортажей, устных сообщений). Набор новостей может быть универсальным (от политики до погоды), кроме того, возможны и специализированные новости (выпуски, посвященные исключительно спорту, женским проблемам, автомобилизму, бизнесу, сельскому хозяйству и пр.). В конце дня или недели выходят в эфир информационно-аналитические программы, где присутствуют не только факты, но и мнения, обобщения экспертов и ведущего.

Новостные программы — «лицо» любой телекомпании, опорные точки вещательного дня.

Публицистическая программа — произведение журналистики (очерк, ток-шоу, проблемный репортаж), ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению.

В публицистике выражена гражданская позиция телекомпании. Признаки качественной публицистической программы:

– новизна и оригинальность не только фактов, но и идей, авторского подхода к действительности;

– стремление реально помочь гражданам России в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни;

– утверждение социального согласия, пробуждение добрых чувств, гуманности, перевод конфликтов в план конструктивного обсуждения — поиск истины в сопоставлении точек зрения;

– выдержанность стиля, четкость композиции, логика изложения, литературные достоинства текста;

– образность видеоряда, культура съемок, звукозаписи и монтажа.

Познавательно-развлекательная программа. Возможна в форме легкого ток-шоу, веселого обозрения текущих событий, передаваемого преимущественно по утрам. Это «коктейль» из интервью со знаменитостями, мультфильмов, информации, полезных советов и пр. Необходим баланс развлекательности и познавательности, многое зависит от обаяния и интеллекта ведущих.

Сюда относятся и программы, где достаточно серьезные репортажи и интервью соседствуют с концертными номерами, а также некоторые викторины и телепутешествия. Действует старый верный принцип: поучать, развлекая.

Аудитория полагает, что она всего лишь развлекается, но на деле получает и нечто социально полезное — знания, нравственную ориентацию.

Культурно-просветительская программа. Отнюдь не лекция, но драматургически выстроенный рассказ и показ духовных ценностей, созданных человечеством. Жанры те же, что в публицистике, вплоть до документального фильма. Но, кроме того, трансляции спектаклей, а также передачи о проблемах семьи, медицины (здоровья), культуры, домоводства.

Детская программ а. Система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. Форма — непременно увлекательная. По жанрам и форматам детские программы многообразны: здесь и телеконкурсы, и инсценировки сказок, и фильмы, а также трансляции детских праздников и встреч детей с интересными людьми.

Спортивная программа. Это не только информация и комментарии о результатах соревнований, но и полные трансляции матчей или подробные репортажи об автогонках, теннисных турнирах и т. п. Такого рода программы имеют ограниченную аудиторию, хотя и довольно активную в требованиях подробного показа «своего» вида спорта: волейбола, бокса, плавания и пр.

Художественные (игровые) кинофильмы от одной до 4 — 12 серий могут идти как самостоятельный элемент телевизионного дня либо сопровождаться культурно-просветительской беседой, рассказом об обстоятельствах создания фильма, об историческом контексте в соотнесении с сегодняшним днем.

Многосерийные телефильмы (сериалы, «мыльные оперы») справедливо отделяются социологами от художественных фильмов. Функция — дешевое (в прямом и переносном смысле) развлечение. В одних и тех же декорациях разыгрываются стандартные ситуации.

Развлекательные программы — эстрада, цирк, легкая музыка, игры.

Рекламные программы (наборы клипов, «сюжетов») отделяются от других передач специальной заставкой. Определяется допустимый максимум их присутствия в эфире (обычно не более 12 — 15 процентов времени). Не принято прерывать рекламой новости и детские программы.

Социально значимыми являются:

– информационные и информационно-аналитические программы;

– публицистические программы;

– познавательно-развлекательные программы;

– культурно-просветительные программы;

– детские программы.

Все эти программы требуют для своего воплощения серьезных затрат и высокой квалификации исполнителей. Наличие таких программ — основание для решения вопроса о лицензировании телекомпании [43, с. 284 — 286].

 

Контрольные вопросы к разделу

 

1. Под влиянием каких факторов происходит становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров?

2. Назовите и охарактеризуйте основные направления жанрового развития тележурналистики.

3. Какие особенности жанров тележурналистики обусловлены природой телевещания?

4. Какие особенности жанров тележурналистики обусловлены возможностями телевизионной техники?

5. Что является основой жанрового деления телепередач?

6. Как выглядит сегодня типологическая система телевизионных жанров?

7. Почему главное природное свойство телевидения называется репортажностью?

8. Из каких элементов состоит репортажный показ?

9. Как проявляется репортажное восприятие телепередачи зрителями?

10.Как с помощью телевидения осуществляется целенаправленное психологическое воздействие на телеаудиторию?

11.Почему единицей вещания, законченным произведением телевидения является программа, а не жанровые рамки?

12. Что собой представляет классификатор программ и для чего он нужен?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: