Телевизионное обозрение

Аналитика абсолютно необходима. Она задает тон информации, она определяет взгляд на вещи, отражает разные платформы, существующие в обществе.

А. К. Пушков

Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере человеческой деятельности. Жанроформирующие элементы: Предмет — общие вопросы политики, экономики, социальные явления, вопросы образа жизни, межчеловеческих отношений и многое другое. Авторская задача — отыскание причинно-следственных связей между одновременно происходящими событиями или событиями в какой-то одной сфере деятельности, выявление их значения и тенденций развития. Метод обозрения — панорама — заключается в том, чтобы, идя от явления к сущности, обозреватель привел аудиторию к определенной идее; изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны (оперативные съемки, оригинальные кадры, иконографический и архивный материалы, метод интервью, индуктивное и дедуктивное рассуждения).

Телевизионное обозрение — авторская передача о событиях, объединенных единством времени (за месяц, за неделю), пространства (в стране, в области, в мире) или единством темы во времени и пространстве.

«Потребность быть в курсе общезначимых проблем, стремление общества познать себя, осмыслить и оценить пути своего развития — социального, политического, нравственного — в современной российской действительности не только не теряют своей злободневности, но обретают особую остроту и значимость… Необходимость своевременного и всестороннего осмысления связанных с этим вопросов требуют не только, а возможно, и не столько оперативного информационного отражения событий и фактов современной действительности, сколько скрупулезного и вдумчивого их анализа» [6, с. 142].

Обозрение — именно такой жанр, с помощью которого осуществляется исследование.

Определяющие признаки жанра:

– строгая фактологичность (факты отбираются и группируются в соответствии с авторской задачей);

– изложение не единичных фактов, а их совокупности, существующих между ними связей;

– широта исследуемого материала;

– единство наглядного освещения событий и глубокого проникновения мысли обозревателя в суть происходящего;

– универсальность жанра:

· по предмету и назначению обозрения могут быть общими и тематическими;

· по структуре — комплексными; проблема организует материал — разные факты позволяют обозревателю пользоваться любыми формами отражения действительности, которые свойственны разным жанрам, поэтому обозрения включают в свои жанровые рамки видеосюжеты, репортажи, интервью, комментарии («жанр в жанре»);

· факт в обозрении выступает представителем закономерности, поэтому обозреватель ищет характерные факты.

Элементы содержания обозрения:

– сами наглядные факты;

– видеоряд включает не только оперативные съемки, но и архивные материалы, документальные кадры, фото- и киноматериалы;

– авторская концепция, возникающая в ходе отбора и группировки видеоматериалов;

– непосредственный авторский комментарий к видеоматериалам (характеристики, анализ, выводы);

– принцип панорамы как типообразующий признак жанра.

Элементы формы телеобозрений:

– классификация по жанрам (информационные, аналитические, художественно-публицистические);

– классификация по содержанию: общие и тематические (общие рассматривают разные события определенного отрезка времени, тематические ограничены сферой конкретной проблематики: политические, экономические, литературные, театральные, музыкальные, спортивные, кинообозрения);

– классификация по объему передачи (от статистической сводки до портретной галереи).

Задача обозревателя:

– возбуждать интерес телезрителей к событиям и процессам в общественной жизни;

– обнаруживать в явлениях их сущность, взаимосвязи, показывать противоречия;

– осмысливать и прогнозировать ход общественного развития;

– отстаивать передовые точки зрения и способствовать выработке «собственной стратегии» телезрителей;

– способствовать практическому решению проблем общества.

Для успешного решения этих задач тележурналист, мыслящий, беседующий, способный не только обнародовать, но и проанализировать и откомментировать события, умеющий общаться с многомиллионной аудиторией, должен обладать:

– социальной зоркостью;

– богатым жизненным опытом;

– способностью просто говорить о сложном;

– умением быть выше личных политических пристрастий;

– «чувством камеры» — умением общаться с невидимой аудиторией;

– глубокими знаниями о процессах, происходящих в той сфере, о которой идет речь в передаче.

«Журналист-аналитик должен обладать умением видеть факты в их взаимосвязи, находить причины, оценивать значение, перспективы развития тех или иных событий, предвидеть возможные последствия. Он мыслитель, исследователь, способный в мозаике фактов усмотреть тенденцию, в цепочке событий обнаружить общественное явление» [6, с. 143].

Обстоятельства, осложняющие работу обозревателя:

– излишняя политизированность телевизионного эфира;

– деформированная шкала моральных ценностей;

– политическая реклама;

– наличие коммерческой цензуры;

– широкое распространение методов манипулирования общественным сознанием;

– снижение уровня ответственности создателей телепередач за соблюдение этических норм тележурналистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: