М. Е. Салтыков-Щедрин

Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — события и явления действительности, обладающие «двупиковостью»: общественной вредностью и комической сущностью. Авторская задача — использование комического для критики общественно вредных явлений (сатира) и безобидное беззлобное осмеяние людских недостатков и слабостей (юмор). Методы отображения — сочетание документальности, художественности и сатиричности.

«Фельетон — это ведущий сатирический жанр публицистики. Он концентрирует, синтезирует наиболее типичные черты, определяющие своеобразие всей группы сатирических жанров. Подобно очерку, фельетон предполагает значительную свободу творческого воображения при создании композиционного строя произведения, а также при выборе изобразительно-выразительных средств» [43, с. 207].

Жанрово-стилистические особенности телевизионного фельетона:

- высокая типизация отдельного факта, с одной стороны, и безупречная конкретность, требующая особой осторожности, — с другой (на экране живые люди);

- повышенный уровень эмоционального воздействия на аудиторию телезрителей;

- особый монтажно-изобразительный строй телепередачи (выбор ракурсов, преобладание ассоциативного монтажа) и специфичность ее вербальной части (гротеск, образные характеристики, неожиданные столкновения и сопоставления);

- важнейшее средство сатирической типизации — авторская фантазия, возможность использования игровых элементов, придуманных ситуаций, взаимодействия реальных героев с придуманными.

Типология фельетона:

- беллетризованный фельетон представляет собой целостное повествование о каком-либо негативном событии или о «герое» события; тема раскрывается на последовательном показе происходящего или на столкновении фактов; беллетризованный фельетон может быть адресным (называется конкретное место действия и имена его участников) и безадресным (автор раскрывает нелепость или комизм какой-либо ситуации);

- публицистический фельетон чаще всего представлен на телеэкране сатирическим монологом — комментарием автора и представляет собой специфический отклик на конкретное событие или ситуацию.

Роль и место автора

Главное в фельетонном повествовании — не количество описываемых фактов и даже не их внешняя броскость и яркость. Главное — характер рассмотрения факта, умение публициста-сатирика показать типическую картину и типические признаки явления.

Автор как одна из основных фигур фельетонного повествования:

- определяет авторскую позицию, выражает свою точку зрения, свой взгляд на сложившуюся ситуацию;

- рассматривает публицистические возможности авторского «Я», которое может быть представлено в роли:

· участника событий (оставаясь в рамках строгого следования фактам, автор появляется перед зрителями в роли рассказчика, без нажима и дидактики выявляющего публицистическую сущность поднимаемой проблемы);

· наблюдателя (событие происходит на его глазах, достоверность факта не подвергается сомнению);

· активного комментатора (отдаленность по времени от комментируемого факта позволяет автору широко использовать все средства сатирической типизации).

Самая главная задача фельетониста — взглянуть на события с позиции того смешного (подлежащего осмеянию), что есть в этом событии. Трудность — в умении обнаружить это смешное, выявить его сатирическую сущность и подать в художественной форме, через систему сатирических образов, возникающих не только как результат художнических усилий автора, но и как прямое следствие целенаправленного художественно-публицистического исследования.

Средства сатирической типизации:

- деталь, помогающая воссоздать наглядную картину событий; гротескная, гиперболизированная, включенная в общую систему средств сатирического заострения, дает представление об отношении автора к отражаемым фактам, вызывает соответствующие эмоции у зрителей;

- речь персонажей, раскрывающая сатирический характер ситуации; герои «проговариваются», и противоречие между собственной незначительностью и претензией на внушительность в словах персонажа раскрывается не менее ярко, чем в поступках; точно найденная реплика-деталь превращается в реплику-характеристику;

- использование художественных образов из произведений литературы, театра, кинематографа применительно к оценке того или иного современника, включение фрагментов этих произведений в ткань телефельетона, чтобы при сопоставлении найти ассоциативное родство и получить комический эффект, вызвать у зрителя определенную эмоциональную оценку;

- беллетризация отрицательного факта, преобразование его в соответствии со специфическими законами фельетоностроения, главный из которых — ассоциативность;

- приемы юмора и сатиры, имеющие в своей основе нарочитое, целенаправленное разрушение семантико-стилистических, словообразовательных, фразеологических и грамматических норм языка;

- речевая образность как результат совокупности многочисленных речевых конструкций и средств сатирического заострения (каламбур, стилевой контраст, сравнение, метафора, фразеологические конструкции, гротеск, гипербола и литота, пародирование и др.)

 

 

Памфлет

Памфлет обличает саму природу социального зла, против которого он направлен.

В. Л. Цвик

Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения. Жанроформирующие элементы: Предмет — крупное социальное явление, государственные или общественные деятели. Целевая авторская установка — критика, рассчитанная «на уничтожение», носит характер разоблачения, осмеяния, осуждения. Методы создания памфлета те же, что и фельетона, но отличаются особой энергичностью, страстностью тона, широко используются сарказм, гротеск.

 

«Памфлет — злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное, гражданственное, преимущественно социально-политическое обличение. Сходство этого жанра с фельетоном очевидно и несомненно, но столь же очевидно и различие этих жанров. Публицистичность здесь органично сочетается с художественными достоинствами сатиры. Критика в памфлете носит разоблачительный, уничтожающий характер» [43, с. 208].

Масштабность определяется тем, что конкретный факт, являющийся оперативным поводом появления памфлета, анализируется в совокупности с рядом других фактов, характеризующих события и деятельность «героев».

Памфлет позволяет создать сатирический образ общественного зла. Этот образ тогда достигает цели, когда будит чувство активной ненависти, презрения к враждебному явлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: