Суть телевизионного редактирования

 

Хороший редактор должен представлять собой некий парадокс: с одной стороны благожелательно относиться к тому, что пытается сделать журналист, с другой — придирчиво оценивать результаты его труда.

Роберт Фелпс

Телевизионная практика выработала общую методику редактирования — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательности.

Главная особенность телевизионного редактирования — работа не только с текстом передач, но и с видеорядом, умение добиваться необходимого сочетания слова и изображения. Чтобы делать это грамотно, редактору необходимо иметь представление об основах телережиссуры, операторского мастерства, а также хорошо представлять себе технические возможности телевидения.

Важнейшая задача в работе телередактора состоит в том, что он «на выпуске любой программы обязан решать, казалось бы, неразрешимый телевизионный парадокс: необходимость производить на скоростном конвейере штучные вещи» [18, с. 13].

Работа редактора на телевидении определяется как творчески-организаторская.

Отвечая за содержание программы, редактор выступает как творческая личность:

- профессионально разбирается в вопросах телевизионной драматургии;

- владеет искусством телевизионного публичного выступления;

- умело использует изобразительно-выразительные средства экрана;

- знает технологию и методику подготовки телевизионных программ.

Как организатор всех этапов производства передачи редактор:

- отбирает объекты показа;

- устанавливает связь с организациями и учреждениями, которые будут показаны в передаче;

- определяет состав участников;

- подбирает изобразительный материал;

- не подменяя участников творческого коллектива, организует, направляет и сводит воедино их работу;

- полностью отвечает за результат.

Ответственность эта не юридическая, а моральная. Поэтому профессия редактора особая — он имеет право «вето» в случае несогласия с подачей эфирного материала. Именно редактор является залогом общественной безопасности телевизионного продукта.

Еще одна важная особенность редактирования на телевидении — нередкое совмещение в одном лице автора и редактора передачи. В этом случае автор редактирует сам себя, в работу включается внутренний редактор.

Профессия телередактора постоянно модифицируется. С каждым новым форматом меняется ее специфика, по-новому разграничиваются обязанности. Но меняются только программы. Профессия остается. И требует от человека определенных способностей и возможностей. В книге И. Н. Кемарской «Телевизионный редактор» приводится их перечень:

- литературная одаренность;

- широта знаний;

- отличный вкус;

- способность общаться с людьми;

- драматургическое мышление;

- энергичность;

- нацеленность на результат;

- умение сказать «нет»;

- гибкость и открытость для нового;

- умение планировать и стратегические способности;

- способность к импровизации;

- умение преодолевать трудности [18, с. 44 — 47].

Профессия редактора — это одна из тех редких профессий, в которой одновременно сочетаются критик и знаток языка, стилист и педагог, организатор и художник.

Редактирование телепередачи — процесс творческий, в каждом конкретном случае связанный с поиском оригинальных, интересных решений. Вместе с тем существуют и общие правила, которыми редактор руководствуется всегда. Так, при решении словесно-изобразительных задач надо помнить, что:

- изображение должно соответствовать слову, а слово изображению (если нет прямой задачи их противопоставить);

- словесный ряд не должен повторять изображение (не следует описывать видимые зрителю ситуации);

- слово должно давать достаточную для зрителя информацию: должны быть названы имена героев, их статус, обозначены непонятные объекты и предметы.

При редактировании разговорных жанров редактор, в зависимости от того, каким материалом обладает автор, какова цель передачи, какими индивидуальными особенностями обладает выступающий, определяет форму выступления.

Степень и качество подготовки к интервью определяется по сценарному плану, представленному интервьюером. В плане должны быть отражены:

- уровень изученности проблемы, вынесенной на обсуждение;

- знание темы и основных моментов биографии собеседника, имеющего отношение к теме.

В передачах дискуссионного характера редактор обращает основное внимание на отраженные в сценарном плане основные направления спора и ограничительные вехи в тематике поднимаемых проблем.

При подготовке телевизионной беседы редактор напоминает о необходимости оригинально выстраивать речь, о доступности изложения, об ориентации на целевую зрительскую аудиторию.

Работа редактора с комментатором или обозревателем направлена на проверку фактов, на анализ способов аргументации.

В журналистском произведении должны быть четко сформулированы и названы основные проблемы, идеи, мысли, суждения, оценки, выводы. В художественных жанрах телевидения авторский взгляд, его позицию могут иллюстрировать монтажные стыки, особым образом выстроенный видеоряд.

Работая со сценариями или сценарными планами зрелищных передач, редактор следит за тем, чтобы:

- были обозначены ситуации, которые сообщают напряженность действию и непредрешенность финалу;

- определена целевая установка передачи;

- разработаны характеры героев;

- указаны особенности местности (при репортажных съемках);

- четко определены места съемок.

Особого редакторского внимания требует сюжетно-композиционное решение будущей телепередачи. Учитывая, что драматическое напряжение достигается компоновкой фактов, движением авторской мысли и последовательно развивающимся сюжетом, редактор вместе с автором передачи добивается оригинального самобытного развития действия.

«Редактор должен ощущать себя мотором программы — уметь организовать журналистский поиск, обладать чутьем на нужную информацию, ощущать азарт при выстраивании программы. Он должен заражать своей энергией всю остальную команду. Необходима нацеленность на конечный результат как душевное состояние. Редактор изначально внутренним взором видит всю программу в целом. Готовая программа — это цель, к которой он движется, постоянно сверяясь с нею, отсеивая все лишнее и выуживая из воздуха необходимое» [18, с. 32].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: