Невербальные компоненты общения в профессиональной деятельности менеджера имеют большое значение. Благодаря невербальному общению менеджер с легкостью может распознать истинные намерения, мотивы и чувства коллег по работе, клиентов, руководителей и других людей, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы. Но, стоит так же отметить, что мало иметь теоретические познания о смысле и значении компонентов невербального общения, важно умело применять их при решении управленческих задач с целью получения дополнительной информации, и достижения поставленных целей.
Использование на практике компонентов невербального общения помогает менеджеру решать самые сложные задачи, а так же находить выход из затруднительных ситуаций, требующих оперативного решения с целью повышения эффективности и динамичности работы коллектива, укрепления корпоративного духа внутри организации.
Важно понимать, поиск выхода из сложных ситуаций, несомненно ставит задачу по корректировке действий, направленных на изменение процесса работы и общения в сторону благоприятного разрешения ситуации либо устранения конфликта. На этом этапе важно применить совокупность компонентов невербального общения, а так же анализировать и прогнозировать последующие возможные сценария развития событий и вовремя реагировать на них.
Перед тем как начинать процесс корректировки действий посредством невербального общения, руководитель обязан тщательнейшим образом изучить основы невербального общения, приобрести соответствующий опыт, отточить свои навыки распознавания и интерпретации компонентов невербального общения. Зачастую, приобретение данного опыта и оттачивание навыков невербального общения занимает продолжительное время, а порой длится годами. При этом необходимо знать, что если руководитель небрежно отнесется к данной проблеме, то его управление и принятые им решения, стремление повлиять на персонал и скорректировать их поведение и отношение к работе приобретет скорее деструктивный, чем конструктивный характер, а сама ситуация может зайти в тупик или приобрести необратимый характер.
Прежде всего, грамотный руководитель просто обязан посвятить часть своего времени на создание имиджа успешного, культурного, компетентного и уважаемого человека. И действительно, если пренебречь этими правилами, подчиненные заранее с недоверием и скептицизмом отнесутся к менеджеру, что только осложнит задачу управления персоналом. Например, на психологическом уровне внешний вид характеризует конкретные индивидуальные, личностные и психологические особенности и сыграет роль в формировании первого впечатления о человеке, зачастую сохраняя их надолго в сознании.
А благодаря безмолвному языку жестов, специалист-менеджер без труда сделает вывод: стоит ли поручать ту или иную работу сотруднику и выполнит ли он задание с должной степенью ответственности и прилежности или нет. К примеру, если подчиненный при постановке задачи выражает знаки неуверенности (отводит взгляд, пользуется закрытыми позами), а в аудиальной составляющей невербального общения часто допускает ошибки, запинается и исправляет слова, то с большой долей вероятности можно сказать, что данный работник не справится с поставленной задачей и было бы разумнее поручить ее другому работнику, у которого будут наблюдаться противоположные компоненты невербального общения, а именно, уверенная речь, взгляд «глаза в глаза», слегка наклоненный вперед корпус и открытые позы при общении.
Повседневная деятельность менеджера полна разнообразных ситуаций, а порой и стрессов. Данную проблему, так же, можно решить по средствам корректировки действий руководителя и влияния на персонал по средствам невербальной коммуникации. Необходимо отметить, что в процессе повседневной деятельности менеджера важно не только контролировать и корректировать свою деятельность, но так же и деятельность подчиненных и коллег.
Невербальная коммуникация задействована при любом общении (взаимодействии) между людьми, а так же помогает менеджеру в решении многих управленческих задач. Одной из таких проблем является улучшение психологического климата на предприятии.
Для того что бы деятельность сотрудников предприятия была более продуктивной и результативной, менеджер обязан найти подход к каждому из своих подчиненных. А результат будет обусловлен умелым использованием невербального общения для влияния на каждого отдельно взятого работника и на психологический климат организации в целом. Для этого менеджеру необходимо больше пользоваться открытыми позами при невербальном общении, стараться максимально контролировать свои жесты и мимику, а так же поддерживать визуальный контакт с собеседником на протяжении всего процесса общения.
Целенаправленно корректируя процесс невербального общения, опытный руководитель может максимально сдерживать проявление негативных эмоций по средствам мимики и жестов, воздерживаясь от употребления закрытых поз, а так же максимально контролируя аудиальную составляющую общения и не переходя на повышенные тона разговора.
В процессе невербального общения каждый человек невольно для себя раскрывает особенности своих индивидуальных способов общения. Так одним сотрудникам может не нравится обильная жестикуляция, другим – тон или манера общения. Таким образом, сигналы невербального общения усваиваются подсознательно, поэтому данный фактор может принести разлад в отношения между руководителем и сотрудниками предприятия. Менеджер обязан контролировать все компоненты невербального общения на протяжении всего разговора, а при необходимости корректировать их таким образом, чтобы складывалась благоприятная психологическая атмосфера общения, при этом, не выходя за рамки профессиональной этики. Опытный руководитель учитывает данный фактор, для того чтобы максимально продуктивно использовать невербальное общение с отдельно конкретно взятым сотрудником, а так же между сотрудниками предприятия или отдела в целом.
Скорректировать действия, направить в нужное русло события, ситуации и работу коллектива, придать персоналу уверенность и при этом проявить навыки лидера – такая повседневная задача стоит перед руководителем–менеджером. В обстановке стресса и возникновения осложненных ситуаций он может всем своим видом внушать уверенность своим подчиненным, а так же направлять посредством невербального общение таким образом, что бы оказать влияние на коллектив. Специалист – менеджер должен подавать невербальные сигналы уверенности, такие как прямой взгляд, уверенная четкая речь, ровное положение осанки, а так же возможно использование шпиль-жеста (сложенные кисти рук в виде крыши дома, когда кончики пальцев обеих рук смыкаются). Этот жест говорит о четкой позиции человека. При этом важно помнить, что кончики пальцев должны быть направлены строго вверх. В таком случае, влияние негативных факторов (таких как стресс, эмоциональность, нервозность и т.д.) значительно сократиться и не будет оказывать сильного давления на коллектив. Наибольший эффект становится возможным только при одновременном использовании нескольких невербальных компонентов общения в совокупности.
Корректировка действий руководителя так же важна при возникновении конфликтных ситуаций на предприятии. Особенно ярко это выражается в деятельности менеджеров, которым в процессе работы приходится решать огромное количество оперативных управленческих задач. При большом потоке информации и часто меняющейся обстановке, конфликты и стрессы практически невозможно предотвратить. Но благодаря правильному использованию компонентов невербального общения, а так же продуманной стратегии и корректировке невербального поведения, в процессе взаимодействия руководителя с подчиненными, становится возможным снизить их негативное влияние на коллектив и отдельно взятых работников. В зависимости от обстоятельств руководитель в одной ситуации может проявить жесткость, а в другой снисхождение к подчиненным. Не важно, будет ли это жесткое волевое решение или же стремление разрешить конфликт мирным путем главным помощником руководителя будет именно невербальное общение, которое, в ходе беседы, даст гораздо больше информации о сложившейся ситуации и конфликте в целом, чем мы бы могли выразить словами.
С помощью невербального общения руководитель может проявлять свою власть. Так, например, открытая вверх ладонь в условиях субординации может восприниматься подчиненными как просьба; ладонь, повернутая вниз — как приказ; «указывающий перст» — как жест запрещающий что-либо. Важно отметить, что главную роль при решении конфликта путем отдачи приказа будет играть именно визуальный контакт с собеседником. В данном случае будет уместен акцентированный уверенный взгляд, так как концентрирование внимания именно на взгляде не позволит собеседнику отвлекаться на посторонние предметы и точно даст понять подчиненному поставленную задачу или вашу принципиальную позицию по высказанному вопросу.
Стоит отметить, что не всегда конфликты на предприятии могут решаться отдачей волевых приказов. В некоторых случаях, менеджеру полезно скорректировать свое невербальное общение так образом, чтобы расположить к себе людей, показать дружественный настрой и, в итоге, заручиться их расположением и поддержкой. Ярким примером будут служить ситуации, при которых накал эмоций уже достиг своего пика и необходимо как можно скорее снизить эмоциональность общения и перевести разговор в более дружественную и спокойную манеру общения. Для того чтобы успешно расположить к себе людей менеджеру необходимо прибегнуть к таким компонентам невербального общения как мимика и жесты, но так же важно следить и за аудиальной составляющей общения, а так же использовать только открытые позы. Опытный и компетентный специалист в области невербального общения не допустит конфликтов и будет бороться с ними еще на стадии зарождения и возникновения противоречий, но если конфликт все-таки произошел, его необходимо как можно скорее свести в стадию угасания или, как минимум, тлеющего конфликта. Скорректировав свое невербальное общение, менеджер, таким образом, будет воздействовать на стороны конфликта, чтобы они как можно быстрее пришли к консенсусу и согласию.
Особое внимание при корректировке своих действий руководитель уделяет особенностям невербального общения с иностранными партнерами. Доподлинно известно, что невербальное общение в разных странах имеет свои индивидуальные, национальные и религиозные особенности. Учитывая этот фактор, специалист – менеджер обязан уметь правильно интерпретировать компоненты невербального общения, анализировать и корректировать свои действия в соответствии со сложившейся ситуацией. Немаловажно изучить тонкости невербального общения других стран мира. В этом случае менеджеру по долгу службы придется изучить манеры поведения людей разных стран мира.
К примеру, в Англии так случилось, что жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх можно показать сразу и оскорбительный и одобрительный жест. Если ладонь повернута к собеседнику, это – оскорбление, а если повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова "victory" - победа). А вот деловым партнерам из Турции или Греции ни в коем случае нельзя показывать пальцами цифру два – это считается оскорбительным. Не зная такие нюансы, по привычке можно нанести оскорбление другой стороне и тем самым сорвать важные переговоры.
Умелый и опытный менеджер ни в коем случае не должен пренебрегать тонкостями невербального общения, проводя переговоры с иностранными партерами, а так же в зависимости от ситуации должен контролировать и корректировать свою деятельность. Сам менеджер обязан тщательно следить за невербальными сигналами которые отдает сам, а если нет уверенности что данный жест вызовет нужный эффект то лучше его не использовать.
В ходе профессиональной деятельности менеджера часто возникают ситуации, при которых менеджер обязан проявить свою власть. Ярким примером тому может служить ситуация, когда на производстве или в конкретно взятом отделе сотрудники делают вид, что работают не покладая рук, но их ложь легко вскрывается, если пользоваться невербальными компонентами общения. Опытный менеджер обязательно заметит проявление невербальных компонентов не соответствующих рабочему процессу (такие как зевота, бегающий взгляд, отвлечение на посторонние дела) и скорректирует свою деятельность и невербальную составляющую общения, таким образом, чтобы максимально повлиять на нерадивых работников и заставить их заняться непосредственно работой. Это может быть достигнуто двумя путями. Первый путь – это проявление власти менеджера и общение в более строгой форме с подчиненными, предъявление требований и проведение соответствующих мероприятий. Минусами данного метода может являться нагнетание неблагоприятной психологической обстановки в коллективе, но если правильно построить невербальное общение то можно значительно уменьшить данный негативный фактор, а то и вовсе свести его действие на нет. Второй способ – способ повлиять на подконтрольный персонал путем корректирования своего невербального общения для дальнейшего воздействия на подчиненных. К плюсам данного метода можно отнести тот факт, что, как правило, язык жестов усваивается подсознательно и возможность повлиять на коллегу или подчиненного на подсознательном уровне является более предпочтительным, чем открытый призыв к конфронтации.
Корректировать свою деятельность специалист – менеджер обязан, руководствуюсь тремя главными компонентами мимикой, жестами и позами.
Мимика наглядно показывает эмоции испытываемые собеседником в данный момент. Благодаря мимическому каналу невербального общения отрицательное отношение передается и считывается гораздо легче, чем положительное, особенно ярко это проявляется в конфликтных ситуациях. Для менеджера это означает, что необходимо контролировать собственные неосознанные проявления отрицательного отношения к опрашиваемому, а так же вовремя считывать и пользоваться невербальными сигналами собеседника и в зависимости от этого корректировать свою деятельность.
Жесты, так же как и мимика показывают эмоции, а так же, поясняют и дополняют информацию, полученную вербальным путем. Жесты человека в большей степени связаны с эмоциональными реакциями, чем с мышлением. Жесты являются выражением поступков и связанных с ними эмоциональных состояний – индивидуальной психической составной частью действия. Необходимо учитывать, что процесс высказывания имеет два взаимосвязанных канала выражения: через речь и через движения тела. При этом жестикуляция имеет тенденцию предшествовать соответствующим речевым отрезкам.
Диагностическая ценность жестов заключается в их спонтанности и непосредственности: человек обычно плохо осознает, как он жестикулирует. Поскольку эмоциональные реакции выступают вводной частью действия, понимание языка жестов позволяет считывать не только невыполненные действия, но и маскируемые эмоции. В соответствии со значением и трактовкой жестов менеджер должен контролировать и вовремя корректировать как свое, так и поведение партнера по беседе.
Позы, в свою очередь, являются показателем расположенности человека к общению, а так же показывают степень открытости или закрытости собеседника. Поза человека, в силу того, что она меньше (чем мимика или голос) поддается сознательному контролю, является довольно информативным признаком отношений.
Эта группа сигналов связана прежде всего с различием в статусе между общающимися. Обычно ощущение более высокого статуса сопровождается большей раскованностью.
Наклон вперед к партнеру выражает более доброжелательную реакцию, при этом по отношению к приятному собеседнику люди располагаются более прямо, чем к неприятному. В ситуации сотрудничества расстояние короче, а поворот корпуса менее прямой. Таким образом, для демонстрации положительного отношения необходимо быть сдержанным (не раскованным), сделать легкий наклон вперед к опрашиваемому, а корпус несколько повернуть, обозначив диагональ.
Соответственно, наклон корпуса назад, раскованность и расположение напротив опрашиваемого будут свидетельствовать об отрицательном отношении к нему и демонстрации более высокого статуса опрашивающего.
Невербальное общение играет важную роль в профессиональной деятельности менеджера, и правильное ее использование позволит легко и тактично общаться с людьми, понимать особенности их поведения, в нужном русле вести разговор, корректировать свое поведение в соответствии с поставленными целями и задачами, а так же добиваться высоких показателей работы. В деловом общении это является основной и первоочередной задачей при ведении переговоров, заключении договоров, а так же обсуждении тактики фирмы. Верное и уместное использование невербального общения позволит добиваться взаимопонимания в бизнесе, сглаживать напряженные ситуации.
Выводы по главе:
1) Невербальные компоненты общения в профессиональной деятельности менеджера имеют большое значение. Благодаря невербальному общению менеджер с легкостью может распознать истинные намерения, мотивы и чувства коллег по работе, клиентов, руководителей и других людей, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы.
2) Использование на практике компонентов невербального общения помогает менеджеру решать самые сложные задачи, а так же находить выход из затруднительных ситуаций, требующих оперативного решения с целью повышения эффективности и динамичности работы коллектива, укрепления корпоративного духа внутри организации.
3) Корректировка действий руководителя по средствам невербального общения важна при возникновении конфликтных ситуаций на предприятии. Особенно ярко это выражается в деятельности менеджеров, которым в процессе работы приходится решать огромное количество оперативных управленческих задач.
4) Управление персоналом организации невозможно без тонкого понимания психологии подчиненных, их мотивов, стимулов и целей, незаменимым помощником в этом виде деятельности является невербальное общение.
5) Невербальная коммуникация является ключевым элементом, благодаря которому менеджер может правильно составить стратегию управления, а так же четко и своевременно корректировать свои действия в зависимости от постоянно меняющихся условий управления.
6) Одной из основных задач специалиста–менеджера является формирование общественного мнения. Формирование общественного мнения может быть успешным только при создании доброжелательной атмосферы, по средствам невербального общения.
7) Успех любого делового контакта зависит от умения устанавливать доверительные отношения с собеседником. Такой контакт зависит не столько от того, что говорит менеджер, сколько от его умения правильно использовать компоненты невербального общения
8) Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника и вследствие чего с максимальной эффективностью скорректировать его дальнейшую деятельность
9) Управляя своим собственным невербальным поведением, менеджер получает в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.
10) Управленческая деятельность менеджера напрямую зависит от навыков и умений менеджера в невербальном общении. Опытный и умелый руководитель пользуется языком невербального общения для достижения поставленных целей и воздействия на подконтрольный персонал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что невербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять невербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации.1
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно.
Одним из условий успешности осуществления управленческих функций менеджером, как известно, является знание и понимание подчиненных ему людей и умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который мобилизовал бы их работу и способности в полной мере и, вместе с тем создал бы хороший эмоциональный настрой. Понимание тонкостей языка жестов улучшит и упростит отношения менеджера с окружающими людьми, клиентами, коллегами, подчиненными и начальством. Главным помощником менеджера в этой непростой задаче можно по праву считать язык невербального общения.
Руководитель должен уметь целенаправленно общаться с подчинёнными, равными по иерархии коллегами и со своим непосредственным начальником, задействовав при этом невербальное общение.
Умение контролировать в процессе общения свои чувства и эмоции, которые так или иначе оказывают влияние на собеседника через невербальные компоненты общения, позволит избежать провоцирования конфликтных ситуаций, а в случае их возникновения - правильно из них выходить. Все это в конечном итоге будет способствовать профессиональному росту.
Поэтому наличие у руководителя соответствующей психологической установки, умение держать себя в руках и контролировать свои чувства - важные условия оптимального осуществления им своих должностных обязанностей.
В данной выпускной квалификационной работе цель была достигнута и решены следующие задачи:
1) Изучены теоретические основы невербального общения.
2) Определена роль невербальной коммуникации в процессе делового общения.
3) Разработаны практические рекомендации по учету и использованию невербальной коммуникации в управленческой деятельности менеджера.
Подводя итоги работы были сделаны следующие выводы:
1) Невербальное общение очень разнообразно и многогранно и имеет огромное практическое значение в деятельности менеджера
2) В повседневной деятельности менеджер постоянно сталкивается с теми или иными компонентами невербальной коммуникации на всех уровнях управления.
3) Грамотное использование знаний в области невербального общения поможет вовремя распознать и правильно оценить ситуацию, мотивы и намерения подчиненных, а так же даст возможность повлиять на вашего собеседника и произвести нужное впечатление
4) В ходе профессионального общения менеджер обязан замечать, распознавать, интерпретировать и реагировать на все сигналы невербального общения.
5) Использование на практике компонентов невербального общения помогает менеджеру решать самые сложные задачи, а так же находить выход из затруднительных ситуаций, требующих оперативного решения с целью повышения эффективности и динамичности работы коллектива, укрепления корпоративного духа внутри организации.
6) Управление персоналом организации невозможно без тонкого понимания психологии подчиненных, их мотивов, стимулов и целей, незаменимым помощником в этом виде деятельности является невербальное общение.
7) Невербальная коммуникация является ключевым элементом, благодаря которому менеджер может правильно составить стратегию управления, а так же четко и своевременно корректировать свои действия в зависимости от постоянно меняющихся условий управления.
8) Управленческая деятельность менеджера напрямую зависит от навыков и умений менеджера в невербальном общении. Опытный и умелый руководитель пользуется языком невербального общения для достижения поставленных целей и воздействия на подконтрольный персонал.