Тема 3. Дизонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие и критерии умственной отсталости в специальной психологии и смежных дисциплинах.

2. Характеристика олигофрении: Эпидемиология, причины, степени выраженности олигофрении.

3. Классификации умственной отсталости (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева).

4. Особенности развития восприятия, познавательной и личностной сфер при олигофрении.

5. Проблема социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями интеллекта.

6. В чем состоит влияние особенностей ВНД на психическое развитие умственно отсталого ребенка.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определение олигофрении.

2. Назовите степени выраженности интеллектуальной недостаточности.

3. Определите направления работы психолога, с лицами, страдающими интеллектуальной недостаточностью.

Доклады:

1. Специфика работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК): цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения.

2. Значимость ранней диагностики психического состояния ребенка. Основные принципы диагностики нарушений в развитии. Основные направления диагностики. Психологическая диагностика интеллектуальной недостаточности.

3. Синдром Дауна: медицинские и психолого-педагогические аспекты.4. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности мышления.5. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности памяти.6. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности восприятия.7. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности внимания.8. Психические особенности детей с умственной отсталостью: особенности речи.

9. Особенности эмоционально-волевой сферы.

10. Особенности личности и деятельности (учебной и игровой) детей с умственной отсталостью.

11. Влияние трудовой деятельности на коррекцию нарушений познавательной, эмоционально-волевой сферы и личности учащихся вспомогательной школы.

Литература:

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. - Т. 5.

2.Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.

3.Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.

4.Лубовский В.И. Специальная психология. Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

5.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.

6.Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.

7.Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости//Дефектология. 1995. № С. 82 – 90.

8.Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.

9.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.

10. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001

11. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 – 37.

12. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.

13. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии//Дефектология. 1997. № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: