Вопросы к семинарскому занятию:
1. Понятие ЗПР.
2. Классификация ЗПР.
3. Характеристика видов ЗПР (конституционного генеза, соматического, церебрально-органического генеза, психогенной ЗПР).
4. Психологические особенности детей с ЗПР в учебной деятельности.
5. Обучение детей с ЗПР.
Вопросы для самоподготовки:
1. Что Вы понимаете под задержкой психического развития?
2. Назовите виды ЗПР.
3. В чем Вы видите отличия ЗПР от олигофрении?
Темы для дискуссий:
Оптимальна ли система обучения детей с ЗПР в классах КРО? Есть ли ей альтернатива?
Доклады: 1. Основные направления коррекционно-развивающей работы в классах компенсирующего обучения. 2. Структура обучающего эксперимента и ее значение для решения вопросов дифференциальной диагностики. Отличия ЗПР от олигофрении.
3. Особенности психического развития детей с ЗПР.
4. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы.Практические задания.
1. Составить прогноз интеллектуального развития детей с ЗПР, относящихся к разным типам.
|
|
2. Подготовьте сообщение для педагогов начальных классов о причинах неуспеваемости школьников и организации индивидуального подхода в процессе обучения.
3. Диагностика ЗПР и дифференциация от сходных с ней состояний.
Тема 5. Дизонтогения по типу поврежденного развития: деменции
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Влияние психического заболевания на психическое развитие.
2. Симптомы выпадения.
3. Социальное окружение и тяжесть деформации личности в болезни.
4. Изменение личности по органическому типу.
5. Изменение личности по эпилептоидному типу.
6. Изменение личности при шизофрении.
Доклады:
1. Реферативное освещение сведений о поврежденном развитии (органической деменции).
2. Клинические проявления деменций вследствие травмы черепа и энцефалитов. Динамика проявлений деменций.
3. Деменции при эпилепсии. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости, поведения, адаптации ребенка с деменцией.
4. Деменции при шизофрении. Особенности психической деятельности и личности, обучаемости и поведения детей.
5. Специфика органической деменции на разных возрастных этапах развития.
Практическое задание. Опишите основные принципы отграничения деменции от олигофрении.
Тема 6. Дизонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями слуха.
· Ощущения и восприятие
· Особенности внимания
· Развитие памяти
|
|
· Особенности воображения
· Развитие мышления
· Развитие речи
2. Развитие личности при нарушениях сенсорных анализаторов.
3. Психодиагностическое обследование детей с нарушениями.
Вопросы для самоподготовки:
1. Перечислите степени выраженности нарушений зрения.
2. Каковы ведущие причины поражения слухового анализатора?
Доклады:
1. Сравнительный анализ развития сурдопсихологии в России и США – общее и особенное.
2. Особенности трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями слуха: академические успехи, профессиональное обучение, возможности и перспективы трудоустройства.