Первые профессиональные академические хоровые коллективы Беларуси

Хоровое исполнительское искусство в Беларуси двадцатых годов ХХ столетия представлено, в основном, деятельностью учебных и любительских хоровых коллективов. Такие хоры существовали в народных консерваториях, музыкальных школах, техникумах. Учебный хоровой коллектив был не только творческой лабораторией, где учащиеся обучались профессиональному мастерству, но нередко и самостоятельной концертной единицей. Так, например, в 1923 – 1924 годах хор учащихся и симфонический оркестр Гомельской музыкальной школы провели цикл исторических концертов, в программу которых входили произведения западноевропейских и русских композиторов-классиков Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Ф.Листа, М.Глинки, П.Чайковского, С.Рахманинова. Учебный хоровой коллектив Витебского музыкального техникума под управлением преподавателя А.Матвеева вел в городе большую концертную работу, включая в программы выступлений произведения русской и зарубежной классики. Хор Минского музыкального техникума участвовал в работе оперной студии и постановках оперных спектаклей.

В конце двадцатых – тридцатые годы ХХ столетия актуальной проблемой развития хорового исполнительского искусства Беларуси стало создание профессионального коллектива – академической хоровой капеллы. В этот период было предпринято несколько попыток организации такого рода певческого коллектива. Так, например, в 1926 году из числа выпускников Минского музыкального техникума и певцов-любителей при Институте белорусской культуры был организован хор. Руководителем коллектива, в состав которого входило более шестидесяти профессиональных певцов и любителей, стал известный хоровой дирижер А.Егоров. В 1928 году коллектив был преобразован в Государственную хоровую капеллу БССР. Репертуар ее состоял преимущественно из популярных белорусских народных песен и оригинальных произведений белорусских композиторов. В 1930 году хоровая капелла была расформирована: часть ее вошла в оперную студию, а часть в состав белорусского хора при Радиокомитете.

При музыкальной редакции Белорусского радиовещания в 1930 – 1931 годах существовало три хоровых коллектива: белорусский хор (худ.рук. А.Егоров), польский хор (худ.рук. В.Ефимов) и еврейский хор (худ.рук. С.Полонский). Позднее они были объединены в один хор Белорусского радиовещания. Основная цель его деятельности заключалась в озвучивании новых произведений белорусских композиторов и выступлениях по радио. В состав певцов хора входили как профессиональные артисты, так и певцы-любители. График работы коллектива был напряженным – каждые три дня он выходил в эфир с новыми концертными программами. Это были преимущественно хоровые песни на современные актуальные темы: о труде, о Родине, о строительстве новой жизни, достижениях передовой науки. В тридцатые годы хор радио исполнял такие произведения белорусских композиторов, как «Ой, шумi ты, радуйся» В.Ефимова, «Вечарынка ў калгасе» и «Нашамудэпутату» С.Полонского, «Герою паровоза» и «Творчынаступ» Г.Пукста, кантату Н.Аладова «Над ракой Арэсай» на стихи Я.Купалы и другие. В 1940 году художественным руководителем хора радио стал профессиональный хоровой дирижер, ученик П.Чеснокова Николай Федорович Маслов. Он расширил репертуар коллектива и в концертных программах «появились крупные хоровые произведения русских, советских и зарубежных авторов – хоры Н.Давиденко «На десятой версте» и «Бурлаки», «Сюита на белорусские темы» А.Копосова, «Реквием» В.Моцарта. В одном из концертов были исполнены революционные песни в обработках белорусских композиторов – Е.Тикоцкого, А.Туренкова, С.Полонского».

В 1936 году силами певцов-любителей была организована Государственная хоровая капелла БССР, которую возглавил выпускник хорового отделения (класс В.Золотарева) Киевского музыкального драматического института С.Полонский. Это был опытный хормейстер, начавший свою творческую деятельность в Беларуси в 1928 году. Помимо республиканской хоровой капеллы в разное время С.Полонский руководил еврейским хором и ансамблем песни и танца Белорусского военного округа. В репертуар хоровой капеллы, которую он возглавил в 1936 году, неизменно входили белорусские народные песни, хоровые произведения белорусских композиторов – В.Золотарева, А.Туренкова, Н.Аладова, И.Любана, В.Теравского, Н.Чуркина и др., а также песни народов СССР, сочинения советских композиторов. В 1937 году, с открытием Белорусской государственной филармонии, хоровая капелла вошла в ее состав.

Наиболее ярким академическим певческим коллективом Беларуси в тридцатые годы была Государственная хоровая капелла под управлением И.Бари. Она была сформирована из числа выпускников дирижерско-хорового отделения Белорусской государственной консерватории и в 1937 году вошла в состав филармонии. Это был первый коллектив, в репертуаре которого значительное место занимала хоровая классика. Известно, например, что в программы концертных выступлений капеллы в 1939 году входили такие произведения как «Венецианская ночь» М.Глинки, хор стрельцов и стрелецких жен из оперы «Хованщина» М.Мусоргского, «Болеро» К.Сен-Санса, «Грезы» Р.Шумана и другие.

В целом, несмотря на то, что учебные и профессиональные хоровые коллективы в двадцатые – тридцатые годы вели достаточно активную концертную деятельность, репертуар их оставался преимущественно песенным. Освоение западноевропейской и русской хоровой музыки требовало серьезной профессиональной подготовки певцов и представляло еще достаточную сложность. По идеологическим и другим причинам регламентировалось исполнение духовных хоровых сочинений, ярких произведений белорусских композиторов в жанре хоровой музыки было еще чрезвычайно мало.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: