«Он же (Иисус Христос) однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... Однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих...» (Евр. 9:26-28).
Вот главнейшая и величайшая новозаветная жертва за род человеческий, заменившая все ветхозаветные жертвы. Эта едннократно принесенная жертва верующим христианам преподается в виде беспрерывной жертвы — в таинстве святого Причащения Тела и Крови Христовой. Понятие об этой жертве — таинстве Тела и Крови — подтверждается словами апостола: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр.13:10).
Если у христиан есть жертвенник наружный, то, очевидно, должна быть и жертва; она столь высокого достоинства, что «служащие скинии», т. е. не уверовавшие во Христа, не имеют права питаться от нее. Эту жертву апостол в другом месте называет «Трапезою Господнею» (1 Кор. 10:21; 1 Кор. 11:23-26; Мф. 26:26-28; Ин. 6:51-55).
В сознании величайшего милосердия Божия к роду человеческому за искупительную жертву Богочеловека каждый христианин, хотя отчасти, должен подражать Искупителю своими посильными жертвами для Бога и ближних:
а) «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).
б) «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-39).
Отсюда и жертвы бывают: 1) для Бога: подобные жертве вдовицы, принесшей последние две лепты (Лк. 21:2-4); или дар от Марии, сестры Лазаревой (Ин. 12:3); или служение Господу от имения своего (Лк. 8:2-3); 2) для ближнего: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13); или: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен... в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).
Господь Иисус Христос благоволил принять принесенные Ему от волхвов дары (Мф. 2:11).
Сам платил определенную дань на храм Иерусалимский, когда повелел ап. Петру отдать статир (Мф. 17:27). И похвалил усердие вдовицы, принесшей последние две лепты(Лк.21:2-4).
Чудодейственно насыщавший тысячи людей. Господь не отвергал усердия преданных Ему лиц, каковы: Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8:2-3).
Об обрядах
«От избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45).
Молитвы наши к Богу, по причине тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках. Если всякое движение души человека проявляется в известном внешнем действии, то тем более должно проявляться во вне искреннее религиозное чувство, выражаемое тем или другим внешним действием или знаком (символом) во время молитвы (см. Сир. 13:31-32;Быт.4:7).
Если обряды иудейские (фарисеев) относились только к плоти: омовение рук, кружек, чаш и т. п. (Мк.7:3-8); то христианские обряды относятся, главным образом, к душе человека и приспособлены к душевному влечению в религиозной жизни его. Церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны человека, ибо то и другое сотворено Богом (Лк. 11:40).
Конечно, все внешнее в деле веры спасительно только тогда, когда оно служит выражением внутреннего; поэтому каждое наружное религиозное действие должно быть проникнуто духом веры и любви к Богу. Крестное знамение, поклоны, стояние на молитве, посещение храма Божия, целование креста, икон — все это имеет значение, цену спасительного дела, когда бывает выражением тех добрых святых чувствований, верований, желаний, которые находятся в душе нашей.
Сам Христос Спаситель, хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю (Лк. 3:21; 6:12; 22:41—46; Мф. 26:39; Ин. 17:1; Евр. 5:7).
То же свидетельствует Слово Божие и об апостолах (Деян. 1:14; 2:46—47; 3:1; 20:36; Еф.3:14).
Обряды и вся внешняя сторона православного богослужения, на которую нападают сектанты, имеют свое основание в Свящ. Писании. Таково обращение лицом к востоку при богослужении:
2 Пар. 5:12. «И левиты певцы. — все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, — одетые в виссон, с кимвалами и с псалтырями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами.»
2 Пар. 5:14. «И не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.»
Дан. 6:10. «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.»
Свое основание в Свящ. Писании имеют также:
а) Богослужебное употребление светильников (Мех. 27:20; Лев. 24:4; Деян. 20:8).
б) Употребление фимиама (Мал. 1:11; Мф. 2:11; Лк. 1:9; Откр. 8:3-4). См. главу о светильниках.
в) Нарочитые сосуды и утварь (Исх. 25:29-40; 2Езд.8:57).
г) Особые священные одежды (Исх. 28:1-3; 2 Тим.4:13).
д) Покрывание священнослужителями головы при богослужении (Исх. 29:4-9; Лев. 16:4; Зах. 6:11; Откр. 4:4). См. главу о священстве.
е) Употребление хоругвей (Чис. 2:2). См. главу о хоругвях и крестных ходах.
ж) Освящение воды:
Чис. 5:17. «И возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду.»
Чис. 8:7. «А чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты.»
Чис. 19:20. «Если же кто будет не чист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа; очистительною водою он не окроплен, он нечист.»
Ин. 5:4. «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.»
з) Освящение мира:
Мех. 37:29. «И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти.»
и) Крестные ходы (Нав. 6:3; Евр. 13:13).
й) Священническое благословение (Мк. 10:16; Лк. 24:50; Лев. 9:22-23; Сир. 50:22-23); именословное благословение (Сир. 45:7-9).
к) Хождение ня богомолье (Деян. 24:11).
л) Чествование мощей св. угодников (Пс. 33:21; 4 Цар. 13:21; Сир. 48:14). См. главу о мощах св. угодников Божиих.
м) Чествование священных предметов (Мф. 14:36;Мк.5:27-30;Деян.19:12).
и) Замена субботы воскресным днем (Мф. 12:8;Деян.20:7;Откр.1:10).
о) Праздничные дни (Деян. 18:21; 1 Кор. 5:8; 16:18).
Существующие в церковной практике и подвергающиеся со стороны сектантов нападкам обычаи также имеют для себя достаточное основание в Свящ. Писании. Таковы:
а) Постановление в храме хлеба и других приношении (Лев. 2:4; Мф. 5:23; Лк. 11:42).
б) Устроение трапез поминальных (Тов. 4:17; Мер.16:6—7).
в) Употребление особо чистой одежды и лучшей пищи в дни праздничные (Исх. 19:10-11;Мк.2:19).
г) Ношение длинных волос священнослужителями (Лев. 21:5; Чис. 6:5; Деян.22:8).
д) Употребление священнослужителями длинной одежды (4Цар.2:8,13).
е) Вознаграждение церковнослужителей за их церковный труд (1 Кор. 9:7,11-14; 2 Кор. 11:8;Гал.6:6).
ж) Употребление названии «духовенство» (1 Кор. 13:37) и «Православие» (2 Тим. 2:15). Ср. славянское «Право слово».
Следует напомнить о различии между обрядом и догматом. Догмат веры учителя церковные уподобляют жизни, а правила церковные сравнивают с пищею и рассуждают так: без пищи человек может несколько дней жить, а без жизни пища бесполезна и не нужна. Как видно из 11 и 19 правил Лаодикийского собора, обряды могут и отменяться и прибавляться, тогда как догматы вечно неизменны: «И ежели кто, не ведая, что есть догмат правыя веры, что правило и что обряд, по одному обряду захочет распознать истинную Церковь, — о таковом можно сказать, что он слеп есть умным оком и не разумеет, что есть жизнь и что поддержание жизни и что украшение».