Как в Ветхом Завете Бог даровал храм Свой народу Своему, как величайший дар благоволения Своего за благочестие народа, и наоборот, за нечестие народа, как величайшим наказанием. Бог угрожал отнятием храма (3 Цар. 9:6-7; Плач 1:4), так и в Новом Завете храмы будут существовать, «доколе не придет прежде отступление... так что в храме Божием сядет он (антихрист), как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4), а до тех пор Храм Божий есть место особого присутствия Божия (1 Пар. 22:10; 28:11—19; 3 Цар. 9:3; Деян. 15:16; Мк. 11:17). Храмы устрояются для славы Божией (Пс. 62:3; 28:2, 9;2Пар.2:5).
«Дома молитвы», «молитвенные дома», или «храмы Божии», суть места, которые нарочито приспособлены для богослужения и молитвы:
Мф. 21:12. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей.»
Мф. 21:13. «и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Ср.: Ис. 56:7.»
Мк. 11:17. «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Ср.: Ис. 56:7.»
|
|
Лк. 19:46. «Говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. Ср.: Ис. 56:7; Иер. 7:11.»
Лк. 19:47. «И учил каждый: день в храме.»
Деян. 16:13. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев. разговаривали с собравшимися там женщинами.»
Деян. 16:16. «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка.»
Так как в эти храмы собирается Церковь (общество христиан), то и самые храмы потому называются «церквами» (сопоставим: «дом» — «церковь»):
1 Кор. 11:22. «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю.»
1 Кор. 14:35. «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.»
В храме Господь являет Свою особенную милость к молящимся:
Деян. 22:17. «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление.»
3 Цар. 8:11. «И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.»
Отсюда явствует, что Сам Господь обитает в храме:
Мф. 23:21. «И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем.»
Сам Господь обещал вечное пребывание во св. храме («во век», «во все дни», для вечного пребывания):
2 Пар. 6:2. «А я построил дом в жилище Тебе (Святый,) место для вечного Твоего пребывания.»
Апостолы собирались в храме для благоговейной молитвы:
Лк. 24:52. «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.»
|
|
Лк. 24:53. «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.»
Деян. 21:26. «Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.»
Деян. 24:18. «При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом.»
Евр. 10:25. «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ср.: 1 Кор. 11:22; Деян. 22:17.»
Высокий пример исполнения такой заповеди «не оставлять собрания» явили нам Христос и Его св. апостолы:
Лк. 2:46. «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их.»
Ин. 10:23. «И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.»
Деян. 5:42. «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.»
Совместное пребывание в храме во имя Христово послужило для верующих побуждением именоваться «христианами»:
Деян. 11:26. «И целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами.»
Образец православного христианского храма взят из Свящ. Писания:
1 Пар. 28:11. «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега,»
1 Пар. 28:12. «и чертеж всего, что было у него на душе, дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищницу дома Божия и сокровищниц вешей посвященных.»
Откр. 11:1. «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.»
Откр. 11:19. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.»
Откр. 15:5. «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе.»
Откр. 15:6. «И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и в светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.»
Наказание за непочтение храма:
Иер. 51:11. «Острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его.»
Агг. 1:8. «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храмы; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь.»
Агг. 1:9. «Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому.»
Агг. 1:10. «Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений.»
2 Пар. 29:6. «Отцы наши поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа Бога нашего, и оставили Его, и отвратили они лица свои от жилища Господня, и оборотились спиною,»
2 Пар. 29:7. «и заперли двери притвора, и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжений во святилище Бога Израилева.»
2 Пар. 29:8. «И был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим, и Он отдал их на позор, на опустошение и на посмеяние, как вы видите глазами вашими.»
2 Пар. 29:9. «И вот, пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену (в земле не своей) доныне.»
Храм ветхозаветный, по пророчеству, должен перейти к язычникам, которые уверуют в Мессию, и храм будет существовать у христиан вечно:
Агг. 2:9. «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.»
Иез. 43:7. «И сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святаго имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их.»
|
|
Ис. 2:2. «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.»
Мих. 4:2. «И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его — ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне из Иерусалима.»
Ис. 56:6. «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего.»
Ис. 56:8. «Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.»
Деян. 15:16. «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,»
Деян. 15:17. «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие (Ам. 9:11-12).»
Христианский храм есть совершеннейшая скиния, заменившая ветхозаветную (Евр. 9:10), т. е. скиния благодатная и совершеннейшего устройства.