Разница между киловатт и киловатт-час

В чем и в каких единицах измеряется электроэнергия

Единицы измерения электроэнергии официально закреплены в МСЕ (Международная система единиц).

Еще в школе на уроках физики учителя объясняют, в чем измеряется электроэнергия. Но люди, которые ввиду своей специализации не сталкиваются с такими тонкостями в повседневности, быстро забывают об этой информации. Им вполне достаточно увидеть показатели на квитанциях ЖКХ, где указывается объем электроэнергии, за которую необходимо заплатить в срок.

В чем измеряется энергия по счетчику

Все показания потребляемого тока фиксируются по счетчику, потому что расход электроэнергии регистрируется очень точно. Педанты и любители все держать под контролем предпочитают вести дополнительный учет. Достаточно просто рассчитывать потребление энергии, живя в квартире или частном доме. На производстве тоже есть специальные счетчики, контролирующие количество энергии, но там все немного сложнее, так как и объемы масштабнее.

Счетчики в квартирах и частных домах измеряют активную энергию. В промышленности учитывается реактивная, а не активная энергия.

Дабы определить, в чем измеряется использованная активная электроэнергия, применяется показатель 1 кВт∙ч. Интегрированная реактивная мощность применяется для специальных приборов учета как 1 квар∙ч.

Разница между киловатт и киловатт-час

Киловатт (кВт) – единица, используемая при измерении мощности, образованная от Ватт.

Киловатт-час (кВТ∙ч) – единица, используемая при учете электроэнергии.

Они очень схожи, но это касается только названия. Более того, данные единицы относятся к разным физическим величинам.

Ватт (Вт) – системная единица, применяемая в измерении мощности. Универсальная производная в системе СИ, обладающая особым наименованием и обозначением. Была признана в 1889 году и названа в честь человека, который ее придумал в процессе создания универсальной паровой машины – Джеймс Ватт. Но в СИ единицу включили лишь в 1960 году. С того же времени она приобрела широкое применение в измерении любой мощности:

  • электрической;
  • тепловой;
  • механической и т. п.

Вполне допускается образование кратных и дольных показателей от исходной Ватт, для чего используется набор стандартных префиксов СИ – мега, гига, кило и т. п.

Единицы мощности кратные Вт:

  • 1 Вт;
  • 1 000 Вт = 1 кВт;
  • 1 000 000 Вт = 1000 кВт = 1 мВт;
  • 1 000 000 000 Вт = 1000 мВт = 1 000 000 кВт = 1 гВт.

Киловатт-час отсутствует в системе СИ, относясь к внесистемным единицам. С ее помощью производится исключительно измерение количества используемой или произведенной энергии.

На территории Российской Федерации использование этой единицы регламентировано ГОСТ 8.417-2002, который обуславливает однозначное название, формулировка и область применения. Рекомендовано применять кВТ∙ч в качестве основной единицы измерения учета количества электроэнергии. Потому что именно данная мера признана самой удобной и практичной, позволяющей получать самые точные результаты.

Но ГОСТ не запрещает применение кратных показателей, где это действительно уместно:

  • 1 кВт∙ч = 1000 Вт∙ч;
  • 1 мВт∙ч = 1000 кВт∙ч и т. п.

Правильное написание показателей:

  • полное прописное название пишется через дефис – киловатт-час;
  • сокращенное обозначение пишется через точку посередине – кВт∙ч.

Мощность электроприборов обозначается так:

  • ватты и киловатты – Вт, кВт, W, kW;
  • ватт-час и киловатт-час – Вт∙ч, кВт∙ч, W∙h, kW∙h;
  • вольт-амперы и киловольт-амперы – VA, kVA.

Вт и кВт применяются для обозначения общей физической мощности любого прибора относящегося к электрическим устройствам. Если на корпусе обозначены цифры с указанием одной из этих единиц, значит, прибор развивает данную мощность. Но для тепловых электроприборов пишут тепловую мощность, которую может выдать основной тепловой элемент.

 

 


 

Энергосбережение — одна из самых актуальных задач нынешнего столетия. Наша страна располагает всеми необходимыми природными богатствами, чтобы не только обеспечивать себя топливно-энергетическими ресурсами, но и экспортировать их в стратегически важных для импортеров объёмах. Это совершенно не означает допустимость энергорасточительности, ведь лишь эффективное использование энергии в процессах производства товаров и услуг способно сделать эти товары и услуги конкурентоспособными на мировом рынке, тем более, что на современным этапе развития мировой экономики продолжается постоянный рост цен на энергоносители.

Об аспектах проблемы и перспективах её решения своим мнением поделились наши эксперты.

1. Каков по вашим оценкам в настоящее время резерв энергоэффективности по секторам:

а) генерация тепловой и электрической энергии;

б) распределение энергии;

в) коммунальное и промышленное потребление?

Аванесов В. М.:

В настоящее время максимальный резерв энергосбережения находится в коммунальном хозяйстве и промышленности — до 40%, что подтверждается результатами проведённых энергетических обследований. Достаточно большое количество энергии (до 15 %) теряется при передаче и распределении. Резерв энергоэффективности при генерации тепловой и электрической энергии оценить достаточно сложно. Его наличие возможно, прежде всего, за счёт модернизации оборудования энергоснабжающих организаций и грамотного распределения нагрузок потребителей.

Проблема энергосбережения всегда была существенной, но сегодня, когда научно обоснованы границы запасов невозобновляемых источников энергии, которые, как оказалось, небезграничны, задача повышения энергоэффективности приобретает новое жизненно важное значение. Помимо этого, в связи с увеличением производства ВВП в мире, ростом внутреннего и внешнего товарооборота, усилением конкуренции, необходимо снижение доли энергоресурсов в цене товара. Рост потребления энергоресурсов привёл к тому, что проблема надёжного и эффективного энергоснабжения переросла, во-первых, в проблему политическую и, во-вторых, в проблему экологическую. Реализация потенциала стран и производств в области энергосбережения позволяет улучшить условные показатели энергоёмкости товаров и услуг без увеличения энергомощностей, а следовательно, улучшить показатели экологической безопасности.

Яковлев Ю. С.:

а) не более 15%;

б) 15-20%;

в) от 30 до 70% (есть факты, позволяющие говорить и о показателе свыше 90% по электроэнергии, принимая во внимание увеличения сроков эксплуатации оборудования, отсутствие ремонтов в течение многих лет и т.д.).

Головков С. В.:

В области генерации тепловой энергии существующие на сегодня технологии можно разделить на две группы — решения для котлов малой мощности (до 4 МВт) и для больших котлов (свыше 4 МВт). Абсолютное большинство малых котлов оборудованы автоматикой импортного производства, у которой наряду с множеством плюсов есть существенный минус — отсутствие автоподстройки под дрейф параметров объекта управления. Настройка производится лишь раз в год при сезонной режимной наладке котла. Якобы при малых мощностях снижение КПД вследствие ухода характеристик (например, из-за люфтов, трения, подсосов) пренебрежимо мало.

В действительности же, учитывая, что все большую долю в генерации тепловой энергии занимают небольшие блочно-модульные и крышные котельные, — реальная цифра потерь довольно высока (сжигаются лишние 20 000-40 000 м3 газа за сезон на каждый МВт мощности котел). Выход — использование автоматики с возможностью оптимизации горения, окупаемость — 1 сезон.

По котлам большой мощности ситуация намного проще в плане технических решений и гораздо сложнее в организационном отношении. Практически все ТЭЦ принадлежат какой-либо ТГК. Все оборудование, что устанавливается, должно быть из перечня разрешенного оборудования, утвержденного в конкретной ТГК. Существует огромное количество наработок, технологий, конструкций (у разных фирм и институтов), позволяющих повысить КПД работы ТЭЦ. Но ввиду незаинтересованности ТГК во внесении этих разработок в свои разрешительные перечни (по целому ряду причин: нежелание вникать в наукоемкие технологии, налаженная система откатов от фирм, попавших в перечень, инертность в принятии решений и т.д) так и остается невостребованным большинство разработок, способных повысить эффективность ТЭЦ.

В области распределения энергии в России никакие резервы повышения эффективности никогда не будут востребованы по причине специфической системы ценообразования (тарифов) на энергию.В сфере промышленного потребления энергии существенный резерв энергоэффективности — применение систем энергетического мониторинга, предлагаемых целым рядом компаний.

Самуйлова Т. Р:

Тема энергоэффективности является одной из основных тем, обсуждаемых в настоящее время в мировом энергетическом сообществе. Она нашла свое отражение в решениях «Большой восьмерки» (Генуя, 2001 г., Эвиан, 2003 г., Си-Айленд, 2004 г., Гле-ниглс, 2005 г.), включая саммит в Санкт-Петербурге, и является одной из инициатив германского председательства в G8 в 2007 г. Эта тема является обязательной частью энергодиалога Россия—ЕС, ведущегося с 2001 г., и содержится в разработанных Комиссией европейских сообществ документах «Энергетического пакета» по формированию энергетической стратегии Евросоюза, включая «Дорожную карту» в области возобновляемой энергетики, а также в Плане действий на период 2007—2009 гг., принятом Европейским Советом в марте 2007 г.

Энергетическая стратегия России в настоящее время направлена на такое развитие страны, при котором будут достигаться цели модернизации российской промышленности, повышение ее производительности и активизация инновационной деятельности, развитие научно-технологического потенциала и производственного потенциала для обеспечения национальной безопасности, повышение эффективности топливно-энергетического комплекса и развитие потенциала топливно-энергетической инфраструктуры, повышение конкурентоспособности продукции российской промышленности, качества това-ров и услуг для потребителей. Наша страна, по официальным данным, имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики превышающую (в расчете по паритету покупательной способности) вдвое аналогичный показатель в США, в 2,3 раза — в целом по миру и в 3 раза — в развитых странах Европы и в Японии.

Существующий потенциал энергосбережения России (2007 г.) составляет 360-430 млн. тонн условного топлива или около 40-45% текущего потребления энергии, из них:

• 33% — сосредоточены в ТЭК (в т.ч. треть в электроэнергетике и теплоснабжении);

• 32% — в промышленности;

• 26% — в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Учитывая эти обстоятельства, энергетическая

политика страны, сформированная в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», рассматривает повышение энергетической эффективности как важнейшее направление всей экономической политики государства как один из главных стратегических ориентиров. Достижение этого ориентира обеспечивается в рамках основных составляющих государственной энергетической политики — рационального недропользования, развития внутренних рынков, региональной и внешней энергетической политики страны.

В энергостратегии России определены основные механизмы реализации стратегии: формирование рациональной рыночной среды; поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов; техническое регулирование. С использованием указанных механизмов осуществляется и государственная политика в сфере энергоэффективности, основные принципы которой: системность; стратегическая направленность; создание необходимого нормативно-законодательного обеспечения; использование механизмов частно-государственного партнерства; обеспечение необходимой информационной поддержки.

На региональном уровне ведется значительная работа в рассматриваемой сфере. Региональные законы «Об энергосбережении» приняты в 45 субъектах РФ; на территории 47 субъектов РФ реализуется более 600 программ, действуют 80 центров, агентств, некоммерческих партнерств и 24 фонда энергосбережения. Новые энергоэффективные решения закладываются в осуществляемых при поддержке инвестиционного фонда РФ крупных проектах, в частности, по развитию Нижнего Приангарья, где одновременно завершается строительство Богучанской ГЭС установленной мощности 3 000 МВт и Богучанского алюминиевого завода производительностью 600 тыс. тонн алюминия в год.

По оценкам экспертов, к 2030 г. спрос на энергоресурсы по стране увеличится в полтора с лишним раза, причем приблизительно на 80% этот спрос будет удовлетворяться за счет ископаемого топлива, запасы которого ограничены. Поэтому только глубокое понимание всего комплекса проблем и видение причинно-следственной связи: энергоэффективность — экология — экономика помогут исправить существующее положение ТЭКа.

 

2. Насколько быстро и за счет каких технических, экономических, законодательных и иныхмер можно реализовать этот резерв в каждом изсекторов?

Аванесов В. М.:Скорость реализации резервов напрямую зависит от настойчивости во внедрении технических, экономических и законодательных мер. Наиболее быстро эффект экономии достигается при выравнивании графика нагрузки, устранении утечек и применении качественной изоляции. Кроме того, существенным стимулирующим фактором ускорения работ в области энергосбережения стало бы предоставление возможности самостоятельной реализации выявленных резервов мощности (например, продажи) организациям, проводящим у себя энергетические обследования и внедряющим энергоэффективные мероприятия.

 

Для того чтобы завтра можно было сэкономить какие-то энергетические ресурсы, необходимо сегодня вложить определённые финансовые средства. Иногда сроки окупаемости энергосберегающих проектов превышают 5-7 лет, и для предприятий, при отсутствии стимулирующего льготного кредитования, это невыгодно.

Яковлев Ю. С.:

Программа должна быть рассчитана на 10-12 лет, а работа — проведена на всех уровнях. Необходимо обязать и стимулировать материально внедрение организационных и технических мер по энергосбережению как частных лиц, так и предприятий.

Самуйлова Т. Р.:

Любое решение по управлению предприятием нужно оптимизировать по скорости возврата вложений. Есть ряд типовых мероприятий, применение каждого из которых — это гарантированное снижение энергоемкости в среднем на 3-5%. В случае, когда предприятие требует значительной модернизации, эффект рассчитывается уже в более значительных диапазонах — 15-30%, а иногда и 40%. Коммунальное хозяйство и промышленное производство в настоящее время наименее рационально эксплуатируют энергетику. Отрасль распределения энергии (электрических, тепловых сетей) по проекту имеет КПД 95%, вернуться к этому КПД «достаточно легко» — просто заменить сети на новые.

Я считаю, что там, где действительно работает модель свободного рынка, вопросы энергосбережения решаются не в приказном или административном порядке, а в порядке текущем, плановом, стратегически важном, и срок окупаемости при этом может быть от 3 месяцев до 10 лет, никого это не пугает. А вот в плановой экономике, все, казалось бы, с одной стороны, проще, но с другой стороны, неплановый рост цен уменьшает возможности инвестирования в энергоэффективность. Поэтому современные источники тепловой и электрической энергии (котельные, электростанции) зачастую не живут, а выживают.

Головков С. В.:

Правительством Российской Федерации в августе 2003 года была утверждена энергетическая стратегия России на период до 2020 года, если реально выполнять всё, что в ней декларировано, то во всех секторах энергетики эффективность возрастёт.

3. Какие меры повышения энергоэффективности представляются вам наиболее актуальными в период финансово-экономического кризиса? Что может быть сделано за счет малобюджетных и/или организационных мероприятий в самое ближайшее время?

Аванесов В. М.

:Меры по повышению энергоэффективности в период финансово-экономического кризиса очевидны и известны:

— дополнительное (необходимое) финансирование;

— строгая дисциплина при выполнении плана мероприятий;

— действенный контроль со стороны надзорных органов.

Многие предприятия в условиях действующего законодательства не хотят тратить деньги на решение проблем, остро перед ними не стоящих. В то же время рост производства энергии отстаёт от роста потребляемой мощности. Открытие новых предприятий, а следовательно, и новых рабочих мест, задерживается в связи с нехваткой энергетических мощностей, что недопустимо. Необходимы административные меры регулирования процесса энергосбережения. Другая проблема, без решения которой не помогут никакие указы, проблема кадровая. Отечественный опыт показывает, что для решения вопросов такого масштаба, имеющих государственное значение, требуются грамотные специалисты-технологи, при этом задача менеджеров всех уровней сводится к обеспечению необходимых условий специа-листам-технологам для успешного решения поставленных проблем.

Яковлев Ю. С.:

Если рассматривать новые проекты, то уже сейчас можно оптимизировать энергозатраты, применяя уже известные и проверенные технологии при содействии проектных институтов (которые тоже надо бы аттестовать на предмет знания и умения применять эти технологии в профильных отраслях). Дополнительным стимулом могла бы послужить финансовая поддержка проектов, которые направлены на очистку среды обитания (вода, воздух и т.д.).

Огромное значение приобретает такое направление, как ветроэнергетика. Принципы ее применения известны, есть компании, которые могут инициировать ряд проектов от местных до федеральных. Нужна работа экспертов и относительно небольшая финансовая поддержка государства для разработки стратегии и поиска более эффективных технологий, адаптированных под региональные условия России.

И нужны честные люди для контроля за расходованием этих средств.

В существующей инфраструктуре требуется энергетическая инвентаризация, составление реестров энергопотерь. Только имея общую картину (допустим, ЖКХ), можно составить жесткую программу энергосбережения с расчетом затрат на каждый объект. Кстати, в регионах работали и работают «Центры энергосбережения», у которых, скорее всего, имеются наработки, идеи и предложения. Было бы идеально их объединить и использовать для решения этой задачи. Фактически на каждом объекте можно что-то сделать в этом плане — от простой теплоизоляции и освещения до полной автоматизации режимов.

Самуйлова Т. Р:.

На мой взгляд, период кризиса — это своего рода проверка боевой готовности, проверка на выживаемость в экстремальных условиях. А значит, своеобразный итог непрерывной работы. Если работа по повышению энергоэффективности на предприятии велась, если есть как минимум «сообщения до востребования», то есть накоплен некий научно-информационный багаж по технологиям, применимым к конкретному предприятию, то не все шансы потеряны. В идеале современное предприятие, которому не страшен кризис, — это энергоэффективное экономичное, оборудованное по последнему слову техники, с минимальным уровнем энергоемкости в своей отрасли производство.

Но вопрос, к сожалению, в таком ракурсе в России не стоит. Поэтому для нашей действительности вопрос ставится иначе — что бы такого экстренного сделать, чтобы выжить в критической ситуации. Что ж, ответ есть. Совершить маленькую локальную промышленную революцию на отдельно взятом предприятии. Звучит заманчиво и высокозатратно? Да, но такова теория развития систем — от эволюции до революции.

 

Поэтому актуальными могут быть любые меры, которые в конечном итоге подходят для конкретного производства, предприятия, объекта ЖКХ. В актуальной теме энергосбережения и повышения энергоэффективности нет неактуальных мер. К сожалению, для большинства предприятий сейчас вопрос стоит гораздо тривиальнее — заниматься ли вообще повышением энергоэффективности производства, если «я исправно плачу любую цену за все энергоресурсы, а все мои затраты учтены в себестоимости продукции»? Когда речь идет о естественной монополии, то существует возможность использовать рычаги государственного регулирования. А когда речь идет, скажем, о выпуске молока или выпечке хлеба в хлебопекарных печах, работающих на природном газе? Здесь вступают в действие экономические особенности местных рынков и, как правило, неэластичность спроса упраздняет необходимость энергосбережения. За счет малобюджетных и/или организационных мероприятий может быть реализовано до 5% энергосберегающего потенциала. То есть на эту величину можно реально снизить энерго- и ресурсопотребление любого объекта. В самое ближайшее

 

время можно стать на рельсы повышения энергоэффективности, всерьез заняться внутренним контролем за рациональным использованием топлива, энергии, воды и ощутить эффект по сравнению с прошлым опытом. Это вовсе не означает «затянуть потуже пояса», а означает, снизив потребление, вырабатывать столько же, сколько и раньше. Из младенца матушки Земли, который еще плохо доносит ложку до рта, превратиться хотя бы в отрока, который крепко держит ее в руках и не проливает молоко себе на воротничок.

 

4. Как вы оцениваете деятельность различных энергокомпаний, промышленных групп, федеральных и муниципальных властей в области энергоэффективности?

Аванесов В. М.:

Государство не проводит внятной политики в области энергосбережения. Большинство устремлений федеральных (региональных) властей носят декларативный характер. Закон «Об энергосбережении» не работает, и прежде всего из-за отстранения органов государственного энергетического надзора от контроля за обязательным проведением энергетических обследований предприятиями, потребляющими более 6000 тонн условного топлива. Программы энергосбережения не подкреплены действенными экономическими и законодательными мерами, зачастую принимаются поздно, и реальная работа переходит в разряд «бумажной».

Прошёл первое чтение новый законопроект «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Законопроект, действительно, актуален, но вызывает двоякие чувства. С одной стороны, даны определения энергосбережения, энергосберегающих технологий, прописаны меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации путём создания условий для сохранения невозобновляемых природных ресурсов РФ и охраны окружающей среды. С другой стороны, порядок реализации предлагаемых мер достаточно громоздок, сложен и неудобен для использования. Не прослеживается связь с предыдущим законом, который, конечно же, был несовершенен, но под него выстроена определённая система, и при принятии нового закона она практически ликвидируется, т.е. теряется накопленный опыт проведения энергетических обследований, внедрения энергосберегающих мероприятий и т.д. Кроме того, желательно, чтобы законопроект редактировали не только юристы, но и технически грамотные специалисты (учёные-энергетики, инженеры), которые знают, например, что энергоёмкость не измеряется в ваттах.

Яковлев Ю. С.:

Вопрос сложный, требует тщательной подготовки и анализа. Чтобы сравнить, надо владеть цифрами, а пиарить известные фирмы не хочется. Скажу, что 99% успеха любой энергосберегающей программы зависит от отношения и поддержки местных властей. Простой пример: МУП «Водоканал» в Калининграде,

где специалисты своего дела (Ю. И. Сенников) при поддержке областного руководства (мэр. Ю. Савенко, губернатор Г. Босс) занялись частотным регулированием станций водоподкачки 4-го уровня и добились экономии от 60 до 93% по расходу электроэнергии. Мои иностранные коллеги не хотели верить, но сейчас уже 6 станций дают экономию в миллионы рублей (точную сумму может дать по запросу директор предприятия). Это реальный подход к делу и пример решения такого рода задач.

Что касается промышленных групп — это также непаханое поле для энергетического консалтинга и специалистов по автоматизации. Чем старше предприятие, тем обширнее поле деятельности в энергосбережении.

Головков С. В.:

В области энергоэффективности картина деятельности перечисленных структур выглядит так: генерирующие компании, тепловые и электросети заинтересованы в повышении эффективности лишь в плане поддержания имиджа технически прогрессивных предприятий. Обычно это ограничивается участием в финансировании небольших НИОКР и заканчивается оформлением красивых бумажных отчетов. Хотя есть и исключения, пример — сотрудничество Саратовской ТЭЦ-5 (Волжская ТГК) и энергетического факультета СГТУ, результат которого — внедрение теплообменников, повышающих КПД водогрейных котлов. Объяснение слабой заинтересованности энергетиков в эффективности: любые затраты и потери всегда спишутся на увеличение тарифов. К тому же отличительная особенность ситуации в этой области — нет ни одного нормативного документа (ГОСТ, СНиП, РД), предписывающего требования повышения эффективности. Везде говорится лишь о требованиях к надежности функционирования. Конечно, косвенно это тоже влияет на эффективность.

Из федеральных структур могу отметить лишь Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства, который реально помогает в разработке и внедрении новых решений.

5. Насколько приоритетным для государства сегодня является вопрос энергоэффективности экономики, и можно ли ожидать более активных правительственных программ по соинвестирова-нию или даже субсидированию повышения энергоэффективности различных секторов?

Аванесов В. М.:

Вопрос повышения энергоэффективности экономики является для нашего государства первоочередным, без решения которого невозможно достичь высокой конкурентноспособности с наиболее развитыми мировыми экономиками. Поэтому необходимо на законодательном уровне решить вопросы стимулирования энергосбережения и государственного контроля за выполнением требований законов.

Что касается науки, то вопросы энергоресурсосбережения достаточно длительное время являются её составной частью. Конечно, необходимо учитывать мировой опыт энергосбережения, но и в России есть отличные наработки, способные решать проблему эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, особенно в области теплоснабжения. Например, внедрение замкнутых систем водоснабжения, частотно-регулируемых приводов, тепловых насосов, использование геотермальных источников. Следует учитывать, что наша страна обладает самой протяженной в мире береговой зоной, характеризуемой сильными однонаправленными ветрами, т.е. существует большая перспектива использования атмосферной энергии и т. д. Можно привести примеры, когда российские разработки нашли своё первое применение за рубежом. И одна из больших бед заключается в отсутствии на государственном уровне технологии внедрения инноваций, в том числе в области энергосбережения: существуют проблемы финансирования (льготного кредитования), налогового стимулирования предприятий за внедрение энергоэффективных технологий, достойной оплаты труда авторов разработок и специалистов, обеспечивающих это внедрение.

Яковлев Ю. С.:

Думаю, в ряде законов имеются положения, учитывающие и организационные, и технические моменты при проектировании и строительстве. Что касается субсидирования секторов — отдельный большой вопрос, та же ветроэнергетика в будущем может сделать Россию независимой от добычи газа и нефти и обеспеченной недорогой энергией.

Самуйлова Т. Р.:

Сбережение энергоресурсов равносильно их производству, и зачастую именно оно представляет собой более рентабельный и экологически ответственный способ обеспечения растущего спроса на энергию. Энергетическая эффективность многих отраслей России, да и СНГ (особенно ЖКХ) в 3—5 раз ниже, чем в странах Западной Европы,

 

Северной Америки, Японии. Поэтому ученые полагают, что экономика постсоветских стран может быть представлена как богатейшее месторождение энергоэффективности, по потенциалу сопоставимое с крупнейшими залежами энергоресурсов. Это месторождение надо разрабатывать, вкладывать средства не только в приобретение энергосберегающего оборудования, но и, образно говоря, в разведку самих месторождений энергоэффективности, т.е. в технологии контроля качества, энергоэффективности, технической надежности и эксплуатационной безопасности производственных процессов, оборудования, инженерных коммуникаций, зданий и сооружений.

Может оказаться так, что вопросы энергосбережения, отданные в руки руководителей предприятий, столкнутся с самым сложным вопросом, тем более, в период кризиса — с финансированием. В таком ракурсе энергосбережение может быть забыто до периода следующей стабилизации финансового рынка.

Но может сбыться и оптимистичный прогноз — возведенные в ранг государственных приоритетов, вплоть до создания «национальных программ», вопросы повышения энергоэффективности и энергосбережения, поддержанные государством, не только вытянут страну из кризиса с минимальными потерями, но и сохранят ресурсы, благоприятную экологическую обстановку для будущих поколений.

А пока в силу вступает «естественный» закон энергосбережения: подпадая под влияние кризиса, отечественные предприятия сокращают штатную численность, снижают величину затрат на непроизводственное потребление и, параллельно с этим, снижают производственные мощности, а значит, снижают и величину затрат на ресурсы. Вот и выходит, что в глобальном масштабе мы «бережем» ресурсы (впрочем, не занимаясь энергоэффективностью), так как отсутствие финансов приводит к снижению добычи нефти, газа, твердого топлива и воды, оттягивая срок истощения их запасов на Земле.

В чем заключаются проблемы энергосбережения в России.

 

1. На производстве:

использование устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям энергоэффективности,

применение устаревших технологий в производственном цикле,

отсутствие финансовой возможности закупить новую технику и внедрять прогрессивные энергосберегающие меры,

слабые организационные меры по обеспечению энергосберегающих мероприятий.

Программа энергосбережения • Энергетический паспорт

2. В сфере жилищно-коммунального хозяйства:

ветхий жилой фонд и ветхие инженерные коммуникации, вследствие которых происходят значительные потери тепла,

нехватка источников финансирования работ по реконструкции и модернизации инженерных систем и зданий жилого фонда,

невозможность установить поквартирные приборы учета расхода тепла (в домах застройки до 2000 га) из-за конструктивных особенностей систем отопления, а иногда и по причине изношенности внутридомовых сетей,

слабая мотивация конечных потребителей к экономии энергетических ресурсов.

3. В строительстве.

Проблемы энергосбережения в строительстве наблюдаются и в рамках программ реконструкции, и в части вопросов вновь возводимого жилья:

не решена проблема использования современных систем вентиляции (с рекуперацией) в строящихся и реконструируемых зданиях (старые и неработающие системы приводят к дополнительным теплопотерям и ухудшению микроклимата в помещениях),

использование в массовом строительстве дешевых стройматериалов, несмотря на налаженный в России выпуск энергосберегающих решений (производство теплоотражающих стекол, светопрозрачных конструкций, фотоэлектрических панелей, теплоизоляционных материалов),

слабое использование в строительстве альтернативных источников энергии (солнечные коллекторы и батареи, тепловые насосы, ветровые генераторы),

слабое применение в России новейших строительных технологий (опыта западных стран).

Энергоэффективный дом

Энергоэффективный дом

4. На общероссийском уровне.

нехватка узкопрофильных квалифицированных специалистов в области энергосбережения по отраслям (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и пр.),

недостаточно четко проработанные законодательные акты в области энергосбережения,

отсутствие программ по поддержке производителей энергосберегающей продукции,

отсутствие норм, регламентирующих вопросы энергосбережения в строительстве,

недостаток опыта финансирования энергосберегающих проектов со стороны банков.

В этой статье мы упомянули проблемы энергосбережения лишь некоторых отраслей хозяйственной деятельности и только ключевые причины недостаточного энергосбережения в каждой из них.

 

В других отраслях проблема энергосбережения не менее актуальна.

Это транспортная сфера, агропромышленный комплекс, металлургия, топливно-энергетический комплекс и пр.

На сегодняшний день любое предприятие из этих сфер деятельности может сделать как минимум один шаг в направлении энергосбережения – пройти энергетическое обследование с выявлением источников энергопотерь и составлением программы по внедрению энергосберегающих мероприятий.

1. ЗАПРЕТ НА ЭНЕРГО-НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ТОВАРЫ

 

Речь идет о введении запрета или полного ограничения производства, оборота товаров с высокой степенью энергопотребления, если на рынке есть энергетически эффективные товары-аналоги.

 

2. ОГРАНИЧЕНИЕ ОБОРОТА ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ

Запрет на импорт, выпуск и реализацию ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. Муниципальным и государственным предприятиям запрещается закупать лампы накаливания в целях освещения.

3. ТРЕБОВАНИЕ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ ПО КЛАССАМ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

Это требование распространяется на бытовые приборы, перечень которых приведен в ФЗ №261. Маркировке подлежит также компьютерная и оргтехника.

4. РАСЧЕТЫ ПО ПРИБОРАМ УЧЕТА

Требования по установке приборов учета распространяется как на юридических лиц (госучреждений), так и на собственников жилых домов.

Только в первом случае приборы учета должны быть установлены до начала 2011 года, а во втором – до начала 2012 года (общедомовые и внутриквартирные, за исключением счетчиков на тепловую энергию).

5. ТРЕБОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ НОВЫХ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ

Каждое вновь вводимое в эксплуатацию здание, за исключением культовых зданий, объектов индивидуального строительства, малых сооружений, должно соответствовать требованиям энергоэффективности.

Также должны быть установлены приборы учета.

Что касается новых многоквартирных домов, то застройщик должен определить класс энергоэффективности здания и указать эту информацию на фасаде дома.

6. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Законом установлен перечень предприятий, которые обязаны пройти обязательное энергообследование до конца 2012 года, а затем не реже 1 раза в 5 лет.

7. ТРЕБОВАНИЯ К БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

ФЗ №261 об энергосбережении обязывает все бюджетные предприятия с 2010 года обеспечить сокращение энергопотребления не менее чем на 3% ежегодно в течение 5 лет по отношению к показателям 2009 года.

Программа энергосбережения • Энергетический паспорт

8. ПРОГРАММЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Программы по энергосбережению должны быть составлены всеми предприятиями с участием государства, муниципалитета, регулируемыми компаниями, а также муниципальными образованиями и регионами.

9. ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ ДОГОВОРЫ

Закон вводит понятие и порядок заключения энергосервисных контрактов, цель которых помочь юридическим (физическим) лицам сэкономить энергоресурсы без инвестирования собственных средств.

По контракту оплата производится из доли сэкономленных средств.

10. ДОЛГОСРОЧНОЕ ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Для повышения энергоэффективности предприятий коммунального комплекса, естественных монополий предполагается применить долгосрочный способ тарифного регулирования – от 3-х лет и более.

11. ФОРМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

ФЗ №261 устанавливает такие формы поддержки, как:

налоговые льготы (инвестиционный налоговый кредит, возмещение процентов по кредиту на проекты по энергосбережению),

предоставление субсидий на лучшие энергосберегающие программы на уровне муниципалитета, регионов.

Таким образом, требования закона об энергосбережении призваны обеспечить энергосбережение во всех отраслях жизнедеятельности человека, что должно привести к значительному сокращению энергопотребления в стране.

ФЗ №261 ВВОД ЗДАНИЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ. НОВЫЕ И РЕКОНСТРУИРОВАННЫЕ ЗДАНИЯ.

Сначала мы приводим основные статьи ФЗ 261, которые касаются ввода зданий в эксплуатацию.

 

Статья 11 п.6 Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Статья 11 п.7 Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Энергопаспорт здания по проектной документации

ЭНЕРГОПАСПОРТ ЗДАНИЯ ДЛЯ ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

19 000 руб.

Статья 11 п.8. Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Статья 11 п.10. В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и (или) требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия. Такое требование может быть предъявлено застройщику в случае выявления указанного факта несоответствия в период, в течение которого согласно требованиям энергетической эффективности их соблюдение должно быть обеспечено при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здания, строения, сооружения.

 

Статья 12 п.1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

 

Статья 12 п.2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 12 п.3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

 

Статья 37 п.3 Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей.

 

Статьи 11, 12, и 37.3 касаются:

Новых зданий

Реконструированных зданий

Зданий после капитального ремонта

Не допускается ввод в эксплуатацию зданий не соответствующих требованиям энергоэффективности.

Ответственность за энергоэффективность здания несет застройщик.

Государственный строительный надзор проводит контроль энергоэффективности здания, присваивает класс энергетической эффективности здания.

Несоблюдение требований энергоэффективности здания может повлечь штраф до шестисот тысяч рублей.

Для ввода таких зданий в эксплуатацию необходимо провести энергетическое обследование, которое «докажет», что здание соответствует современным требованиям энергосбережения.

Результатом энергетического обследования является энергетический паспорт здания.

Вот форма энергетического паспорта здания.

Энергетический паспорт здания необходимо зарегистрировать в СРО по энергоаудиту. После регистрации энергопаспорт становится официальным документом, который может быть использован для ввода здания в эксплуатацию.

 

ФЗ 261 ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ)

 

Сначала мы приводим основные статьи Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», которые касаются коммерческих предприятий и организаций, а далее следует небольшой комментарий, как положения закона применяются на практике.

 

ФЗ 261 ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Статья 16 п.1 Обязательное энергетическое обследование. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: 5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей пятьдесят миллионов рублей за календарный год;

 

Сумма годовых затрат на энергоресурсы установлена в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014 г. N 818 г. Москва «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований»

 

Статья 16 п.2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.

 

Энергетический паспорт организации или учреждения

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ УЧРЕЖДЕНИЯ

19 000 руб.

 

УЗНАТЬ ПОДРОБНО

Статья 15 п.2. Основными целями энергетического обследования являются:

 

получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

определение показателей энергетической эффективности;

определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Статья 15 п.4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

 

Статья 15 п.5.3. Лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является.

 

Статья 15 п.7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

 

об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

о показателях энергетической эффективности;

о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.

Статья 37 п.8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Запрет на продажу ламп накаливания, который вступил в силу 1 января 2014 года, может быть отменен. Соответствующий законопроект1 внесла в Госдуму группа депутатов.

 

Депутаты предлагают вычеркнуть п. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором прописан указанный запрет.

 

Напомним, ограничение вводилось постепенно с 2011 года: сначала были запрещены лампы накаливания мощностью более 100 ватт, затем разрешенная мощность уменьшалась, пока наконец все лампы накаливания не исчезли с прилавков.

 

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что для многих граждан цена энергоэффективных ламп нового поколения слишком высока. Эти лампы стоят в 10 и более раз больше, чем лампы накаливания. При этом, как отмечают депутаты, энергосберегающий эффект от их применения в масштабах страны сводится на нет за счет устаревшего промышленного оборудования и линий электропередач.

 

Кроме того, авторы законопроекта указывают, что за три года в России так и не были открыты пункты сбора и утилизации энергоэффективных ламп (содержащих ртуть). Утилизируясь как обычный мусор, эти лампы наносят вред экологии. Некоторые эксперты утверждают, что свет подобных ламп вреден для зрения. Наконец, при включении большого количества таких ламп в доме может не выдержать трансформатор. Авария в итоге приводит к большим потерям энергии, чем при штатном использовании ламп накаливания

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: