№
| ВИД ТРУДА
| ОБЪЕМ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
| МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
| ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
|
| Хозяйственно-бытовой труд
| Хозяйственно-бытовой труд:
- помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);
- уход за игрушками, их мытьё.
Ц: - формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками.
| Наглядный, словесная инструкция
| групповая
|
Организация уборки в игровых зонах группы.
Ц.: приучать детей к эстетическому виду игровой зоны, учить самостоятельно закончив игру правильно расставлять используемые игрушки (сортировать их). Видеть, отбирать, и чинить игрушки самостоятельно или с привлечением родителе. Учить отвечать за сохранность игрушек.
| Совместное выполнение действий, словесные рекомендации, анализ результата.
| игровая организация детей малыми подгруппами
|
Самообслуживание:
- одевание – раздевание;
- содержание в порядке одежды и обуви.
Ц: - совершенствование умений самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду;
- обучение умению замечать неполадки в одежде и обращаться за помощью к взрослым.
| Объяснение+показ, анализ эстетического оформления.
| Дежурные – малая группа (2 ребенка)
|
|
| Труд в природе
| Труд на прогулке:
- очистка участка от снега;
- расчистка дорожек от снега;
- расчистка снега со скамеек;
- кормление птичек у кормушки.
- сбор снега для постройки;
- расчистка дорожки после снегопада;
- сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой;
- кормление птичек у кормушки;
- постройка снежной горки.
Ц:- воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок;
- воспитывать трудолюбие;
- воспитывать желание помочь взрослым;
- учить правильно пользоваться метлой, доводить начатое дело до конца;
- воспитывать желание заботиться о птицах.
- учить работать сообща;
- закреплять умение работать сообща, радоваться результатам своего труда;
-учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата;
- воспитывать желание заботиться о птицах;
- воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.
|
Совместное выполнение действий, игровая организация детей, командная работа, использование метода соревнования.
|
Малые подгруппы.
|
Труд в уголке природы: продолжать закреплять умения работать малой группой в уголке природы;
закреплять навыки полива и мытья растений;
навыки ухода за листьями с гладкой крупной поверхностью;
Самостоятельное выполнение пассильных индивидуальных поручений.
| Показ-объяснение, совместное выполнение действий, оценка результата работы, анализ полученного результата.
| Индивидуально-подгрупповая работа.
|
|
| Ручной труд
| Ремонт книг группы: «Мастерская добрых дел»
Изготовление сюжетных композиций «Зимний лес», «Ладошковая елочка»
Изготовление экибан, украшений.
| Показ-объяснение, совместное выполнение действий, анализ актуальности выполнения работы совместно.
| Групповая организация
|
|
| Художествен-ный труд
| Совместное создание объемной куклы-зимы
Коллективное панно «Узоры матушки Зимы»
| Показ-объяснение, совместное выполнение действий
| Подгруппа детей по желанию
|
|
Наблюдения за явлениями неживой природы
|
1.
|
Снег.
| Любую прогулку можно начать с вопросов:
- Тепло или холодно сегодня?
- Есть ли солнце на небе?
- Идет снег или нет?
- Есть ли ветер?
1. Выйдя на улицу, обратить внимание детей, какой свежий воздух, как все вокруг преобразилось. Это наступила зима. На земле лежит снег. Предложить подкинуть с помощью лопатки снег вверх. Он разлетится. Значит снег легкий, пушистый. Вместе с детьми можно очистить дорожку от снега на участке.
В конце прогулки предложить детям положить снег на ладошку: пусть почувствуют, что он холодный. Обратить внимание детей, что снег растаял на их ладошках от тепла.
2. Во время снегопада, снег кружится в воздухе. После снегопада показать, какие высокие сугробы намело вокруг. Предложить детям поиграть со снегом (слепить снежнее фигуры). Делая постройки, рассказать детям о свойствах снега (он липкий, белый, холодный).
3. В морозную погоду рассмотреть с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на темном фоне. Спросить: «На что похожи снежинки?»
Понаблюдать, как замерзает вода, разлитая в формочки, с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки. Ими можно украсить участок.
|
2.
| Солнце.
| По-прежнему ведутся наблюдения за солнцем. Дети отмечают, что зимой солнце не греет, поднимается невысоко, путь его становится короче.
|
3.
|
Мороз.
| Утром дети увидят, что все стекла разрисованы красивыми, причудливыми узорами, сквозь которые просвечивает солнце. Объяснить, что это мороз заморозил стекла, значит, на улице холодно.
Знакомьте детей со свойством воды, превращаться в лед.
Знакомьте детей со свойствами льда. Малыши узнают, что лед прозрачный. В начале зимы рассмотрите через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Если бросить льдинки, они разбиваются на мелкие кусочки — лед твердый.
|
4.
|
Оттепель.
| Во время оттепели любимое занятие детворы — лепка снеговиков. В такую погоду можно поиграть и в снежки, подправить свои постройки из снега.
Поговорите с детьми о погоде. Они скажут, что сегодня тепло. «Оттепель,— уточняет воспитатель.— А что можно сказать про снег, какой он?» «Снег липкий — из него можно лепить»,— отвечают дети.
Во время оттепели обращайте внимание детей на сосульки. Это растаявший снег под действием солнца превратился в воду, а затем замерз, образовав лед. Пусть дети потрогают сосульки рукой и сделают вывод, что они прозрачные, твердые, холодные.
Покажите детям деревья, когда после оттепели ударит мороз. На ветках образуется тонкий слой льда. Ветки качаются от ветра, задевают друг друга — и слышен тихий мелодичный звон.
|
5.
|
Вьюги и метели.
| В феврале дуют сильные ветры. Снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окна. Предложите прислушаться, как завывает ветер. Скажите, что на дворе метет метель. На прогулке покажите сугробы, которые намело около заборов, а в других местах снега нет и даже видна земля. Спросите, почему так получилось. (Это ветер дул в сторону забора.)
|
6.
| Сосульки
| Постепенно солнце греет все сильнее, появляются сосульки. Понаблюдать за ними в мороз и оттепель. Дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают, и появляется вода. Предложить послушать, как звенит капель (поставить ведерко под капающие сосульки).
|
Наблюдения за растительным миром
|
1.
| Прогулки в парк.
| Показать, что и каждого дерева есть ствол и ветки. У одного дерева кора темная, а у другого светлая. На ветках нет листьев.
Деревья разные по высоте Поиграть в игру «Раз, два, три – к низкому (высокому) дереву беги!»
Объяснить детям, что деревья зимой надо беречь: не обламывать веток, не играть у самых корней.
|
2.
| Труд взрослых.
| Дворники очищают тротуары от снега, посыпают дорожки песком, чтобы людям было удобно ходить. Если удастся, покажите работу снегоуборочной машины. Как быстро и ловко сгребает она снег! Объясните детям, что снег увозят на поля. Весной он растает, и для растений будет больше влаги.
|
Наблюдения за животным миром
|
1.
| Земноводные, рептилии.
| В отдельных крымских районах лягушки озерные и жабы зеленые в спячку не впадают; В теплые зимы гадюки степные просыпаются в январе. В феврале заканчивается спячка у тритонов, лягушек, жаб, прытких ящериц, желтопузиков
|
2.
| Птицы.
| Гуляя по парку, дети наблюдают за воробьями, которые молча сидят на ветках деревьев. Птицам нужны еще и витамины. Предложите детям посеять в ящиках овес и салат для подкормки. Во второй половине месяца января раздается первая песня синицы большой. Начинают петь овсянки, дрозды черные, барабанит большой пестрый дятел. Степные жаворонки кочуют стаями. В конце февраля прилетают скворцы, чибисы. Ворон и гриф черный ремонтируют гнезда
|
3.
| Млекопитающие.
| Заяц-русак приближается к селениям. Белка к паркам. У барсука и зайца в феврале появляются выводки. В конце февраля просыпается суслик.
|