СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………. | |
1. Общие методические рекомендации……………………... | |
2. Нормативный материал…………………………………… | |
3. Учебная литература………………………………………... | |
4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет……………………………………………………. | |
5. Перечень информационных технологий…………………. | |
6. Другие учебно-методические материалы………………... | |
7. Содержание дисциплины………………………………….. | |
Тема 1. Мораль, право и этика в современной практике …. | |
Тема 2. Профессиональная этика юриста и ее значение в уголовном процессе …………………………………………. | |
Тема 3. Общие проблемы профессиональной этики юриста в уголовном процессе………………………………….......... | |
Тема 4. Нравственные начала уголовно-процессуального доказывания………………………………………………….. | |
Коллоквиум по темам 1 – 4………………………...………... | |
Тема 5. Мораль и этика в стадии предварительного расследования…………………………………………………….. | |
Тема 6. Нравственные начала осуществление прокурором полномочий в уголовном процессе ………………………… | |
Тема 7. Морально-этические основы процессуальной деятельности адвоката…………………………………………... | |
Тема 8. Принципы морали в судебной деятельности ……... | |
Тема 9.Культура уголовного процесса……………………... | |
Тема 10.Нравственное воспитание в уголовном процессе... | |
Коллоквиум по темам 5-10…………………………………... |
|
|
Введение
Приступая к изучению спецкурса «Этика уголовного процесса», будущим юристам надлежит осознать всю актуальность, пользу и необходимость приобретения таких специфических знаний, обусловленные следующим.
Во-первых, в уголовном процессе, как и в других сферах общественной жизни, средством регулирования поведения, взаимоотношений между людьми являются не только правовые нормы, но и нормы морали. И именно в уголовном процессе как специфической сфере деятельности, связанной с реализацией государственного принуждения, привлечением лиц к уголовной ответственности, разрешением вопроса о их виновности или реабилитации, применением наказания, особое значение приобретают нравственные принципы: справедливость, гуманизм, честность. Их претворение в судопроизводстве является непременным условием успешного решения его задач и зависит не только от профессиональных, но и нравственных качеств судей, прокуроров, следователей, дознавателей и адвокатов.
Во-вторых, уголовный процесс, как и все общественные отношения в сфере борьбы с преступностью, не могут быть отрегулированы исключительно нормами отраслевого законодательства, ибо все богатство межличностных связей, конфликтов и тактических приемов, присутствующих при производстве по уголовному делу, доступно и подлежат лишь нравственному регулированию.
|
|
В-третьих, для указанного механизма регулирования, как правило, не подходит использование норм и принципов одной лишь общей морали, ибо таковая не имеет единого содержания, ведь нормы разнятся из-за относимости к разным системам: христианство, буддизм, мусульманство, коммунистическая, демократическая мораль и т.д. Кроме того, универсальная нравственность исходит из приоритета должного, т.к. мораль понимается как цель и объект общественных отношений, а профессиональная нравственность допускает использование своих норм как средства достижения задач профессиональной деятельности, поэтому запрещаемое общей моралью может получать форму нравственно допустимого в морали профессиональной.
В-четвертых, в практической уголовно-процессуальной деятельности остро стоит проблема унификации как нравственно-правовых правил производства по уголовному делу, так и практики их применения, в особенности при принятии решений оценочного характера и при реализации предусмотренных уголовно-процессуальным законом дискреционных полномочий, в процессе которой максимально задействовано внутреннее убеждение дознавателя, следователя, прокурора, судьи.
Решению этих вопросов призвана служить профессиональная этика юриста, в частности этика уголовного процесса как наука о его нравственных началах, целью преподавания которой является подготовка специалиста, обладающего не только теоретическими знаниями в области уголовного судопроизводства, но и высоконравственными качествами: справедливостью, честностью, профессиональной ответственностью, профессиональным долгом, культурой поведения.
Настоящий спецкурс призван:
· углубить знания студентов в сфере уголовного судопроизводства, регулируемого правом и моралью комплексно,
· привить навыки критического анализа норм уголовно-процессуального законодательства с точки зрения общих принципов нравственности;
· выработать у студентов нравственные критерии допустимости тактики уголовно-процессуальной деятельности;
· сформировать у студентов нравственное сознание, соответствующее профессиональным качествам современного правоприменителя;
· научить студента применять в практической деятельности приобретенные знания профессиональной этики юриста:
Ø о взаимодействии морали и права в юридической профессии и в уголовно-процессуальной деятельности в частности;
Ø о нравственных требованиях, предъявляемых к личности юриста;
Ø о нравственных основах культуры юридического труда;
· о нравственных началах уголовно-процессуального доказывания, предварительного расследования, осуществления правосудия по уголовным делам, а также деятельности прокурора и адвоката.
В совокупности указанные задачи способствуют формированию у студентов стойких общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению магистерской подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» по программе «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности».
Общие методические рекомендации
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки магистра 40.04.01 «Юриспруденция», в результате освоения настоящей дисциплины магистрант должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями в части правотворчества, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности:
|
|
Ø способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
Ø способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
Ø способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
Ø способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
п/п | Код компетенции (или ее части) | Уровни сформированности компетенции | ||
Пороговый (удовлетворительный) | Продвинутый (хорошо) | Высокий (отлично) | ||
ОК – 2 | Знать: - содержание профессиональных обязанностей в уголовном процессе Уметь: - правильно выбирать этическую норму, регулирующую уголовно-процессуальные отношения Владеть: - навыками оценки этичности уголовно-процессуальной деятельности | Знать: - содержание профессиональных обязанностей в уголовном процессе - содержание этических норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения Уметь: - правильно выбирать этическую норму, регулирующую уголовно-процессуальные отношения - правильно устанавливать фактический состав ситуации, требующей применения этической нормы в уголовном процессе Владеть: - навыками оценки этичности уголовно-процессуальной деятельности - навыками толкования этических норм, применяемых в уголовном процессе | Знать: - содержание профессиональных обязанностей в уголовном процессе - содержание этических норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения - социальное значение профессиональных видов деятельности в уголовном процессе Уметь: - правильно выбирать этическую норму, регулирующую уголовно-процессуальные отношения - правильно устанавливать фактический состав ситуации, требующей применения этической нормыв уголовном процессе - применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных ситуациях в уголовном процессе Владеть: - навыками оценки этичности уголовно-процессуальной деятельности - навыками толкования этических норм, применяемых в уголовном процессе - навыками идентификации и устранения причин нарушения нравственных норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения | |
ПК – 2 | Знать: - содержание правоприменительного процесса в уголовном процессе Уметь: - правильно выбирать юридическую норму, регулирующую уголовно-процессуальные отношения Владеть: - навыками оценки законности уголовно-процессуальной деятельности | Знать: - содержание правоприменительного процесса в уголовном процессе - содержание правовых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения Уметь: - правильно выбирать юридическую норму, регулирующую уголовно-процессуальные отношения - правильно устанавливать фактический состав правоотношения, требующего применения правовой нормы в уголовном процессе Владеть: - навыками оценки законности уголовно-процессуальной деятельности - навыками толкования юридических норм, применяемых в уголовном процессе | Знать: - содержание правоприменительного процесса в уголовном процессе - содержание правовых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения - пути совершенствования правоприменительного процесса в уголовном процессе Уметь: - правильно выбирать юридическую норму, регулирующую уголовно-процессуальные отношения - правильно устанавливать фактический состав правоотношения, требующего применения правовой нормы в уголовном процессе - выносить правоприменительные решения в конкретных ситуациях в уголовном процессе Владеть: - навыками оценки законности уголовно-процессуальной деятельности - навыками толкования юридических норм, применяемых в уголовном процессе - навыками идентификации и устранения причин нарушения юридических норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения | |
ПК – 13 | Знать: - нравственную проблематику уголовно-процессуальных отношений Уметь: - формулировать групповые задания учащимся для освоения этических знаний при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока Владеть: - навыками обсуждения этической проблематики уголовного судопроизводства в учебных целях | Знать: - нравственную проблематику уголовно-процессуальных отношений - особенности овладения этическими знаниями при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока Уметь: - формулировать групповые задания учащимся для освоения этических знаний при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока - формулировать индивидуальные задания учащимся для освоения этических знаний при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока Владеть: - навыками обсуждения этической проблематики уголовного судопроизводства в учебных целях - навыками организации самостоятельной работы студентов при овладении этическими знаниями при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока | Знать: - нравственную проблематику уголовно-процессуальных отношений - особенности овладения этическими знаниями при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока - регламент организации самостоятельной работы студентов при овладении этическими знаниями при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока Уметь: - формулировать групповые задания учащимся для освоения этических знаний при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока - формулировать индивидуальные задания учащимся для освоения этических знаний при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока - формулировать творческие задания учащимся для освоения этических знаний при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока Владеть: - навыками обсуждения этической проблематики уголовного судопроизводства в учебных целях - навыками организации самостоятельной работы студентов при овладении этическими знаниями при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока - навыками научно-педагогического консультирования по проблемам этики уголовного процесса | |
ПК – 15 | Знать: - цели, задачи и основные средства правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений Уметь: - применять основные средства правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений Владеть: - навыками реализации средств правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений | Знать: - цели, задачи и основные средства правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений - особенности процесса правового воспитания при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока Уметь: - применять основные средства правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений - оценивать эффективность воспитательных средств в уголовном процессе Владеть: - навыками реализации средств правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений - навыками организации воспитательной работы со студентами при овладении этическими знаниями при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока | Знать: - цели, задачи и основные средства правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений - особенности процесса правового воспитания при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока - проблемы правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений Уметь: - применять основные средства правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений - оценивать эффективность воспитательных средств в уголовном процессе - обсуждать проблемы правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений и формулировать направления их решения Владеть: - навыками реализации средств правового воспитания в сфере уголовно-процессуальных отношений - навыками организации воспитательной работы со студентами при овладении этическими знаниями при изучении дисциплин уголовно-процессуального блока - навыками научно-педагогического консультирования по проблемам правового воспитания в сфере уголовного процесса |
|
|
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм формирования профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической), для настоящей дисциплины является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра.
В рамках настоящего учебного курса предусмотрены встречи с представителями российских государственных правоприменительных органов и организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки консультационной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские и другие необходимые юристу личностные и профессиональные качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, юридических консультаций населения в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), преподавание настоящей дисциплины в форме авторского курса по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ ЮЗГУ, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых ФГОС ВО.
Для достижения эффективного усвоения материала внимание студентов акцентируется на выполнении ими тренировочных заданий (задач), научных и творческих заданий с применением нормативных, доктринальных и научных источников.
Особое внимание уделяется таким технологиям обучения: деловым играм, инсценировкам процессуальных ситуаций, графическим структурно-логическим формам ответа на вопросы, наглядным методам обучения.
Доля аудиторных занятий, проводимых в интерактивной форме, от общего числа аудиторных занятий составляет: 30,8 % по очной форме обучения и 25 % - по заочной.
Интерактивными образовательными технологиями, используемыми при проведении аудиторных занятий, являются (в скобках указаны часы для заочной формы обучения):
№ | Наименование раздела (лекции, практического или лабораторного занятия) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Объем, час. |
1. | Мораль и этика в стадии предварительного расследования (лекция) | Электронная презентация, выполненная в программной среде Microsoft PowerPoint | 2 (0) |
2. | Мораль и этика в стадии предварительного расследования (практическое занятие) | Межгрупповая дискуссия при участии сотрудников правоохранительных органов, суда или адвокатуры, электронная презентация, выполненная в программной среде Microsoft PowerPoint | 2 (2) |
3. | Морально-этические основы процессуальной деятельности адвоката (практическое занятие) | 2 (2) | |
4. | Принципы морали в судебной деятельности (практическое занятие) | 2 (0) |
Рефераты, доклады, сообщения выполняются студентами в рамках внеаудиторной подготовки и обсуждаются в форме семинара.
Коллоквиум представляет собой занятие, проводимое в целях контрольной проверки ранее изученного материала по нескольким темам.
Для усвоения материала обязательно наличие Уголовно-процессуального кодекса РФ в последней редакции на практических занятиях, учебных и методических пособий кафедры по дисциплине.
Условными усредненными комплексными ориентирами подготовленности студента являются:
Отлично – знание учебного, нормативного и научного материала.
Хорошо – знание учебного и нормативного материала.
Удовлетворительно – знание учебного материала.
На основании указанных данных осуществляется балльно-рейтинговая оценки качества освоения студентами основных образовательных программ в соответствии с нормативной документацией ЮЗГУ.
Условием допуска к зачету является получение студентами очной формы обучения не менее 24 баллов в течение семестра.
Перечень нормативного материала, основной и дополнительной учебной и научной литературы, а также иных информационно-методических ресурсов дан в отдельных, нижеследующих разделах, что тем не менее предполагает самостоятельное приискание студентами, опираясь на них,новых источников дополнительной литературы.
После 4-ой и 10-й тем содержатсявопросы, выносимые на коллоквиум.
Завершается изучение курса зачетомпо вопросам либо в форме автоматизированного тестирования.
Нормативный материал
Международные акты
1. Всеобщая Декларация прав человека [Текст]: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.] // Российская газета. 1998. 10 декабря.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Текст]: [принята 4 ноября 1950]; [с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г. с протоколами № 3, 5, 8, тексты протоколов № 1, 2, 4] // Собрание законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.
3. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.09.2013).
4. Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.09.2013).
5. Международный Пакт об экономический, социальных и культурных правах [Текст]: [принят 19 декабря 1966 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831).
6. Международный Пакт о гражданских и политических правах [Текст]: [принят 19 декабря 1966 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.
7. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 10.12.1985 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.09.2013).
8. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания [Текст]: [принята 10 декабря 1984 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 45. Ст. 747.
9. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания [Текст]: [принята 26 ноября 1987 г.] // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4465.
10. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.09.2013).
11. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.09.2013).