Методические рекомендации для самостоятельной работы
При самостоятельной подготовке к практическим занятиям студентам в первую очередь надлежит выявить родственную связь дисциплины «Гарантии прав личности в уголовном процессе» с ее «материнской» наукой – уголовно-процессуальным правом.
Правовой статус личности в уголовном процессе – одна из основополагающих научных и практических проблем в науке уголовно-процессуального права, а потому разработка любой, даже институционно-технической проблемы в сфере борьбы с преступностью не может обходиться без взгляда на содержание прав, обязанностей и ответственности лиц, вступающих в соответствующие уголовно-процессуальные отношения. Данную мысль следует развить самостоятельно, продемонстрировав на примерах конкретных уголовно-процессуальных институтов. Далее на основе анализа и примеров необходимо сформулировать круг вопросов науки уголовно-процессуального права, углубленное освоение которых формирует предмет изучаемой дисциплины.
При определении значения дисциплины следует особо отметить не только ее когнитивную (познавательную), но и мировоззренческую значимость для подготовки специалиста для осуществления профессиональной деятельности в современном состязательном демократическом уголовном процессе.
Дисциплина «Гарантии прав личности в уголовном процессе», несмотря на свою педагогическую молодость, имеет конкретное место в системе юридических дисциплин, для выявления которого необходимо разложить систему на элементы, определить внутренние связи, ее формирующие. Кроме того, следует обратить внимание на политико-идеологические причины, которые обусловили невостребованность данной дисциплины в советской системе юридического образования и необходимость в современной.
Система курса «Гарантии прав личности в уголовном процессе» не отличается наличием особенностей и традиционно включает общую и особенную части, а разделение материала согласовано с общими для правовых дисциплин критериями, которые и надлежит определить студентам, чтобы разложить вопросы, изучаемые дисциплиной, в указанные две части.
На основании проведенных логических операций можно перейти к формулированию задач, которые стоят перед дисциплиной в образовательном и практическом планах.
2. Выполнить творческие, тестовые, тренировочные и научные задания (по пособию: Козявин, А.А. Гарантии прав личности в уголовном процессе [Текст]: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Козявин. – Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2013. – 341 с.)
Дополнительная литература
1. Уголовный процесс: Учебник для вуз. / П. А. Лупинская; Под ред. П. А. Лупинской. - М.: Юристъ, 1995. - 544 с.
2. Россинский С. Б. Уголовный процесс России [Текст]: курс лекций / С. Б. Россинский. - М.: Эксмо, 2007. - 576 с.
3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации [Текст]: учебник / Институт государства и права Российской академии наук; отв. ред. И. Л. Петрухин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Пpоспект, 2007. - 664 с.
4. Смирнов А. В. Уголовный процесс [Текст]: краткий курс / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
5. Гельдибаев М. Х. Уголовный процесс [Текст]: учебник / Мовлад Хасиевич Гельдибаев, Валерий Васильевич Вандышев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 719 с.
6. Уголовный процесс [Текст]: учебник / под ред. д-ра юр. наук, проф. В. П. Божьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. - 524 с.
7. История российского правосудия [Текст]: учебное пособие / под ред. Н. А. Колоколова. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 447 с.
ТЕМА 2.
Права человека и их гуманитарный, международный и уголовно-процессуальный смысл