Тема 2. Основы антикризисного управления

1. Потребность и необходимость в антикризисном управлении.

2. Механизмы антикризисного управления.

3. Стратегия и тактика антикризисного управления

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тема 3. Государственное регулирование кризисных ситуаций

1. Понятие и основные направления регулирования.

2. Законодательная базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

3. Оздоровление жизнеспособных предприятий.

4. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников.

5. Регулирование деятельности арбитражных управляющих.

6. Создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тема 4. Банкротство предприятий и банков

1. Основания и порядок открытия дела о банкротстве.

2. Управление должником в рамках процедуры наблюдения и финансового оздоровления.

3. Внешнее управление должником.

4. Конкурсное производство.

5. Упрощенные процедуры банкротства.

6. Банкротство отдельных категорий должников.

7. Банкротство кредитных организаций.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тема 4. Диагностика банкротства

1. Показатели предбанкротного состояния;

2. Оценка вероятности банкротства на основе мультифакторных моделей;

3. Показатели структуры баланса

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тема 5. Санация предприятий

1. Понятие и участники санации.

2. Виды санации.

3. Условия и содержание досудебной и арбитражной санации.

4. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тема 6. Управление рисками

1. Понятие, субъекты и объекты управления рисками.

2. Функции управления рисками.

3. Виды рисков.

4. Средства разрешения рисков.

5. Приемы снижения рисков

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тема 7. Механизмы повышения антикризисной устойчивости

1. Инвестиционная политика в антикризисном управлении.

2. Инновационная составляющая антикризисного управления

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Тема 8. Социальные аспекты антикризисного управления

1. Человеческий фактор антикризисного управления

2. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

ТЕМЫ И ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

 

Текст контрольной работы выполняется рукописно или с помощью компьютерной техники. Рукописный текст может быть написан на одной стороне листа формата А4 с высотой прописной буквы 10 мм. С применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ. В этом случае выполнение текстовых документов рекомендуется осуществлять обычным шрифтом (Normal) типа "TimesNewRoman", размер шрифта 14 пунктов, межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ 1,5 см.

Текст документа следует оформлять на листах писчей бумаги, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. Текст форматируется по ширине страницы.

Листы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами. Номер листа проставляется на нижнем поле листа справа. На титульном листе номер листа не ставится (ГОСТ 1.5, ГОСТ 2.105, ГОСТ 2.301).

Контрольная работа должна содержать следующие разделы:

1.Содержание

2.Введение

3.Основная часть

4.Список использованных источников

Список использованных источников, в которых приводятся сведения об использованных источниках, упомянутых в тексте контрольной работы в порядке их упоминания (ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.12, ГОСТ 7.80, ГОСТ 7.82, ГОСТ 8.417).

Каждый вариант контрольного задания включает два вопроса из перечня, приведенного ниже. Выбор варианта контрольного задания осуществляется по двум последним цифрам зачетки по таблице приложения А.

Перечень вопросов к контрольной работе:

1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии, причины их возникновения и типология

2. Признаки кризиса: распознавание и преодоление. Роль кризисов в социально-экономическом развитии.

3. Классификация кризисных явлений в развитии социально-экономической системы.

4. Методический аппарат для оценки и прогноза стратегических рисков.

5. Механизм государственной власти и кризисы системы государственного управления. Причины и последствия кризисов государственного управления.

6. Преодоление кризисов государственного управления. Реформы как средство антикризисного управления.

7. Кризисы в развитии организации. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации, финансовой несостоятельности.

8. Возникновение кризисов в организации. Тенденции циклического развития организации. Опасность кризисов в циклическом развитии организации.

9. Особенности и виды экономических кризисов. Закономерности возникновения и разрешения экономических кризисов.

10. Причины экономических кризисов. Фазы цикла и их проявление.

11. Основные черты антикризисного управления.

12. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.

13. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления. Признаки и особенности антикризисного управления.

14. Понятие технологии антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления.

15. Общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации.

16. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. Параметры контроля кризисных ситуаций

17. Антикризисный менеджмент. Анализ финансового состояния предприятия.

18. Миссия и мотивация предприятия.

19. Понятие о стратегическом планировании. Сравнение стратегического и долгосрочного управления.

20. Контроль и контроллинг.

21. Реинжиниринг предприятия.

22. Обеспечение безопасности предприятия.

23. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.

24. Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.

25. Анализ налогового риска. Оптимизация налогообложения.

26. Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой. “Новый курс” Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей американской корпорации Крайслер.

27. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.

28. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.

29. Роль и деятельность арбитражного суда в процессе банкротства предприятия.

30. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.

31. Ликвидация обанкротившихся предприятий.

32. Санация предприятий. Реорганизация и ликвидация кооператива.

33. Мировой опыт процедуры банкротства.

34. Диагностика кризисов в процессах управления. Основные параметры диагностирования. Этапы диагностики кризиса. Методы диагностики кризиса. Информация в диагностике.

35. Диагностика банкротства предприятия.

36. Анализ предпринимательских рисков.

37. Управление предпринимательскими рисками.

38. Риски в антикризисном управлении. Природа и классификация управленческих рисков.

39. Антикризисное управление риском.

40. Концепции обеспечения безопасности: устойчивого развития, приемлемого риска и оправданного риска.

 

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

1. Балдин К. В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень [Электронный ресурс]: Учеб.пособие / - 6-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 268 с. – Режим доступа:

http://znanium.com/bookread2.php?book=415555

2. Альтернативные пути преодоления глобального экономического кризиса: материалы междунар. науч.-практ. конференции / КубГТУ, [ Под ред. М.Б. Щепакина ]. - Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2013 (101303). - 349 с.

3. Антикризисное управление организацией[Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=437639

Дополнительная

4. Фирсова А.А. Антикризисное управление [Электронный ресурс]: учеб.пособие – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 179 с.– Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book =458062

5. Кочеткова А.И. Основы управления в условиях хаоса (неопределенности). Часть 2 [Электронный ресурс] - М.: ИНФРА-М, 2014. - 700 с. – Режим доступа:

http://znanium.com/bookread2.php?book=464350

6. Теория антикризисного управления социально-экономическими системами (ресурсный подход)[Электронный ресурс]: Монография / С.Е. Кован. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book =415464

7. Арутюнов Ю.А. Антикризисное управление [Электронный ресурс]: учебник для студентов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 416 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=390266

Приложение А

 

 

Номера вариантов контрольной работы

№ зачётки номер варианта номера вопросов задания
    1;21
    2;22
    3;23
    4;23
    5;25
    6;26
    7;27
    8;28
    9;29
    10;30
    11;31
    12;32
    13;33
    14;34
    15;35
    16,36
    17,37
    18,38
    19,39
    20,40

ГЛОССАРИЙ

Актив — часть бухгалтерского баланса, отражающая размещение средства предприятия (егоосновных средств, запасов и незавершенного производства, дебиторской задолженности и денежныхсредств).

Активы нематериальные — патенты, лицензии, права пользования, авторские права, торговыемарки, товарные знаки, программные продукты, ноу-хау.

Активность деловая — одна из характеристик деятельности человека или организации,проявляющаяся в инициативности, изобретательности, эффективности, интенсивности,результативности и полезности.

Активность социальная — одна из характеристик поведения личности или группы людейотносительно защиты интересов, ценностей, идеалов.

Анализ конфликта — сопоставление факторов конфликтной ситуации с целью установленияхарактера, причин возникновения конфликта и определения путей и средств его разрешения.

Анализ риска — разложение структуры объекта на элементы, установление взаимосвязеймежду ними с целью выявления источников, факторов и причин различного вида риска, сопоставлениевозможных потерь и выгод.

Антикризисный процесс — это процесс реализации антикризисных процедур применительно кдеятельности несостоятельных предприятий.

Антикризисная стратегия маркетинга — выдвижение наиболее важных задач в областипроизводственной, ценовой и сбытовой политики фирмы, способствующих достижению стабильностиразвития бизнеса и снижению риска банкротства.

Антикризисное управление — это процесс воздействия на объект управления с цельюпредупреждения и профилактики кризиса; выведение из кризиса и устранение его последствий;проведение процедур банкротства — ликвидация объекта.

Апелляция — обращение в вышестоящую инстанцию с целью обжалования решений илипостановлений.

Арбитраж — рассмотрение спорных дел посредником (судом), назначаемым по соглашениюсторон.

Арбитражный управляющий (временный, административный, внешний, конкурсный) — лицо,назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства или осуществления иныхполномочий, установленных законом.

Аттестация — комплексная оценка деятельности организации на предмет ее соответствияустановленным нормативам и требованиям.

Арбитражный суд — возбуждает дело о банкротстве предприятия, рассматривает дело,признает должника несостоятельным, принимает решение о принудительной ликвидации и открытииконкурсного производства, о чем уведомляет трудовой коллектив, местные финансовые органы, органыместного самоуправления, банки, обслуживающие предприятие-должника.

Базовый период — период, используемый как точка отсчета при расчетах индекса измененияэкономических параметров. Индекс базового периода обычно принимается за 100%. При ростепараметра на 8% новый индекс составит 108%.

Балансовый отчет — бухгалтерский документ, отражающий финансовое положениепредприятия на определенную дату.

Баланс предприятия — важнейшая форма бухгалтерской отчетности предприятия (в Россииформа № 1). Представляет собой таблицу с показателями на начало и конец отчетного периода. Состоитиз показателей, характеризующих каналы привлечения средств предприятия (пассив) и размещениесредств предприятия (актив).

Банкрот — должник, у которого есть несколько кредитов и который не в состоянии вдальнейшем выполнять свои платежные обязательства. Им может быть физическое и юридическоелицо.

Безакцептное списание средств — списание банком средств с расчетного или иного счетаклиента без его согласия на основании выставленного полномочным органом инкассового поручения.

Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленныйдолжником факт неспособности последнего удовлетворить требования кредиторов в полном объеме илиисполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должникатрансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судомпризнаков неплатежеспособности должника.

Безработица — многоаспектное социально-экономическое явление, когда часть экономическиактивного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочуюсилу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест, и лишается вследствие этогозаработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

Бизнес — это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственныхили заемных средств на свой страх и риск, под свою ответственность, ставящая главными целямиполучение прибыли или другого результата, развитие собственного дела.

Бизнес-план - документ, определяющий курс предприятия на ближайший год в развитие егостратегии.

Бюджет — предположительное исчисление доходов и расходов организации или государства наопределенный срок; распределение и структурирование доходов и расходов; распределение затрат,имеющихся ресурсов (бюджет времени).

Валовые инвестиции — сумма амортизационных отчислений и чистых инвестиций,направляемая на увеличение реального капитала.

Валюта баланса — итог актива и пассива бухгалтерского баланса.

Виды оценки — различают обязательную и инициативную оценки. Обязательная оценкапроводится в случаях и на основаниях, предусмотренных действующим законодательством.Инициативная (или необязательная) оценка проводится по инициативе любого юридического илифизического лица на основании соответствующего договора на оценку.

Внесудебные процедуры — возможность без обращения в арбитражный суд решать путемпереговоров должника с кредиторами вопросы либо продолжения деятельности предприятия-должника,либо его добровольной ликвидации.

Внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должникув целях восстановления его платежеспособности, передача полномочий по управлению должникомвнешнему управляющему; реорганизационная процедура, назначаемая арбитражным судом позаявлению предприятия-должника или кредитора.

Внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнегоуправления и осуществления других полномочий, предусмотренных законом.

Временный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для осуществления мерпо обеспечению сохранности имущества должника, наблюдения за порядком проведения процедурбанкротства в сроки, установленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Гарантия — факторы и условия, обеспечивающие успех дела, поручительство за результатыдеятельности, принятие ответственности в случае неудачи.

Дебиторская задолженность — задолженность других предприятий, организаций,ответственных лиц и государства (дебиторов) данному предприятию.

Девальвация — понижение официального курса денежной единицы страны по отношению кзолоту либо иностранной валюте; показатель кризисного состояния финансов, экономики страны,закрепляет в условиях инфляции обесценение денег.

Депрессия — состояние экономики в послекризисный период. Прекращается падениепроизводства, но уровень его низкий. Товарные запасы превышают наличную денежную массу,снижается жизненный уровень, растет социальная напряженность, расстроены механизмы управления.

Дефицит — нехватка, недостаток чего-либо; в экономике нехватка товаров, средствпроизводства, денежных средств, рабочей силы и пр.

Долговое обязательство — 1) экономические определения: долгосрочное долговоеобязательство; свидетельство задолженности, по которому выплачивается процент; 2) юридическоеопределение: сумма, внесенная для обеспечения взятого обязательства.

Дотация — денежные средства, выдаваемые из государственного бюджета в безвозвратномпорядке для покрытия дефицита финансовых ресурсов предприятий, организаций или местногобюджета.

Доход от продажи имущества — в размере обеспечения иска передается кредиторам.

Защитный срок — время, отводимое предприятию для решения своих финансовых дел. Можетпредлагаться должником и кредитором. Устанавливается на три месяца и может быть продлен еще натри месяца.

Ежегодная процентная ставка — эффективная ежегодная стоимость кредита.

Забастовка — организованное, массовое или коллективное прекращение работы или изменениеее порядка с целью реализации выдвигаемых требований.

Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило,им заработок или трудовой доход.

Защита социальная — экономические, социальные и правовые гарантии, обеспечивающиелюдям соблюдение и реализацию их прав и свобод, достойный уровень и необходимое качество жизни.

Заявление (заявка) по искам — подается кредиторами в срок, указанный в решении обобъявлении конкурса.

Заявление на объявление конкурса — подается должником, кредитором, иным лицом (поспециальному закону).

Инвестиционный портфель предприятия — перечень одновременно осуществляемыхинвестиционных проектов в реальные активы (основные фонды, недвижимость), нематериальныеактивы (объекты интеллектуальной собственности), бизнес (покупка предприятий) и в ценные бумаги.

Инвестиционный проект — это совокупность документов, регламентирующих технические,экономические, организационные, правовые и другие аспекты планирования и осуществлениякомплекса мероприятий по вложению инвестиций.

Инвестиционная программа — это совокупность инвестиционных проектов или предложенийс определенной целевой направленностью, которая в зависимости от ее масштаба может иметьгосударственный, региональный или отраслевой характер.

Инфляция — переполнение сферы обращения денежными знаками сверх потребностейэкономики, процесс обесценения денег.

Информация о рынке — широкий круг специально собранных, обработанных ипроанализированных сведений, используемых при принятии управленческих решений.

Исковое требование — неудовлетворенные долги и доказательства того, что должник являетсябанкротом.

Кадровая политика на кризисном предприятии — составная часть стратегии выводапредприятия из кризиса. Кадровая политика определяет характер взаимоотношений руководствапредприятия с его персоналом. Цель кадровой политики — обеспечение оптимального балансапроцессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии всоответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства,состоянием рынка труда.

Составными частями кадровой политики являются: разработка общих принципов и установлениеприоритетных целей, организационно-штатная политика, информационная политика, финансоваяполитика, политика развития персонала, оценка результатов деятельности. В зависимости отстратегических целей руководства и имеющихся инструментов кадровой работы могут бытьреализованы следующие типы кадровой политики: 1) пассивная, 2) реактивная, 3) превентивная, 4)активная ("авантюристическая"), 5) активная (рациональная).

Конкурсный кредитор — кредиторы, участвующие в конкурсном производстве.

Конкурсный суд — суд, рассматривающий дела о конкурсном производстве. Решениепринимает, как правило, один судья.

Конкурсное производство — процедура ликвидации предприятия-должника путемраспределения конкурсной массы между кредиторами с целью: соразмерно удовлетворить требованиякредиторов, объявить предприятие-должника свободным от долговых обязательств, предотвратитьнеправомерные действия сторон. Открывается, если у должника есть имущество, достаточное покрайней мере для возмещения затрат на конкурсное производство.

Контроль — полномочия осуществлять управление предприятием и определять его политику.

Конфликт (лат. conflictus столкновение) — столкновение противоположно направленных целей,интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей в ходе их взаимодействия. Наиболееопасное последствие конфликта в организации — создание кризисной ситуации. В то же времякризисная ситуация сама является почвой для конфликтов.

Кредиторская задолженность — задолженность данного предприятия другим предприятиям,организациям, ответственным лицам, государству (кредиторам).

Кризис — крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность банкротства,ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломныймомент в процессах изменений.

Кризис предприятия — обусловлен нехваткой собственного капитала, растущими долговымиобязательствами; некомпетентностью руководства предприятия, не умеющего своевременно распознатьи устранить причины кризиса; внешними причинами — неустойчивостью финансового рынка.

Показатель кризиса на предприятии – его неплатежеспособность.

Ликвидация предприятия-должника — наступает с момента исключения предприятия изГосударственного реестра — это прекращение деятельности предприятия по следующим основаниям:по решению собственника, суда или арбитража; признанию предприятия банкротом, если приняторешение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленныхзаконодательством; если решением суда учредительные документы признаны недействительными; подругим основаниям, предусмотренным законодательством, в том числе слияние, присоединение,разделение, выделение, преобразование.

Ликвидационная комиссия — создается собственником предприятия или уполномоченным иморганом; при банкротстве предприятия — судом или арбитражным судом. Проводит работу повзиманию дебиторской задолженности предприятию и выявлению претензий кредиторов с извещениемпоследних о ликвидации предприятия, составляет ликвидационный баланс.

Ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия — стоимостьсписываемых и уничтожаемых активов предприятия, у которого закончился физический цикл жизни.

Ликвидность — это способность превращения активов фирмы, ценностей в наличную валюту,другие ценности, мобильность активов.

Ликвидность баланса предприятия — показатели способности предприятия оплачиватьтекущие обязательства, совершать оборот средств. В качестве официального показателя ликвидностииспользуется "коэффициент текущей ликвидности", определяемый как отношение оборотных средствпредприятия к текущей задолженности.

Мировое соглашение — договоренность между предприятием-должником и кредитором оботсрочке и (или) рассрочке платежей кредитору или скидке с долгов.

Недобросовестное удовлетворение кредиторов — означает, что требования отдельныхкредиторов удовлетворяются в ущерб другим кредиторам.

Недоимка по налогам — сумма налогов, не внесенная налогоплательщиками в бюджет вопрекидействующему налоговому законодательству.

Неудовлетворительная структура баланса — превышение долговых обязательств предприятиянад его активами.

Объект оценки — движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы предприятия,его экономическое состояние и риски, связанные с деятельностью предприятия.

Отчет об оценке — документ, предоставляемый экспертом-оценщиком заказчику, в которомобосновывается мнение эксперта по результату оценки. Отчет включает: сопроводительное письмо,заключение, задание на оценку, основную часть, обоснование и расчеты, допущения и ограничения,согласование результатов, полученных различными методами, приложения, фотографии и другиесправочные материалы, личную подпись, квалификационный аттестат и реквизиты эксперта-оценщика.

Оценка — 1) деятельность экспертов по оценке, результатом которой является определениестоимости объекта с соблюдением соответствующих требований законодательства и стандартов; 2)результат оценки.

Оценочная деятельность — совокупность отношений юридического, организационного ииного характера, в которые вступают ее участники (включая отношения, складывающиеся в процессепроведения оценки, обучения, лицензирования экспертов по оценке, осуществления контроля за ихдеятельностью и применению мер ответственности в случае нарушения норм законодательства пооценке).

Оценочная экспертиза — экспертиза, проводимая по поручению государственных органовуправления и власти на предмет установления действительной стоимости объекта оценки по сравнениюс декларируемой.

Пассив — часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая источники средствпредприятия (уставный капитал и различные фонды, кредиты и займы, кредиторская задолженность).

Период возврата капитала (период окупаемости) — период, в течение которого, как ожидается,собственность принесет доход конкретному инвестору и за который любая потеря капитала должнабыть возмещена потоком чистого дохода. Или, это время, необходимое для возмещения исходныхкапитальных вложений за счет прибыли от проекта.

Подходы к оценке предприятия — имущественный, доходный и сравнительный. Каждыйподход к оценке объединяет ряд методов оценки предприятий. Например, в состав доходного подходавходят метод капитализации дохода и метод дисконтированных денежных потоков.

Покупательная способность денежных доходов населения — потенциальные возможностинаселения по приобретению товаров и услуг; выражается соотношением денежных доходов населения свеличиной прожиточного минимума (количество наборов прожиточного минимума в среднедушевыхдоходах).

Предмет оценки — вид стоимости, а также имущественные и неимущественные права,связанные с объектом оценки.

Принудительная ликвидация — ликвидация предприятия в короткие сроки, когда имуществоликвидируемого предприятия распродается настолько быстро, насколько это возможно, частоодновременно и на одном аукционе.

Принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидациинесостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда.

Прогнозирование — процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образабудущего.

Прогнозный период — период прогнозирования доходов от инвестиций (обычно не выше 5лет); затем рассматривается постпрогнозный период.

Производственные конфликты — открытое или скрытое столкновение индивидуальных и(или) групповых интересов в сфере деловых и профессиональных отношений, складывающихся всовместной производственной деятельности.

На кризисном предприятии можно выделить следующие основные типы производственныхконфликтов: 1) ценностные, связанные с отсутствием разделяемого всем коллективом видениябудущего предприятия; 2) ориентационные, обусловленные низким уровнем мотивации квысокопроизводительному труду; 3) функционально-ролевые, вызываемые несоответствиеморганизации производственной деятельности новым производственным задачам и возникающиможиданиям работников; 4) коммуникативные, порождаемые отсутствием должного уровнявзаимопонимания между работниками предприятия.

Развитие производственного конфликта, превращение его из скрытого в открытый, как правило,проходит следующие фазы, каждая из которых имеет свои симптомы: 1) избегание конфликта(увеличение числа неявок на работу, отсутствие под благовидными предлогами на своем рабочем месте,поддакивание начальству); 2) задавливание конфликта во внутрь (плохое здоровье, пьянство как уход отдействительности, низкая удовлетворенность трудом, нарушения ритма выпуска продукции итехнологической дисциплины); 3) открытое противодействие (распространение слухов, воровство иразрушение оборудования, социальные акции профсоюза, "дикие" и организованные забастовки).

Программа антикризисная — система мер, позволяющих вывести предприятие из кризиса(смягчить кризис, отодвинуть кризис, уйти от кризиса, предупредить кризис, снять последствия кризисаи пр.); комплекс управленческих решений по выводу организации из кризисного состояния.

Риск процентной ставки — вероятность того, что рыночные процентные ставки изменятся, чтоповлияет на стоимость инвестиций с установленной фиксированной ставкой.

Риск управленческий — характеристика управленческой деятельности, осуществляемой вситуации той или иной степени неопределенности, например вследствие недостаточности илиненадежности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерийэффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации потерь илис вероятностью нейтрализации факторов неопределенности и увеличением прибыли. Риск проявляетсяв процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы и выступает одним изконечных результатов управления.

Риск экономический — потери, ущерб, вероятность которых связана с наличиемнеопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также возможные выгода иприбыль, получить которые можно лишь при действиях, обремененных риском.

Санация — реорганизационная процедура с целью оздоровления предприятия-должника,производимая за счет финансирования. Назначается арбитражным судом при наличии ходатайства иоснования возможных перспектив развития предприятия-должника. Устанавливается на срок не более18 месяцев с возможным продлением на дополнительные 6 месяцев.

Санкция — реакция полномочного органа на нарушение порядка или невыполнениеобязательств, акт наказания, предусмотренного системой ответственности.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения междуработниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РоссийскойФедерации, территории, отрасли, профессии.

Срок окупаемости инвестиций — период, в течение которого доходы от инвестицийстановятся равны первоначальным вложениям. Денежные потоки (доходы и расходы) дисконтированы.

Ссудный процент — процент, выплачиваемый за кредит, полученный под реальныеинвестиции.

Ставка доходности инвестиций — показатель эффективности инвестиций, определяемый какотношение текущей стоимости будущих доходов к текущей стоимости капиталовложений.

Ставка дисконта — процентная ставка, коэффициент дисконтирования будущих денежныхдоходов и расходов. Номинальная ставка дисконта учитываем инфляционные процессы. Реальнаяставка дисконта — очищенная

Стратегия разрешения конфликта — система действий, направленных на прекращениепротивоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация стратегии предполагаетдействия по анализу реальных конфликтов и определению методов их разрешения. Различаюторганизационно-структурные, административные и межличностные методы управления конфликтом.

Процесс мобилизации кадрового потенциала кризисного предприятия на выполнение планафинансового оздоровления включает: 1) фазу агитации персонала; 2) фазу профессионального роста; 3)фазу интеграции в организационной культуре предприятия новых образцов деятельности и поведения,способствующих объединению усилий всех работников.

Субсидия — пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством засчет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам,другим государствам.

Умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособностипредприятия; нанесение собственником или руководителем предприятия ущерба предприятию в своихили иных интересах.

Управление кризисом на предприятии включает оперативные программы проведения срочныхмероприятий и стратегические мероприятия по развитию предприятия.

Устойчивость фирмы на рынке определяется относительной стабильностью ее прибыли.

Участники конкурсного производства — конкурсный управляющий предприятием-должником, собрание (комитет) кредиторов, члены трудового коллектива.

Участники оценочной деятельности — эксперты по оценке, их профессиональныеобъединения, органы государственной власти и управления, физические и юридические лица,выступающие как заказчиками оценки, так и в любых других формах.

Фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление о несостоятельности с цельюполучения от кредиторов отсрочки и (или) рассрочки платежей или скидки с долгов.

Финансовое оздоровление предприятия-должника — означает установление финансовогоравновесия путем устранения причин, вызвавших кризис предприятия. Может быть достигнуто за счет:получения отсрочки платежей и при известных условиях отказа кредиторов от части своих требований;превращения краткосрочных обязательств в долгосрочные; превращения капитала кредиторов в паевойили акционерный капитал; отсрочки инвестиции; прекращения всякой деятельности, не приносящейнепосредственно поступлений, не связанной с выплатами; краткосрочной приостановки деятельности вубыточной сфере (насколько это возможно).

Эксперт по оценке — лицо, отвечающее всем требованиям, которые предъявляютсязаконодательством к специалисту по оценке для его профессиональной оценочной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: